СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие творческих способностей детей через овладение основами бумагопластики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительная часть.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие творческих способностей детей через овладение основами бумагопластики».»

№35 балабақша Мемлекеттік қазыналық коммуналдық кәсіпорын

Государственное казенно-коммунальное предприятие ясли-сад №35

















Обобщение педагогического опыта Усатенко В.В по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики».

































Павлодар қаласы

город Павлодар





Усатенко Валентина Владимировна

ГККП Ясли-сад №35

должность – воспитатель

категория – высшая

Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики».

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, рисунка, фантазии и творчества».

В. А. Сухомлинский.

Вступительная часть.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.

Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественный труд.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – художественно – эстетическое, поэтому проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник работы с бумагой в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумага – материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.

Педагогическая целесообразность.

Ведущая педагогическая идея опыта - преемственность обучения между детским садом и школой.

Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. «Волшебная бумага» — так называется вариативная программа. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Актуальность опыта работы заключается в том, что он способствует подготовке детей к успешному обучению в школе; отражает потребность детей творить, создавать, созидать своими руками в стремлении здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми.

Инновационный характер.

Работа с бумагой приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Иногда возникшую проблемную ситуацию решить традиционными способами бывает невозможно. Здесь в изодеятельности приходят на помощь нестандартные решения.

При традиционных формах обучения на занятиях ребенок, получая информацию, способен быстро ее воспроизвести. Но он не принимает участия в творческом процессе поиска путей решения проблемы. Таким образом, недостаточно развивается творческое мышление и фантазия.

Применение нетрадиционных техник выполнения работ развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Дети узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества. Способов нетрадиционных техник работы с бумагой много. Например: изделия из мятой бумаги, изделия из полосок, изделия на основе конуса, цилиндра, коробок, изделия в технике оригами, квиллинга, торцевания, изготовление макетов и т. д. Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира.

Новизна заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я могу», настрою на позитивный лад, снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Отличительной особенностью опыта работы является применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.

Данный опыт работы отличается тем, что

- позволяет расширить возможности образовательной области по художественно-эстетическому развитию детей;

- он ориентирован на развитие творческого потенциала и художественных способностей дошкольников соразмерно личной индивидуальности.

Цель опыта: создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики.

Задачи.

1. Образовательные:

- обучать детей различным (нетрадиционным) приемам и способам выполнения работ из бумаги;

- знакомить со свойствами и качеством бумаги;

- расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бумаги;

- знакомить со средствами художественной выразительности.

2. Развивающие:

- развивать творческие способности детей через бумагопластику;

- развивать художественное восприятие жизни, познавательную и речевую активность детей;

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; внимание, память, воображение, любознательность;

- обогащать сенсорный опыт;

- развивать эстетический вкус;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, точность движений;

- формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к бумагопластике;

- воспитывать стремление творить своими руками, уверенность в своих силах и способностях;

- воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым изделиям, уважение к труду другого человека;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному;

- поощрять проявление индивидуальности в творческой деятельности, воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

- сплачивать детский коллектив в процессе коллективного творческого труда;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Бумагопластика:

- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

- происходит развитие глазомера,

- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

- в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса,

- она стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания,

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами,

- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий,

- она совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Основные принципы.

В основу опыта положены следующие педагогические принципы:

• принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью);

• принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);

• принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

• принцип систематичности (систематические занятия – гарантия всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению)

• принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

• принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

• принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка);

• принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);

• принцип единства чувств и знаний (полученные детьми знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально – чувственной сфере);

• принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).

Работа по бумагопластике ведется с учетом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастным особенностям дошкольников.

Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Создаются условия, необходимые для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха, положительная эмоциональная обстановка во время работы.

Используется наглядность, иллюстративность, наличие дидактических материалов.

Систематические занятия с ребенком бумагопластикой гарантируют его всестороннее развитие и успешную подготовку к школьному обучению.

Методы и приемы.

Для реализации опыта работы используются разнообразные формы и методы проведения ОУД. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; метод эксперимента с различными материалами в изобразительной деятельности, направленный на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиску новых приемов работы; метод создания проблемной ситуации, направленный на активизацию творческого мышления, поиску нестандартных решений; экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ.

Виды бумагопластики.

Опираясь на опыт педагогической работы я использую следующую систематизацию типов изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник:

- изделия из бумажных комочков;

- изделия из мятой бумаги;

- изделия из полосок;

- оригами;

- папье – маше;

- торцевание;

- квиллинг;

- айрис-фолдинг;

- изготовление различных макетов.

Творческая деятельность детей.

Педагогический опыт по развитию творческих способностей детей посредством бумагопластики реализуется через вариативную деятельность.

Личная заинтересованность, неравнодушие, увлечённость художественным трудом побудила меня организовать досуг детей старшего дошкольного возраста в форме вариативной деятельности «Волшебная бумага». Работаем по программе три года, и результаты, которых достигли дети, радуют и удивляют не только родителей, но и педагогов.

Мною был разработан годовой учебно – тематический план работы по «Волшебной бумаге». В этом планировании нашли отражение занятия по изготовлению поделок из бумаги и картона в различных нетрадиционных техниках «Бумагопластики». Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они напоминают игру и открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для работы с детьми накоплен большой дидактический материал: разработана авторская программа, конспекты занятий, наглядные средства (схемы, образцы работ, образцы бумаги).

Занятия носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:

• приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей;

• дети осваивают нетрадиционные способы работы с бумагой;

• познают свойства материалов. У детей возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций;

Дети с интересом занимаются, осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких.

Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.

Использование работ.

Полученные мною в течение трех лет результаты убедительно доказывают, что дети старшего дошкольного возраста способны творить из бумаги чудо. Их поделки оригинальны по форме, насыщенны по колориту, правильно выстроены композиционно. Дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно развернуть сюжет поделки, творчески выразить себя, чувствовать гармонию. А самое главное – они увлечены работой, довольны результатом своего труда, передают свой опыт друзьям.

Работы детей используются в самостоятельной игровой деятельности, в оформлении интерьера детского сада и группы, в оформлении выставок.

Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, семинары-практикумы, фотовыставки, выставки детского творчества и выставки с участием родителей.

Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей ознакомлены с технологиями обучения детей бумагопластикой, многие приобрели книги с образцами поделок. Недостатка в материалах мы не испытываем, родители приносят различную бумагу, журналы, газеты.

Родители принимают активное участие в выставках и конкурсах в детском саду:

«Осенняя мозаика»

«В лесу родилась елочка»;

«Волшебные снежинки»;

«В стране необычных цветов»;

«Новогодняя открытка» и др

Были проведены встречи с родителями на темы «Развитие моторики рук», «Развитие творчества у детей», консультация «Нетрадиционные способы работы с бумагой». Также вниманию родителей были предоставлены информационные стенды на темы «Оригами», «Длинноножки – картины в интерьере», «Детский дизайн» и др.

Формы представления педагогического опыта.

Для успешной реализации поставленных задач предполагается тесное взаимодействие с педагогами. Для воспитателей детского сада мною проведены:

• семинар – практикум «Бумагопластика»;

• консультация «Детский дизайн – необычное в обычном»;

• практикум «Волшебный веер»;

• открытое интегрированное занятие по изодеятельности «Осенняя сказка»;

• мастер – класс «Художественное конструирование из бумаги» (квиллинг);

• презентация опыта работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики»;

• печатание на интернет – сайтах.

Результаты развития творческих способностей.

Оценка уровня развития творческих способностей детей предполагает: самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла, развитие воображения, сложность творческого процесса.

Проведенное мною педагогическое отслеживание в начале и конце года показало положительную динамику по всем направлениям.


Диаграмма развития творческих способностей детей на начало года


Диаграмма развития творческих способностей детей на конец года

Проанализировав диаграмму диагностики творческих способностей можно сделать вывод, что на первичной диагностике высокий уровень развития имеет 8%. А на конечной диагностике высокий уровень развития имеет уже 78%. Поэтому можно сделать вывод, что дети, занимаясь на занятиях по бумагопластике, усваивают программу, у них хорошо развивается мелкая моторика рук, дети работают самостоятельно, дети помогают друг другу, умеют слушать воспитателя и своих сверстников, а также у ребят развивается воображение и фантазия.

Заключение

Бумага – один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно.

Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким. Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку. Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований. Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей: делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности; создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду; обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка; способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности; оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей. Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!