СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта работы «Подготовка к итоговой аттестации на основе методики обучения работе с текстом»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта работы   учителя русского языка и литературы.   Тема опыта:

«Подготовка к итоговой аттестации на основе методики обучения работе с текстом»

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта работы «Подготовка к итоговой аттестации на основе методики обучения работе с текстом»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа







Обобщение педагогического опыта работы

учителя русского языка и литературы

Пужалина Эдуарда Николаевича



Тема опыта:

«Подготовка к итоговой аттестации на основе методики обучения работе с текстом»





















2017 год.



Содержание

I. Условия становления опыта

II. Актуальность

III. Информация об опыте

IV. практическая база опыта

V. Результативность опыта




Речь – удивительно сильное средство, но

нужно много ума, чтобы пользоваться им.

( Г. Гегель)

Я, Пужалин Эдуард Николаевич, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ Алексеевская сош Матвеево – Курганского района Ростовской области, в 1984 году окончил Таганрогский государственный педагогический институт. В МБОУ Алексеевская сош работаю с 15 августа 1984 года. Педагогический стаж составляет 33 года.

1.Условия возникновения.


Во все времена большим авторитетом пользовались люди, умеющие грамотно писать и говорить. Сегодня условием развития всех сфер общества является наличие компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, строить диалог. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнетивная потребность в информации и в знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.

Содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно  говорить и писать в разных условиях общения.

2.Актуальность проблемы.

В связи с обновлением лингвистического школьного образования представляется особенно важной работа с текстом на уроках русского языка.

Учитывая особенности построения экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ, которые нацелены на проверку всех компетенций выпускника с обязательно опорой на текст, следует особое внимание уделять  сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста.

Ярко выраженная речевая направленность современного школьного курса русского языка нацелена на развитие коммуникативной компетенции. В связи с этим необходимо отметить, что в содержание контрольно – измерительных материалов включается проверка практических умений - отсюда и такая форма предъявления языковых средств, как текст. Так на государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов по русскому языку проверяется не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения ( адекватно понимать информацию прочитанного текста; перерабатывать информацию из разных источников; использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента) - все это не школьно – академические, отвлеченные требования, а важные умения, постоянно используемые в жизни.

3.Информация об опыте.


Систематическая работа с текстом на уроках позволяет подготовить учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации. На всех уроках необходимо создавать условия для развития (в 5-9 классах) и совершенствования (в 10-11 классах) коммуникативной компетенции на уроках русского языка через работу с текстом, что позволяет углублять языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции, а также способствует успешной подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Указанные компетенции формируются постепенно на протяжении всех лет обучения с первого по одиннадцатый класс. Будучи общими для всего курса целями обучения, они, как стержневые линии, пронизывают программу всего курса и формируются в каждом классе на конкретном программном материале данного класса. Планируемое и предъявляемое ученикам порциями содержание каждой компетенции отражено в материалах итогового контроля на любом этапе изучения курса – с пятого по одиннадцатый класс.

Перед собой я ставлю цель: научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст, создавать собственное высказывание.

Для реализации данной цели решаю следующие задачи:

  • отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;

  • обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

  • учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Текст - один из сложнейших объектов лингвистического исследования.

Работа с текстом может включать анализ содержания, способов раскрытия авторского замысла, средств организации текста, его структуры, анализ композиции речевого произведения, анализ особенностей языкового оформления (языковой анализ) в зависимости от дидактической задачи определенного этапа работы.

Я провожу на уроках работу с текстом, опираясь на УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.П. Леканта для 5- 9 классов.

4.Практическая база опыта

Формы работы с текстом

Выразительное чтение текста,

  • творческие упражнения: восстановление текста, ситуативные упражнения, упражнения на пересказ

  • комплексный анализ текста;

  • лингвистический анализ текста;

  • редактирование сочинений

  • составление алгоритмов написания изложения, сочинения

  • сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

  • создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста

Учащимся в зависимости от изучаемой темы предлагаю виды упражнений:

Упражнения аналитического характера по готовому тексту.

Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.

Упражнения на переработку готового текста.

Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного. Например, ввести в текст цитаты, исключить из текста лишнее, устранить непоследовательность в изложении материала, отредактировать текст.

Упражнения, тренирующие учащихся в создании своего текста

Например, составить план, тезисы выступления; написать рассказ на предложенную тему, репортаж, заметку в газету.


В 5 классе учащимся предлагаю найти отличительные черты текста, определить тему и основную мысль, обосновать свою точку зрения, анализировать текст, определять тип, стиль речи, выделить средства выразительности. Учащимся предлагаю разнообразные упражнения: озаглавить текст; вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания; выделить абзацы, микротемы.

При изучении стилей речи учащиеся находят в текстах отличительные черты каждого стиля. Большое значение придаю теме «Типы речи». Изучая данную тему, учащиеся не только смогут опознавать отличительные черты каждого типа речи, но и создавать свои собственные тексты, например, сочинение – описание (составьте описание домашнего питомца со значением оценки), сочинение- рассуждение (напишите свое рассуждение о сказочном герое, используя тезис, аргументы, примеры, вывод).

Предлагаю учащимся такой вид работы (6 класс): составьте план текста. Запишите название пунктов плана в соответствии со структурой рассказа.

Вступление.

Завязка.

Развитие действия.

Кульминация.

Развязка.

Заключение

Поместите под соответствующей структурной схемой заголовок «Описание», «Повествование», «Рассуждение!

1.

1.Начало события

Продолжение события

3.Конец события.

2.

1.Тезис.

2.Доказательство.

3.Вывод.

3.

1.Общее впечатление от предмета

2.Детали предмета.


Очень хорошо проходит работа в группах: одни учащиеся определяют тему и основную мысль текста, другие определяют его тип и стиль, третьи находят средства выразительности, эксперты фиксируют правильность ответов каждой группы, сравнивания с образцом.

В этом им поможет схема:

ТЕМА (ГРАММ. ОСН.МЫСЛЬ

СМЫСЛ.)


ТЕКСТ

ЗАГЛАВИЕ


ТИПЫ: СТИЛИ:

- ПОВЕСТВОВАНИЕ, 1. РАЗГОВОРНЫЙ

- ОПИСАНИЕ, 2. КНИЖНЫЙ:

- РАССУЖДЕНИЕ. - НАУЧНЫЙ,

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ,

- ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ,

- ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

Данная работа впоследствии усложняется, и учащиеся работают над комплексным анализом текста. Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы

При комплексной работе с текстом необходимо соблюдать следующую последовательность.

1. Подготовиться к выразительному чтению.

2. Определить тему и основную мысль текста.

3.Озаглавить текст. Если название уже есть, объяснить его смысл, на что оно указывает - на тему или на основную мысль текста.

4.Определить стиль речи, обосновать выбор.

5.Доказать, что это текст.

6.Определить средства связи между предложениями.

7.Определить способы связи предложений в тексте (цепная, параллельная, их сочетания).

8.Проанализировать встретившиеся орфограммы и пунктограммы.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1) выразительно прочитай текст, докажи, что это текст;

2) укажи средства связи между частями текста;

3) определи тему, основную мысль, озаглавь текст;

4) выдели микротемы, составь план, выделив в каждой части ключевые слова;

5) определи стиль речи, тип, жанр; аргументируй своё мнение;

6) выяви стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные;

7) выяви выразительные средства речи и определи их роль.  


При изучении темы текста, основной мысли использую метод кластера. Вокруг ключевого слова (если текст небольшой, пишем тезис текста), это центр текста, вокруг этого центра располагаем те слова или выражения, в которых заключена идея, важные образы, подходящие для темы. Эти слова соединяем линиями с ключевым понятием. У каждого понятия в свою очередь может появиться еще одна логическая цепочка. В итоге получается такая структура, которая схематически показывает текст.

В старших классах необходимо уже проведение специальных уроков, которые посвящаются наблюдению над использованием изучаемых грамматических явлений в художественной речи. Здесь в центре внимания – художественные и публицистические тексты, позволяющие воспитывать уважительное отношение к прошлому страны, национальным традициям русского народа.

Учащиеся не должны упускать, что текст – это субъективное творение, и действительность в нём преломляется сквозь призму авторского видения, его личностного восприятия. Здесь появляется возможность в рамках личностно ориентированного подхода развивать способность учащихся вырабатывать своё мнение, формулировать собственную точку зрения и суметь отстоять её. И задача учителя – научить разбираться в тексте как последовательности авторских смыслов, толковать и понимать её.

Для них трудными оказываются задания речеведческого характера,связанные с такими понятиями, как стиль, тип речи, средства связи между предложениями в тексте, средства художественной выразительности, а еще более трудным – задание написать сочинение (отзыв, рецензию, эссе) на основе прочитанного текста (ведь текст часто прочитан формально, он не воспринят, не «услышан»). Комплексная работа с текстом в течение всего учебного года позволяет, избегая «натаскивания», вести постепенную подготовку к итоговым заданиям.

На уроках я использую модульные, информационно-коммуникационные технологии, технологии критического мышления. Элементы технологий коллективного и группового способа обучения помогают интерпретировать текст.

Особый интерес вызывают у ребят групповые занятия по разработке различных заданий по одному и тому же тексту с максимальным использованием его языковых, лингвистических и коммуникативных особенностей. После рефлексивной обработки результатов выбирается лучший вариант, при необходимости дополняется и выполняется всем классом с обязательным выходом на сочинение, темы которого тоже предлагаются самими ребятами.

Задания по ОГЭ и ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено  сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста.

Изложение способствует развитию основных речемыслительных механизмов. С помощью такого вида работы

- закрепляются знания о типах и стилях речи;

- обогащается словарный запас школьников;

- совершенствуется синтаксический строй их речи;

- повышается грамотность;

- развивается логическое мышление;

- формируются навыки важнейших видов речевой деятельности – слушания и

письма.

Проводя подготовку к ОГЭ, вместе с учащимися пользуемся различными интернет – ресурсами, выполняем упражнения из открытого банка заданий ФИПИ, из сборников по подготовке к экзаменам под редакцией С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина, Н.А.Сениной, А.Г.Нарушевича, Г.Т.Егораевой, В.В. Львова и др.

Работая над приемами компрессии текста, я даю учащимся задания типа:

сжато изложите содержание текста, используя различные приемы компрессии. После того как учащиеся напишут свой вариант, я предлагаю сравнить написанное с одним из возможных способов сжатой передачи его содержания.


При подготовке к сочинению предлагаю такие задания: прочитайте варианты вступления сочинений учащихся на лингвистическую тему. Какой из них вам показался наиболее интересным, неординарным? Почему? Можно ли по вступлению определить, насколько глубоко будет раскрыта тема?

Попробуйте и вы свои силы: напишите вступление на эту же тему. Свое вступление вы можете начать разными способами:

- риторическим восклицанием;

- цитатным материалом;

- небольшим отступлением, которое может подвести к проблеме текста;

-предложением, утверждающим актуальность обсуждаемого вопроса,

- советом, который содержится в формулировке задания.

Предлагаю памятки по написанию изложения или сочинения, например,

«Как работать над сжатым изложением

При первом чтении:

1.Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

2.Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

3.Запомните последовательность событий, рассуждений.

4.Определите ключевые слова.

5.Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

6.Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

1.Разделите текст на смысловые части.

2.Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. 3.Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

4.Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

5.Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

6.Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.


Итогом всей кропотливой работы с текстом на уроках русского языка и литературы становится выпускное сочинение и сочинение – рассуждение на ЕГЭ. Как бы я хорошо ни занимался с учащимися в предыдущих классах, первоосновой подготовительной работы к экзаменам в 11 классе становится повторение изученного материала.

Составляя рабочие программы в 10-11 классах, я включаю темы по повторению изученного материала. В 10-11 классах на уроках литературы отвожу уроки подготовки к написанию выпускного сочинения. Работа начинается с тщательного изучения критериев оценки сочинения, методических рекомендаций. Вместе с учащимися подбираем произведения, которые в соответствии с выбранной темой выпускники привлекают в качестве аргументации. На уроках я использую схемы – кластеры по каждому направлению. У всех выпускников есть папки подготовки к сочинению. В них содержится информация о направлениях итогового сочинения, примерные темы сочинений, здесь же находятся критерии оценивая, таблицы с цитатным материалом, таблицы с различными видами ошибок, планы анализа эпического, лирического произведения, план анализа персонажа, различные памятки: «Как написать вступление», «Приемы привлечения литературного источника», «Как анализировать художественное произведение», примерные задания (например, используя подсказки, напиши сочинение «Что такое любовь?») Дается вступление и речевые конструкции, которые позволят ученику грамотно выстроить композицию сочинения. Конечно, такие задания лучше выполнять дома, а на уроке их рецензировать.

Учащиеся пишут пробные сочинения, которые анализируются в классе в соответствии с критериями, выпускники выступают в роли экспертов, проверяют работы своих товарищей, и, как показала практика, им нравится такой вид деятельности, при котором они учатся находить различные виды ошибок и высказывают свое мнение, как бы они написали, какие аргументы привели.

Параллельно с подготовкой к итоговому сочинению выполняем задания ЕГЭ. Мы повторяем теоретический материал, разбираем тренировочные упражнения на уроках – практикумах: «Изобразительно-выразительные средства языка», (11 класс), «Анализ поэтического текста» ( 11 класс), «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания. Формулировка проблемы текста и ее комментарий» ( 10 класс).

Выпускники испытывают трудности в правильной формулировке проблемы и написания комментария к ней. Для выявления проблемы я предлагаю работать с тренировочными текстами: прочитайте текст, сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные другими учащимися.

Для совершенствования умения комментировать проблему, я даю учащимся

типовые конструкции

Текстуальный комментарий

Концептуальный комментарий

Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…

Не случайно писатель изображает(кого, что)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

Автор втор осуждает, одобряет поступки героя, героев…

Проблема (чего?)- одна из актуальных проблем нашего времени…

Данная социальная, нравственная и т.д. проблема имеет многовековую историю.

Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

Вопреки мнению большинству автор считает

Автор обращает наше внимание на…

Задание:

Напишите комментарий по поводу выделенной проблемы


Для того чтобы ребята научились правильно вводить аргументы, я использую такие задания: самостоятельно подберите примеры из художественной литературы для подтверждения следующих тезисов (приводятся примеры тезисов), выберите из фрагментов сочинений аргументы, подтверждающие тезис. На каждом уроке предлагаю задания, позволяющие выпускникам грамотно написать сочинение.

Исправляем грамматические ошибки в предложениях.



Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе света


Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.


Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.


Много людей было на площадях, бульварах, парках.




Для успешного выполнения задания 24 я использую такие задания:

Работа в группах

Первая группа. Найдите в предложенных поэтических отрывках изобразительно – выразительные средства языка.

  1. Метафоры

О нет, я не из тех, чья дерзкая строка
Отважно говорит и городу, и миру,
Кто верит: не Луна скользит сквозь облака,
А века зоркий глаз глядит в его квартиру.
Н. Апушкина

2. Инверсия

При долине, в чаще купырей, 
Про любовь земную без коварства 
Пел самодержавный соловей, 
Нами коронованный на царство.

Б.Примеров

Вторая группа: соотнесите определения изобразительно – выразительных средств с их названиями, пользуйтесь словариком изобразительно – выразительных средств.


восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата


предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы.


устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову


противоположные по смыслу слова


замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей)

На уроках активно использую тренировочные упражнения из открытого банка заданий ФИПИ, разные виды заданий из сборников по подготовке к экзаменам С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина, Л.И. Мальцевой, Н.С. Смерпчинской, Н.А.Сениной, А.Г.Нарушевича, Г.Т.Егораевой и др.