СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме: "Коллективная работа как средство сплочения коллектива"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщения опыта работы педагога по изобразительному искусству, доказывающее положительный эффект от коллективных творческих проектов в процессе формирования коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме: "Коллективная работа как средство сплочения коллектива"»

Обобщение педагогического опыта по теме «Коллективная творческая работа как средство создания социокультурной среды в детском объединении».

Информационный отдел обобщения опыта.

Автор: Иванычева Елена Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель образцового коллектива МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Кольчугино Владимирской области; учитель изобразительного искусства высшей категории МОУ СОШ №5 г. Кольчугино, учитель МОУ СОШ п. Металлист Кольчугинского района. Художник, активно занимаюсь живописью и графикой.

Условия возникновения и становления опыта.

Общий стаж моей педагогической деятельности – 29 лет. Работу по специальности учитель ИЗО и черчения начала в сельской школе. С первого же года моей деятельности администрации школы пришлось «догружать» меня кружковой работой по моему профилю. Если вести уроки нас учили, и во время обучения было достаточно много практики, то кружковая деятельность изучалась довольно поверхностно. Поэтому проблемы возникли почти сразу. Как привлечь ребят в кружок? Как заинтересовать их каждой темой, на каждом занятии? Как удержать интерес тех, кто уже год или больше посещал кружок, и создать условия для вливания в коллектив новых членов? Проблемы решались путём проб и ошибок, но первое что я усвоила – правильно начать работу! А начинать её лучше всего всем вместе – коллективной работой.

Актуальность проблемы.

В актуальности коллективного творчества я убедилась очень скоро и с каждым годом убеждаюсь в этом всё больше и больше. Первое, коллективную работу, будь это мозаичное панно, витраж или конструкция из бумаги, можно разделить по уровню сложности и найти каждому члену творческой компании работу по силам. Второе, в процессе творческой деятельности детям приходится тесно взаимодействовать, и они быстро знакомятся и сближаются, особенно это актуально для разновозрастных коллективов. Третье, когда из разрозненных деталей собирается единое изделие, ребят охватывает гордость за выполненную работу, и каждый чувствует себя частью особенного сообщества. Четвёртое, когда работа закончена, она становиться деталью интерьера кабинета Изобразительного искусства или частью художественного оформления школы, способом поздравления учителей или ветеранов ВОВ, творческой помощью подшефному лагерю, а иногда и участником фестиваля или конкурса. Ребята с удовольствием демонстрируют своё участие в работе сверстникам, лучшей рекламы объединения не придумаешь!

Ведущая педагогическая идея.

То, что коллективная работа сплачивает любой коллектив – идея не новая. Но то, когда именно и с какой практической целью данная работа производиться очень важно. Занятия изобразительной деятельностью по сути своей очень индивидуальны. Основная задача художественного образования – научить детей мыслить креативно и независимо. Преподавателю изобразительного искусства необходимо развивать в ребёнке фантазию, творческую активность и умение защищать свои творческие замыслы. Коллективная работа в нашем направлении иногда весьма проблемна и даже нежелательна. Часто педагоги используют коллективную деятельность как итог работы объединения, а это далеко не всегда показательно. Но бывают и исключения. Если коллективная работа ведётся в обычном классе, а не в Изостудии, то такой вид деятельности подходит и для итоговых занятий по разным темам. В данном случае этот метод просто позволяет лишний раз почувствовать каждому из учеников принадлежность к своему классу - сообществу.

Диапазон опыта.

Я не случайно в начале обобщения подробно описала места своей работы. Я уже двадцать девятый год работаю в сельской малокомплектной школе и как учитель и как педагог дополнительного образования. Последние пятнадцать лет я руковожу Изостудией при центре внешкольной работы, сельскую школу пришлось совмещать. Три года довелось поработать учителем ИЗО и руководителем кружка ДПИ в общеобразовательной школе №5 г. Кольчугино. Везде, и на уроках, и на дополнительных занятиях мой опыт по коллективной творческой деятельности успешно работает. С его помощью можно проверить качество усвоения детьми программы, создать доверительный микроклимат в коллективе, упрочить межличностные отношения. Это ли не доказательство широты диапазона его применения. Думаю, администрация моих учебных заведений охотно поставила под этими словами одобрительную резолюцию, так удачно наши коллективные работы вписываются в интерьеры школьных коридоров, и так приятно наблюдать полную наполняемость кружков и объединений.

Теоретическая база опыта.

Изучая опыт работы по формированию коллективов педагогов К.Д. Ушинкого, П.Ф. Коптерева, Н.И.Пирогова, я искала способы развития атмосферы товарищества и взаимопомощи в коллективе. Прочитав, что Н. К. Крупская рассматривала коллективную деятельность детей как богатый источник коллективных переживаний, которые вызывают повышенный интерес к явлениям общественной жизни. Изучив теорию и методику воспитательного процесса А.С.Макаренко, я убедилась в бесспорной эффективности коллективного творчества. Выполняя различные разработки отдельных коллективных проектов, я создала свою теоретическую базу под практической деятельностью моих подопечных.

Технология опыта.

Постановка целей и задач.

Задачи при разработке коллективного творческого дела могут быть разными: выполнение настенного панно для родной школы, участие в конкурсе или проекте, проверка, насколько продвинулись ребята в освоении традиционных и новаторских форм работы, заявка о себе как о крепком и талантливом коллективе. Но цель надо выделить одну – создание социокультурной среды в детском коллективе, а значит обеспечение комфортных условий для сплочения коллектива в единый организм и помощь в быстром и безболезненном вливании в этот организм новых членов. Старшие и опытные должны чувствовать себя наставниками и помощниками, как для учителя, так и для других ребят, младшие и «новенькие» должны как можно быстрее ощутить себя полноправными членами коллектива.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Учебно-воспитательный процесс при коллективной творческой деятельности можно организовать по-разному. Можно, например, предложить ребятам самим придумать назначение, тематику, и технологию изготовления будущей коллективной работы, это разовьёт в детях чувство самостоятельности. Можно принять как соц. заказ от администрации учебного заведения, такое доверие позволит детям ощутить свою значимость как профессионалов в своём деле. Можно предложить старшим воспитанникам придумать задание для младших и в процессе работы стимулировать наставническую деятельность ребят внутри коллектива, что позволит детям чувствовать на себе ответственность за младших товарищей и внимание к себе со стороны старших. Можно заразить ребят участием в выставке или конкурсе, тогда вы удовлетворите потребности в азарте и пополнении дипломами и грамотами портфолио своих учеников. Весьма полезно и логично представлять ежегодные коллективные творческие дела как традицию, тогда со временем появиться, что то, вроде музея, комнаты памяти обо всех тех, кто, когда либо, посещал ваше объединение. Тогда вас из года в год будут посещать ваши выпускники, и вы сможете в течение многих лет отслеживать их судьбу и делать выводы по поводу нужности дела, которым вы занимаетесь. И наконец, многое из вышеперечисленного опыта можно и полезно сочетать.

Содержание образования.

Технологию коллективных творческих дел на уроках изобразительного искусства и занятиях Изостудии я рассматриваю как:

  • Способ формирования детского коллектива;

  • Возможность проявления детьми творческих и организаторских способностей;

  • Способ передачи опыта из поколения в поколение;

  • Средство для осуществления объёмных творческих проектов, соц. проектов;

  • Возможность популяризовать свой коллектив на самом разном уровне.