СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта "Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной  на этапе введения и реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит "метапредметный" характери читательские умения относятся к УУД.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта "Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения"»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Подольская средняя общеобразовательная школа»







Обобщение педагогического опыта

«Развитие читательского интереса через

разнообразные формы обучения».











Максимычева Дина Владимировна,

учитель начальных классов

МОАУ «Подольская средняя

общеобразовательная школа»




с.Подольск 2018г

«Книга, возможно, наиболее сложное и

великое чудо из всех чудес, созданных

человечеством на пути к его счастью

и могуществу будущего»

А.М.Горький

Представляю свой обобщённый педагогический опыт по теме «Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения». Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать.

Более того, проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и читательские умения относятся к универсальным учебным действиям.

Факторы, оказавшие влияние возникновения и становления педагогического опыта: внедрение ФГОС, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.

Наблюдения за учащимися показали, что наметилась тенденция снижения интереса к чтению. В ходе изучения уровня развития читательских умений и навыков было установлено:

  • постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

  • сокращение чтения в свободное время из-за того, что телевидение ,видео, -аудиотехника, а также компьютер вытеснили книгу из жизни;

  • преобладание “делового” чтения над “свободным”;

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

  • в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.

Есть ли в новый век информационных технологий, повсеместной компьютеризации будущее книги?

Если есть будущее у человека, то оно есть и у книги. Книги нужны нам как источник духовного обогащения. Книги несут в себе огромное количество информации. Они воспитывают не только разум, но и чувства человека, поскольку именно чтение книги способно вызвать в человеке нравственно-эстетические переживания. Чтение должно быть духовной потребностью ребёнка, тропинкой к вершине умственного, нравственного и эстетического развития.

В.А.Сухомлинский писал: «Хорошая книга – окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир и самих себя. Оно открывается перед ним тогда, когда, наряду с чтением, наряду с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа со словом»

Актуальность темы. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», - утверждал А.Н.Толстой. Однако проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Традиционное чтение книг вытесняют мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие - живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, наиболее благоприятном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека. Поэтому, на наш взгляд, проблема формирования интереса к чтению у младшего школьника является очень актуальной. Учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, повышающие технику чтения учащихся, однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволит сформировать у учащихся интерес к чтению. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать интерес к чтению у младших школьников сельской школы и недостаточной методической разработанностью путей, методов, приемов этого процесса.

Детское чтение нуждается в поддержке. Моя цель: создание системы работы по развитию интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, методов и приемов. Формирование у школьников читательского интереса через задачи:

1. Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2. Развивать литературную речь.

3. Приобщить к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Нужна ли сегодня ребёнку книга, когда вокруг столько развлечений?! Я думаю, что нужна. Ученику нового столетия, овладевающему с начальной ступени обучения основам компьютерной грамотности, следует прививать вкус и хорошей книги, умение выбрать необходимую литературу, развивать навыки наиболее рациональной самостоятельной работы с книгой. Одно из требований ФГОС - самостоятельное добывание информации из различных источников (книги, журналы, энциклопедии, справочники и мн.др). А для того, чтобы ученик не испытывал трудности в добывании этой информации учителю необходимо научить ребёнка бегло и осознанно читать.

Как сделать, чтобы чтение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Эти вопросы всегда волновали меня, заставляли искать, пробовать, что-то накапливать в своём опыте.

В соответствии с поставленной целью и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства формирования интереса к чтению у младших школьников.

Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. Годы работы убедили, что чем лучше человек владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Поэтому одной из главных задач на уроке мы видим в том, чтобы ребенок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.

Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятиминутку» включаем упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.

Приведем примеры данных упражнений:

1. Многократное прочтение, возвращение к прочитанному каждый раз для выполнения нового задания.

2. Молния:

чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния».

3. Чтение «Слоговичков».

С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.

4. Упражнение над артикуляцией:

1. Чтение чистоговорок

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Чи-чи-чи – у дома кирпичи.

Ща-ща-ща – папа нам поймал леща. Ца-ца-ца – карета у крыльца.

2. Скороговорки

Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.

3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп)

Очень эффективны различного рода речевые разминки- тренинги, направленные на выработку навыка чтения:

• Упражнения на регулирование дыхания;

• Упражнения на выработку отчетливого произношения звуков;

• Упражнения на развитие навыка орфоэпически правильного чтения;

• Упражнения на расширение оперативного поля чтения детей;

• Упражнения на развитие навыка смысловой догадки;

• Упражнения на выработку внимания к слову и его частям.

Но складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития.

Поэтому значительное место на уроках литературного чтения в работе по формированию читательских умений и навыков в начальных классах занимают тексты. Начиная со второго класса, работа с текстом предполагает различные направления, причем на одном уроке можно использовать все направления сразу (если класс с высокой мотивационной учебной деятельностью), можно использовать выборочно направления, меняя и повторяя их на каждом уроке. Эти виды работы с текстом развивают и активизируют у учащихся познавательную и творческую деятельность, дисциплинируют, заставляют работать на уроке всех учащихся без исключения, формируют интерес к чтению.

Приведем пример направлений работы с текстом:

1. Чтение всего текста сильными учениками.

2. Чтение учащимися нового текста, заранее подготовленного.

3. Чтение цепочкой по предложениям, по абзацам.

4. Чтение вполголоса.

5. Нахождение отрывка к рисунку.

6. Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы.

7. Чтение самого интересного отрывка.

8. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.

9. Нахождение предложений, которые стали поговорками.

10. Чтение по ролям.

11. Нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением, восхищением, строго, ласково, с гордостью, сочувственно и т. д.

12. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

13. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

14. Нахождение самого длинного(короткого, красивого, интересного, непонятного и т.п.) слова.

15. Чтение, пометка непонятных слов.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств мы включали специальные упражнения на каждый урок литературного чтения. Все упражнения делятся на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.

Упражнения для развития осознанного чтения.

Первая группа- логические упражнения:

1. Что общего в словах и чем они различаются?

2. Назови одним словом.

3. Какое слово лишнее и почему?

4. Чем похожи слова?

5. Путем перестановки букв составь слово.

6. Составь слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

7. Составь новое слово, используя последний слог

8. Раздели слова на группы и др.

Вторая группа – игры по составлению слов со словами:

1. Найди слово в слове.

2. Подбери пару.

3. Закончи предложение.

4. Шарады.

5. Ребусы.

6. Загадки.

7. Найди животное среди строк.

8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы Л.

Третья группа – работа с деформированными текстами, незаконченными рассказами:

1. Составь текст.

2. Закончи рассказ.

3. Составь предложения к теме урока.

Четвертая группа – работа с текстом по учебнику:

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы по карточкам.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.

3. Определи, сколько частей в тексте, есть ли здесь вступление, заключение.

4. Работа над заголовком.

5. Выборочное чтение.

6. Составление плана.

Упражнения для формирования правильности чтения.

Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

1. Найди, что изменилось.

2. Опиши предмет.

3. Чудесные превращения.

4. «Фотоглаз»

5. Работа со скороговорками и др.

Вторая группа – упражнения со словами:

1. Подбор слов, различающихся одной буквой.

2. Чтение слов, в написании которых использованы одинаковые буквы.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

4. Чтение перевертышей.

5. «Сквозная буква»

Упражнения для развития беглого чтения.

Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошее периферическое зрение. Значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 секунд. А также используем работу с буквенными таблицами и трафаретами, со словарными блоками.

Вторая группа – упражнения для активизации органов речи: артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки, различные виды чтения.

Упражнения для развития выразительности чтения:

1. Чтение с разными оттенками интонации.

2. Упражнения для дыхания.

3. Чтение по ролям, в лицах.

4. Упражнения для дикции.

Предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся - это всего лишь первый этап на пути становления квалифицированных, талантливых читателей-школьников. Подобные индивидуальные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Поэтому с первого дня прихода маленьких учеников в школу, начиная с первого класса, мы стараемся строить уроки обучения грамоте, а затем и уроки литературного чтения так, чтобы дети в совершенстве овладевали всеми качествами чтения и при этом не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить.

При проведении уроков и внеклассных мероприятий используется стратегия и тактика продуктивного взаимодействия, которая представляет собой совместную деятельность, сотрудничество.

Для формирования интереса к чтению и изучению литературы используем разнообразные формы уроков:

• урок–КВН

• урок - викторина

• урок–спектакль

• урок–праздник

• интегрированный урок

• урок–исследование урок–путешествие и т.. д.

Интересны уроки с использованием возможностей проектной технологии. Так, на уроке дополнительного чтения, учащимся предлагались задания по группам: подготовить сообщение по сказке от лица разных героев. Учащиеся трактуют события, происходящие в сказке от лица своих героев. А затем была организована дискуссия, где каждая группа защищала своего героя.

Ценностный вид деятельности детей начальных классов – игра. В период обучения грамоте пользуюсь пособием Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоты и чтению»

Во 2 классе провожу игру – соревнование «Пополни свой конверт». Дети каждое прочитанное произведение (стихотворение, рассказ, сказка и др.) записывают на листочках и вкладывают в конверт, затем проводится проверка прочитанного на уроках литературного чтения в виде пересказа, сочинения, рисунка. Подводится итог по окончании четверти и выявляется победитель, который награждается грамотой.

Учащимся, владеющим компьютером и Интернетом, давалось задание в поиске и презентации дополнительной информации по изучаемому произведению. Так, например, при подготовке к проведению урока по теме: «М.М.Пришвин «Ежик», Ю.Н.Могутин «Убежал», Б.В.Заходер «Ежик» учащиеся нашли много информации и подготовили интересные сообщения о ежах.

Учащимся нравятся такого рода задания, они нередко находят и представляют информацию, которая может заинтересовать весь класс, побуждает их любознательность и заставляет их расширять знания, получаемые из учебников. С использованием ИКТ мы проводим интересные, познавательные игры, викторины с использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр “Поле чудес ”, “Звёздный час”, “Своя игра”, “Счастливый случай”, “Большие буквы”, “Что? Где? Когда?”, конкурсы “Виртуальная реальность”.

Включение в урок таких игр-занятий способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Они использовались как на уроках, так и во внеурочное время.

Интересны уроки по технологии театральной педагогики. Они представляют собой художественно-педагогическую деятельность, сотворчество учителя и детей по разработке одной темы несколькими видами искусств, где дети осваивают материал через игру, сопереживание и акт воплощения. Одним из приемов повышения интереса учащихся к чтению художественного произведения на этих уроках является постановка мини-сценок по изучаемым произведениям.

Очень эффективны в работе с детьми методы досуговой педагогики:

- метод игры и игрового тренинга – игра очень важный для детей вид деятельности, в ней они самовыражаются без внешнего побуждения (викторины, кроссворды, игровые программы и т.п.);

- метод театрализации – основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей (праздники, номера для концертов и фестивалей и т.п.);

- методы состязательности – с этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы;

- метод импровизации – он выводит детей на практическую предприимчивость и привнесение своего творческого начала;

-метод равноправного духовного контакта – основан на равноправной сов- местной деятельности взрослых и детей.

Данные методы работы позволяют развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитывают грамотного читателя. В любое задание включаем элементы творчества, соавторства. Для этого используем приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения мыслительной деятельности, словарного запаса:

1. Приемы, как словесное рисование, прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь, показать построение при чтении;

2. Подбор музыкального произведения к тексту, чтения на фоне музыки, работа над графическими иллюстрациями в роли художника. («Если бы я был художником»);

3. Конкурс на лучшего чтеца, когда класс выступает в роли жюри;

4. Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;

5. Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;

6. Инсценировка фрагмента, сюжета средствами пантомимы, воспроизведение эпизода с составлением диалога между героями, интервью с главными героями.

Действенный прием, способствующий выработке интереса к чтению у младшего школьника, – прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно. Мы специально придумываем истории с захватывающими ситуациями. Вот примерные названия таких историй: Путешествие на другую планету, Однажды в новогоднюю ночь, Сюрприз к 8 Марта, Нашествие неизвестных насекомых, Фантастическое животное, Загадочное исчезновение и другие. Большой интерес у детей вызывает прием антиципация-предугадывание, предвосхищение (предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения)).Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Одним из любимых приемов в изучении художественных произведений нашими учащимися является подготовка иллюстраций по прочитанному произведению, составление и отгадывание кроссвордов и ребусов. Такие задания развивают в учащихся творческие способности, формируют у них креативное мышление.

Широкие возможности для развития интереса к чтению заключают в себе внеклассные занятия. Это проведение недели детской книги, литературные викторины, праздники, посвященные творчеству известных детских писателей и т.д. Литературные игры очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие. Любят младшие школьники игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным открыткам, воссоздания строк и строф по заданным словам. «Хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию. Наряду с традиционными приемами интересны следующие нетрадиционные формы работы.

- создание анимации;

- компьютерная презентация книги;

- синхронное чтение (дети слушают аудиозапись и следят по тексту в книге);

- приготовление любимого блюда героя;

- конкурс на лучшую рекламу произведения ;

- создание детских комиксов.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.

Мой опыт показывает, что очень полезно давать список книг на лето, начиная с 1 класса и продолжая до 4 класса. После прочтения книг, фиксировать количество прочитанных страниц под контролем родителей. Я использую самодельные книжки – малышки. Затем в начале учебного года обязательно подвести итог и выявить победителей. Затем в 3 классе ведём «Дневник юного читателя», а в 4 классе журнал «Хочу всё знать»

Результаты проделанной работы

К концу 4 класса большинство учащихся умеют устанавливать последовательность событий в рассказе и осмысливать взаимосвязь событий, самостоятельно делить текст на смысловые части, выделять главное в содержании, составлять план прочитанного, находить дополнительную информацию из различных источников для урока и мн.др.

Участвуют в школьных мероприятиях, связанных с литературной направленностью. Во внеурочной деятельности также продолжается работа по формированию читательского интереса у учащихся. Дети любят посещать сельскую библиотеку и участвовать в различных мероприятиях, проводимых библиотекарем.

Среди всех обще учебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Известный учёный и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку успешно учиться в 5 классе.

Результаты техники чтения показываю, что большинство детей начинают овладевать техникой чтения, устной речью, а соответственно и письменной, дружат с книгой, и я думаю, что в дальнейшем будут хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все их учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё-таки умение бегло читать.

Так что чтение действительно – самое главное учение.


















Библиографический список

1. Андреев, О.А. Учимся читать быстро. Мн. «Университетское», 2002.

2. Боразнова, Г.Д. Техника обучения чтению . «Пачатковая школа», №10, 2004.

3. Джежжелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.4. Ефросинина, Л. А.. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе. – Начальная школа, 2004.№4. 5. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний.//Тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания.//М.: «Вентана-Граф», 2007.-205 с.

6. Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. – М: Просвещение, 1991. – 32 с.

7. Кислицина, Е. В. Упражнения по развитию навыка чтения. – Начальная школа, 2003. - № 6. – С. 47.

8. Козырева, А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.

9. Никитина, Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99- 101.

10. Одегова, В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения.//Начальная школа.-2004.-№2.-с.69-75.

11. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 1997.

12. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.

13. Соболева, О.Л. Как помочь ребёнку, когда он учится читать: психологический аспект. «Школьный психолог». № 4, 6, 2007.

14. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. «Начальная школа».

15. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.

16.Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm

Интернет-ресурсы

 www.uroki.net/docnach.htm

 ipk.kbsu.ru/p10aa1.html

 www.pedsovet.su/forum/90-2002-1

 www.nachalka.com/blogs

 www.school2100.ru