Негматуллина Гульназ Рамиловна, учитель начальных классов
МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»
МБОУ "Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1"
Обобщение педагогического опыта
учителя начальных классов
Негматуллиной Гульназ Рамиловны
по теме:
"Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
I .Описание опыта.
1.Обоснование выбора темы. Цель, задачи…………………………….2
2. Актуальность опыта. ………………………………………………….3
3. Ведущая педагогическая идея …………………………….................3
4. Обзор научно-методической литературы по теме..............................3
II. Технология опыта
1. Результаты первичной диагностики универсальных учебных действий обучающихся............................................................................................17
2.Отчет о работе по теме. Результаты и достижения...........................19
3. Адресная направленность опыта…………………………………....24
III. Заключение…………………………………………………………25
IV. Список литературы……………………………………………….26
V. Приложение…………………………………………………………28
Приложение №1 – Виды игровой деятельности……………………...28
Приложение №2 – Разработка урока………….....................................30
I.Описание опыта.
1.Обоснование выбора темы. Цель, задачи.
Как известно, наиболее сильным мотивирующим фактором в организации учебного процесса являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Содержание дидактической игры помогает осуществить учебные задачи, которые учитель ставит на уроке. Игра помогает не только освоить, но и систематизировать знания и умения младших школьников. Эффективность обучения обусловлена в данном случае взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Игра активирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе ребятам говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В игре школьник развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Целью самообразования выступало изучение возможностей организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования у них универсальных учебных действий.
Задачи:
1.Проанализировать опыт эффективности взаимодействия игровой и учебной деятельности.
2. Выявить значение игровой деятельности в развитии младших школьников.
3. Диагностировать уровень развития творческого мышления в процессе игровой деятельности.
4. Обобщение, разработка методов и приемов организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования универсальных учебных действий.
2. Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта). На практике необходимо применяя игровые технологии, научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
3. Ведущая педагогическая идея
Ведущая идея моего опыта - развитие у младших школьников на уроках и во внеклассных занятиях: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий через игровую деятельность. Согласно данной педагогической идее, учебный процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего и деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС НОО;
-теоретические основы психологического развития младших школьников;
- изучение методической литературы и опыта коллег;
- апробирование инновационных педагогических технологий;
- курсы повышения квалификации.
4. Обзор научно-методической литературы по теме
«В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные
преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: включение ее в социальную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами образовательных систем». [13]
Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.
В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.
Исследованием проблем организации учебно-познавательной деятельности занимались такие авторы как Ю.К. Бабанский, Б.И. Коротяев, И.В. Первин, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др.
В педагогической литературе учебно-познавательная деятельность рассматривается как процесс организации деятельности по обогащению знаний, формированию умений и навыков, форм поведения у учеников.
Также учебно-познавательную деятельность определяют как совокупность определенных действий по овладению научными знаниями и способами их добывания.
Как познавательные действия в их совокупности трактует учебно-познавательную деятельность Т.И. Шамова.
И.Б. Первин говорит о том, что учебно-познавательная деятельность – это, в первую очередь, систематическое овладение знаниями, умениями и навыками.
Как вид социальной деятельности, заключающийся в сотрудничестве ученика и учителя с целью развития познавательной и социальной сфер ученика рассматривает учебно-познавательную деятельность Г.И. Щукина [11].
Итак, можно заключить, что учебно-познавательная деятельность рассматривается различными авторами с позиций взаимопроникновения учебной и познавательной деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Л.Б. Ительсон указывает на две формы учебно-познавательной деятельности:
- внешняя – заключается в перцептивной деятельности, манипулировании предметами, символической деятельности с целью получения новых знаний об изучаемом предмете, явлении;
- внутренняя – заключается в умственных действиях (анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация, кодирование и перекодирование).
Основной характерной чертой учебно-познавательной деятельности является то, что она требует научения знаниям, умениям и мышлению.
В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют следующие компоненты:
- сосредоточение внимания учащегося на учебной ситуации;
- ориентировка его в деятельности;
- постановка цели деятельности;
- выполнение учебных действий;
- контроль и корректировка учебных действий;
- оценка полученных результатов [6].
Как вид деятельности воспроизводящего характера трактует учебно-познавательную деятельность В.В. Давыдов. Автор отмечает, что данный вид деятельности является основным в период младшего школьного возраста. В.В. Давыдов объясняет это тем, что именно данная деятельность выступает основой для развития познавательной сферы детей данного возраста, а также их личностного развития в целом. Теоретические знания он определяет в качестве содержания учебно-познавательной деятельности [10].
Уже начиная с первого класса младшие школьники включаются в учебно-познавательную деятельность. В младший школьный период учителя, организуя учебно-познавательную деятельность, следят за тем, чтобы она была направлена на решение задач развивающего и воспитывающего обучения. При этом, в ходе учебно-познавательной деятельности на начальной ступени обучения важно:
- привить младшим школьникам потребности и навыки самостоятельного пополнения знаний;
- развитие умений и навыков логических рассуждений;
- развитие познавательных способностей учеников начальных классов и умений использования всех источников познания; формирование мировоззрения младших школьников [4].
Поскольку учебно-познавательная деятельность является одним из видов человеческой деятельности, то ее структура также состоит из трех основных компонентов:
- мотивационно - ориентированный;
- операционный;
- контрольно-оценочный.
Анализ педагогической литературы показывает, что в ходе учебно-познавательной деятельности на начальной ступени обучения предполагается овладение учениками:
- системами знаний и оперирование ими;
- системами обобщенных и частных приемов учебной работы;
- системой целеполагания и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;
- системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.
Младший школьник, осуществляя учебно-познавательную деятельность учится:
- принимать цель;
- производить отбор средств по ее достижению;
- обдумывать и выполнять действия по ее достижению;
- выполнять контроль своих действий;
- оценивать результат своей деятельности [8].
Итак, перед учителями стоит важная задача организовать такие условия, чтобы учебно-познавательная деятельность младших школьников осуществлялась полноценно, и, способствовала развитию всех сфер у младших школьников.
Учебно-познавательная деятельность изначально не является ведущей у младших школьников. Младший школьный возраст является периодом, когда в процессе развития осуществляется переход от игровой деятельности к деятельности учебной. Данный переход обеспечивается преемственностью содержаний этих двух видов деятельности. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, и она также позволяет удовлетворять основные потребности ребёнка в познании и обеспечивает процесс его развития. В учебной деятельности также осуществляется процесс познания, но он имеет иную форму. В жизнедеятельности младших школьников игра продолжает влиять на их развитие, поскольку через игру они реализуют свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности.
Исходя из данной особенности, становится необходимым включать в образовательную среду младших школьников средства, побуждающие их к игровой деятельности, через которые они также будут решать обучающие задачи. Для включения младшего школьника в учебный процесс целесообразно использовать игровую деятельность во взаимосвязи с учебно-познавательной деятельностью [1].
Возможности игровой деятельности в процессе развития младших школьников изучали такие исследователи как Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Игровая деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется как особенное отношение к действительности. Данное особое отношение заключается в:
- создании мнимых ситуаций;
- переносе свойств одних предметов на другие [14].
Как один из видов деятельности, направленный на воссоздание и усвоение ребенком общественного опыта, норм и правил поведения рассматривает игровую деятельность Л.С. Выготский.
Как вид деятельности, игра имеет свою структуру, в которой выделяют:
- целеполагание;
- планирование;
- действия по реализации цели;
- анализ результатов [2].
Как отмечает Г.К. Селевко, на начальной ступени образования игровая деятельность в процессе учебно-познавательной деятельности используется:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы [15].
Деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации приобретает эмоциональную окрашенность благодаря занимательности игровой деятельности. Положительные эмоции от игровой деятельности в ходе учебно-познавательной деятельности способствуют развитию знаний умений, навыков учеников, более успешному усвоению учебного материала.
Другой положительной стороной игровой деятельности в младшем школьный период является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Так, по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические и др. Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность представляет собой овладение содержанием учебных предметов необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. В учебно- познавательной деятельности важной составляющей является наличие познавательной активности и познавательного интереса, который способствует тому, что ребёнок, прилагая определённые волевые усилия, преодолевая недостаточную устойчивость внимания, недостаточное развитие регуляторных функций, постепенно стремится к освоению разнообразных умений и навыков. Достижение единства и взаимосвязи учебно-познавательной и игровой деятельности является достаточно сложным процессом и не заключается только в том, чтобы использовать
разные виды игр на уроках. В работах ряда исследователей указывается, что для того чтобы игра служила средством самопознания, важно не то, во что играть, а важно, как играть [9].
То есть содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков. В условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования плавный переход к учебно-познавательной деятельности и её развитие на основе игровой деятельности является одной из актуальных задач, поскольку это обеспечивает гармоничное развитие ребёнка. Если происходит значительное ограничение игровой деятельности, то формирование учебной деятельности усложняется, поскольку оно происходит путём научения и при этом самостоятельная активность ребёнка в деятельности ограничена. Для того, чтобы предупредить эти моменты, целесообразно уделять большое внимание игровой деятельности в процессе обучения младших школьников. Для этого большое значение имеет и знание учителем тех видов игр, которые актуальны для детей младшего школьного возраста и возможности их применения. В младшем школьном возрасте, как мы уже говорили выше, игра не утрачивает своё значение, но характер игровой деятельности значительно изменяется. Возрастает значение игры с достижением известного результата, сюда относятся спортивные игры, интеллектуальные игры. В младшем школьном возрасте изменяется соотношение между игровой и учебно-познавательной деятельностью, игра начинает подчиняться учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте выделяют три больших класса игр – это игры, возникающие по инициативе ребёнка; игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющие их с образовательной и воспитательной целью; игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и
более старших детей. Каждый из перечисленных классов игр представлен различными видами и подвидами.
В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, сюжетные игры – сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и др.), а также игры-забавы, игры-развлечения и интеллектуальные игры. Все эти игры могут быть и самостоятельными, но иногда они не являются таковыми, так как за самостоятельностью в них стоит знание правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно – они формируют культуру игры. Способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно наряду с другими видами деятельности, являются основой для развития самостоятельной игры.
Так, например, в играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас слов, развивается речь, активизируется внимание детей, воспитываются нравственные качества.
Также в процессе изучения младшими школьниками нового материала и закрепления уже изученного целесообразно использовать игровые ситуации. Их выбор зависит от целей конкретного урока. Использование игровых ситуаций в процессе урока способствует активизации познавательного интереса младших школьников, а также формирует умение решать проблемные ситуации.
Использование деловой игры будет способствовать обогащению знаний учеников, формированию умения мыслить продуктивно, развитию стремления к поиску новых идей. Главным условие использования деловой
игры на уроке является учет уровня знаний и возрастных особенностей учеников при ее выборе и организации.
Большая доля игр в младшем школьном возрасте принадлежит играм дидактическим. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей, они направлены на решение конкретных задач в обучении и воспитании, а также служат для общего воспитания и развития. Дидактические игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Таким образом, создаются условия для проявления у младших школьников самостоятельности, мыслительной активности, чувства удовлетворенности, успеха. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло [5].
Применение дидактических игр как средства обучения младших школьников, обусловлено рядом причин:
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте ещё не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Освоение учебной деятельности, включение в неё идёт медленно.
Имеются возрастные особенности, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания.
Дидактическая игра характеризуется определённой структурой, которая обязательно учитывается при её проведении [7].
Эти и другие виды игр имеют важное значение для решения поставленных учителем воспитательных и развивающих задач и способствуют развитию младшего школьника.
Итак, при условии систематического использования игровой деятельности на разных этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков.
При использовании игровой деятельности в рамках учебно-познавательной в начальной школе необходимо соблюдать ряд педагогических условий: - соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; - доступность для учащихся данного возраста; - умеренность в использовании игр на уроках. Кроме того, в рамках определенной темы можно выделить такие виды уроков: · ролевые игры на уроке (инсценирование); · игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок - КВН); · игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); · использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); · различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между обучающимися разных классов одной параллели. Таким образом, в начальной школе происходит смена деятельности от игровой к учебной. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности
эффективности организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игровая деятельность преобладает на уроках в начальных классах и формируют познавательный интерес к уроку. Игра делает элементы урока эмоционально насыщенными. Вносит позитивный настрой, стройность мыслей при решении логической задачи.
II. Технология опыта
Результаты первичной диагностики универсальных учебных
действий обучающихся.
Для оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся мною использовались критерии оценки, содержащиеся в индивидуальном листе достижений и включающем в себя все виды универсальных учебных действий: познавательные, коммуникативные, личностные. Анализ изученной литературы и свой собственный опыт позволили мне разработать систему оптимальных приемов формирования универсальных учебных действий у младших школьников через игровую деятельность на уроках в начальных классах.
Для получения результатов было проведено наблюдение за формированием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 3«Б " в начале года и в конце года. Наблюдение проводилось в период с 1 сентября 2014 по 1 сентября 2015 г. (Диаграмма №1 – 3 «Б» класс в начале года); (Диаграмма №2 – 3 «Б» класс в конце года).
Результаты показали положительную динамику развития универсальных учебных действий у учащихся в диапазоне от третьего класса к четвёртому. (Диаграммы 1, 2).
Диаграмма №1.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников
3 «Б» класс – 2014 г. (начало года)
Диаграмма №2.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников
3 «Б» класс – 2015 г. (конец года)
![]()
У 3 «Б» класса к четвёртому классу:
1.Высокий уровень формирования личностных УУД увеличился на 14%.
2. Средний уровень формирования регулятивных УУД увеличился на 4%.
3.Средний уровень формирования познавательных УУД увеличился на 4%.
4.Высокий уровень формирования коммуникативных УУД увеличился на 3%.
Вывод:
Как видно из диаграмм, ребята сделали кто маленький, а кто большой шаг вперед в развитии универсальных учебных действий.
Данные показатели говорят о практической целесообразности применения игры для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в начальных классах.
2.Отчет о работе по теме. Результаты и достижения.
В работе над данной темой я стремилась отразить важнейшее значение игры и тесную взаимосвязь игровой и учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.
При организации игровой деятельности учащихся в процессе формирования УУД учащихся важно соблюдать следующие условия:
-игра должна иметь учебно-познавательную направленность и четко поставленную цель;
-должна быть занимательной и доступной для ее участников.
Роль учителя на таких уроках - координировать игровую деятельность учащихся, следить за рабой групп, помогать им по мере необходимости.
За время работы над данной темой мною были использованы на уроках и во внеурочной деятельности разнообразные игры: дидактические, имитационные, подвижные, ролевые и т.д.
Организация работы по теме самообразования способствовала профессиональному росту. Я приняла участие в следующих мероприятиях:
а) методическая работа (тема выступления, дата)
"Профилактика вредных привычек. " Родительский всеобуч. 2014г.
" Формирование толерантного мышления и поведения школьников." ШМО классных руководителей 2014г.
"Безотметочная система обучения в начальной школе". РМО 2014г.
«Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся». ШМО начальных классов. 2015г.
Открытый урок на недели преемственности с детским садом. 2016г.
"Как оградить детей от преступного посягательства. "Родительский всеобуч. 2016г.
б) публикации (тема, название издания, год)
ВИДЕОУРОКИ.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737232
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737233
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737236
в) курсовая подготовка
Краткосрочные курсы (семинар)
« Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения» 19 марта 2013г.
Зональный семинар - практикум "Новогодье-2014" по теме: "Празднично-игровые приёмы в проведении досуговых мероприятий современного Новогодья". 2013г.
Проблемные «Содержание и условия реализации ФГОС второго поколения НОО»-72час
ФГОС ОВЗ ГБПОУ «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина». 2016г.
"Формирование грамотности чтения и развития письменной речи у учащихся образовательных организаций для всех степеней школьного образования, в том числе с ОВЗ"-84ч. 2017г.
в) участие в вебинарах
"Урок в начальной школе в свете внедрения ФГОС"-2ч. 2017г. Проект "Инфоурок".
"Особенности подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе в начальной школе с использованием пособий Редакции "Поколение V"" Просвещение "Издательство".
г) участие в конкурсах
№ | Название конкурса | За что | Результат |
1 | Центр выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи | За подготовку победителя и организатора Всероссийской предметной олимпиады по предметному миксу. | Благодарность 2014г. |
2 | Центр Довузовской Подготовки для школьников "Пятёрочка" | За творческий подход и высокий уровень профессионального мастерства | Диплом 2014г. |
3 | Всероссийский математический турнир "Зелёная математика" | За подготовку участников- 12 место в РФ. | Сертификат 2015г. |
4 | Международный проект "Эрудит- марафон учащихся" | За организацию и проведение мониторингового конкурса "ЭМУ"-Специалист 2015г. | Грамота 2015г. |
5 | Муниципальный конкурс учебно- исследовательских и проектных работ "Науки юношей питают..." | За подготовку победителей муниципального конкурса учебно- исследовательских и проектных работ "Науки юношей питают..." | Сертификат 2016г. |
6 | ИЦИГР "Перспектива" | За подготовку победителей во Всероссийском дистанционном конкурсе иллюстраций к русским и зарубежным произведениям "Литературный коллаж" | Сертификат 2016г. |
7 | Международный образовательный конкурс "Олимпис" | За организацию участия учеников | Сертификат Осенняя сессия-2015г., 2016г., 2017г. Весенняя сессия- 2015г., 2016г. |
8 | Международный дистанционный конкурс "Старт" | За активную помощь при проведении Международного дистанционного конкурса "Старт" | Благодарность 2017г. |
9 | Олимпиада "Плюс" | За успешные выступления учеников на олимпиаде по математике | Благодарственное письмо 2015г., 2016г.. 2017г. |
д) награждения
Почётная грамота Отдела образования администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области, за инновационный подход в организации внедрения ФГОС НОО. 2014г.
е) участие в конкурсах обучающихся
Международный уровень 2015 – 2016 г.
Наименование конкурсов, конференций, олимпиад | Кол-во участников | Победители ФИО, класс | Руководитель |
"Золотое Руно" | 2 | Бурангулов Рафаэль Романович, Медведева Виктория Витальевна, 4 "Б" класс | Негматуллина Г.Р. |
"Олимпис -2016 - Весенняя сессия" | 11 | Давлетов Ислам Салаватович, Свистунова Арина Игоревна, Ильясова Карина Фатыховна, Медведева Виктория Витальевна, Шамсулина Елизавета Артёмовна, Ващенко Никита Сергеевич, Бобривный Платон Викторович, Басова Юлианна Вячеславовна, Мамбетов Денис Радикович | Негматуллина Г.Р. |
"Миоп Лидер". Международные олимпиады. | 2 | Медведева Виктория Витальевна, Бурангулов Рафаэль Романович, 4 "Б" класс | Негматуллина Г.Р. |
"Вопросита" | 2 | Медведева Виктория Витальевна, Бурангулов Рафаэль Романович, 4 "Б" класс | Негматуллина Г.Р. |
Проект "Новый урок" | 1 | Медведева Виктория Витальевна, 4 "Б" класс | Негматуллина Г.Р. |
Районный уровень 2015 -2016 г.
Наименование конкурсов, конференций, олимпиад | Количество участников | Призеры | Руководитель |
"Науки юношей питают" | 2 | Дипломы 2 степени. | Негматуллина Г.Р. |
"Ученик года-2016" | 2 | Номинации "Лидер года" и "Лучший исследователь года." | Негматуллина Г.Р. |
3. Адресная направленность опыта.
Данный опыт предлагается учителям начальных классов.
III. Заключение.
На основании собственного опыта включения игры в процесс обучения в начальной школе, могу отметить, что целенаправленное формирование универсальных учебных действий с использованием игровых технологий создаёт условия для развития у детей способности к самостоятельной продуктивной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников будет успешным, если учитель знает:
важность формирования универсальных учебных действий школьников;
сущность и виды универсальных умений;
педагогические приемы и способы их формирования.
И, если учитель умеет:
IV. Список литературы
1. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя / В.М. Бутаков. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- 224с.
2. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966.- №6. – С. 12-14.
3. Девяткин, Г.В. Проектирование учебных технологий игр / Г.В. Девяткин // Ж. Шк.технологий. - 1998. - №4. – С.121-125.
4. Казанская, Н.Г., Назарова, Т.С. Дидактика (начальные классы) / Н.Г. казанская, Т.С. Назарова.- М., Просвещение. 1978.- 224 с.
5. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие / Е.В. Карпова. - Ярославль, «Академия развития», 1997г. – 128 с.
6. Коган, Г.В. Значение формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов младших курсов в педагогическом вузе / Г.В. Коган // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. - Мурманск: МГЛУ, 2003. - Т. 2. - С. 75-76.
7. Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // «Начальная школа». - № 11. – 2004. – С. 14-16.
8. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д, 2004. - 384 с.
9. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996. – 212 с.
10. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
11. Савченко, О.Я. Дидактика начальной школы. Учебник для студентов педагогических факультетов / О.Я. Савченко. - Киев.: Абрис, 1997. - 416 с.
12. Самоукина, Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании / Н.В. Самоукина. - М.: Народное образование, 1996. – 179 с.
13.Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2011. - 31с.
14. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М, 1989. – 389 с.
V. Приложение
Приложение №1 – Виды игровой деятельности.
В начальной школе используются многие виды игровой деятельности (виды игр), приведу некоторые примеры из своей практики.
Игры по форме деятельности:
индивидуальные (игровое компьютерное упражнение «Открой дверь по коду»-код –ответ примера)
парные
групповые («Кто быстрей?» - в круг сидящих за столом ребят, с примерно одинаковым темпераментом, кладется карточка с примером таблицы умножения. Кто первый скажет ответ, тот забирает карточку себе. Выигрывает участник, набравший более всех карточек)
общеклассные («Экология или промышленность?» Урок –дискуссия, класс заранее делится на две группы, которые получают задание: подготовить материалы по плану»
По образовательным задачам
игры, изучающие новый материал (Игра «Три шкатулки»: распределить слова –карточки по видам орфограмм. Таким образом, выделена группа слов на новую орфограмму. Находим общую закономерность, формулируем макет нового правила)
игры, формирующие умения и навыки («Покупка задач»: учитель-заказчик «дает материал»-карточку с задачей, ученик, решив её, подходит к учителю, говорит номер задачи и ответ с пояснением. Если правильно, то учитель «покупает» её- ставит отметку на рабочий лист, ситуация повторяется, пока не кончится время.
обобщающего характера, повторения и контроля знаний
По типам:
познавательные, ролевые (игра «Научная лаборатория»- берем слово, понятие, предмет и собираем информацию с разных точек зрения)
деловые (Игра «Презентация профессий»)
комплексные (Игра «Экспресс-собеседование»: класс делится на 2 группы: принимающие резюме и выступающие. Резюме- это, в нашем случае, стихотворение наизусть, правило, информация по теме. Свободно передвигаясь по классу, дети, объединяясь в пары, принимают резюме, ставят оценку в форму. Цель: набрать как можно больше оценок, выбрать самого подготовленного для собеседования.
По форме проведения:
игры – аукционы (Обобщаем сведения по теме: Имя существительное, часть речи –раз…, обозначает предмет – раз.., кто больше?)
защиты (защита проекта, исследования)
путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.
Электронно-тестовые и компьютерные игры в обучении (в классе интерактивная доска с Приложением готовых ресурсов и шаблонов для изготовления своих образовательных электронных ресурсов (Игра «Магический кристалл»: словарное слово с пропуском орфограммы, объясняем, перетаскиваем слово через кристалл, где оно становится видимым))
Приложение №2 – Разработка урока
Разработка урока русского языка в 1 классе
по теме: «Отработка умений располагать слова и буквы по алфавиту»
(УМК «Гармония»)
Учитель начальных классов:
Негматуллина Г.Р.
Тип урока: урок - игра "Поле Чудес"
Цели урока:
Образовательная – закрепить имеющиеся знания об алфавите ; формирование умения распределять буквы и слова по алфавиту; создать условия для установления алфавитного порядка слов при списывании, повторения изученных правил.
Развивающая – развитие устной и объяснительной речи учащихся; умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать вслух; развитие познавательного интереса.
Воспитательная – создание условий для коммуникативных умений, воспитание умения действовать в создавшейся ситуации. Воспитание любви к истории.
Тип урока: закрепление.
Технология: деятельностного метода:
- развитие критического мышления через чтение и письмо
- информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование - презентация, учебник русского языка, тетрадь на печатной основе, тест, шарики с буквами,»черный ящик с личиками», толковый словарь; рулетка.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика.
Этапы урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Формирование УУД |
1.Самоопределение.Мотивация к учебно-познавательной деятельности. 2.Постановка целей урока. Послушайте загадку и скажите тему нашего урока. Тридцать три сестрички Ростом невелички, Если знаешь наш секрет, Мы покажем целый свет Какова же цель нашей учебной деятельности?
3.Закрепление. А проведем наш урок в форме игры «Поле Чудес». Звучит музыка начало игры. На доске зашифровано слово, выполнив задание узнаем кем же приходились друг другу Кирилл и Мефодий? Крутим рулетку.
1.Задание.Игра «Я –слово, вы цифру».Я называю слово, а вы определяете номер буквы с которой начинается слово. Зонт Пила труба мост ябеда лед волчок Открываю слово (братья). Сведения: Братья Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку, которой мы сейчас пользуемся.24 мая отмечается праздник славянской письменности и культуры. Что за буква между т и я? Почему он называется так?
2.Задание.Крутим рулетку Выполнив задание, узнаем что Читали наши бабушки и прадедушки. «Выполняем упр.105 в учебнике. Открываю слово нравоучение. Что же такое нравоучение? Где нужно посмотреть, в каком словаре? Вика, найди это слово и скажешь что же оно обозначает? А я в это время читаю сведения:
Вика, готова? Прочитай нам что значит слово нравоучение.
Ребята, какие слова обозначают два звука? Запишем звуковую схему слов. У доски… остальные у себя в тетради. 3.Задание. Крутим рулетку дальше. «Отдохни-ка».Включаю физминутку.
4.Задание.Крутим рулетку. Узнаем ,что за слово зашифровано, выполнив задание «Мини-конкурс знатоки русского алфавита».Работаем по группам. Каждая группа Придумывает свои вопросы по теме «Алфавит» другой группе. Открываю слово первопечатник. Ребята, кто может сказать Что означает слово это? Сведения: Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг, но главная для нас – букварь. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же: от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу. Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетния будете на земле.» В. Крупин | Работа со стихотворением. – Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Вслух читает хорошо читающий ученик. Знать алфавит - большое дело: Писать, читать будешь умело. На уроке не скучай- Заданья делать успевай. (СЛАЙД 1) Алфавит. Т.к. не первый урок, мы будем отрабатывать умения располагать буквы и слова по алфавиту.(СЛАЙД 2) Отрабатывать навыки в расположении букв и слов по алфавиту. (СЛАЙД 3 Поле Чудес) Выходит ученик и крутит рулетку. Читает задание сам. Игра «Я- слово ,вы цифру» 7 15 18 12 33 11 3 Ученики читают: братья (СЛАЙД 4) Разделительный мягкий знак. Т.к разделяет гласную от согласной. Выходит ученик и крутит рулетку. Затем читает задание. «Выполняем упр.105 в учебнике» Читаем слово нравоучение. В толковом словаре. (СЛАЙД 5) Значения слов: амбар, жница.  Читает :поучение, внушение нравственных правил. Еда, елка. ( йэда) .(йолка) Выходит ученик крутит рулетку, читает «Отдохни-ка» Совещаются, составляют вопросы. первопечатник (СЛАЙД6) | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; формируем умение ориентироваться на развороте учебника; формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать в группе Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Духовно-нравственное развитие и воспитание: воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; гражданско-патриотическое воспитание; воспитание трудолюбия, способности к познанию; воспитание здорового образа жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание. |
5.Задание. Крутим рулетку. Игра «Буквы заблудились». Узнаем что за слово зашифровано.Приспособление для печатания. На доске шарики с буквами. Подул сильный ветер и буквы заблудились, расставим их по местам. Ж е и з й к л Н м о п с р т Открываю слово станок 6. Тесты. Тестовые задания.стр.6 №1,2. 7. Задание «Приз».Черный ящик, читаю загадки. Узнаем что там лежит.(«личики» лежат) - Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья – хрипловатая.
- Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный.
- Дерево, про которое говорят «русская красавица» Дети записывают слова в тетрадь и проговаривают орфограммы.
8.Рефлексия. – Что нового узнали? – Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? - А теперь нарисуйте на лицах, какое у вас настроение. (с черного ящика) | Ученик выходит крутит рулетку. Читает название игры. Выходят ученики и расставляют порядок букв. Е ж з й к л. Записывают в тетради. М н о п р с т . Записывают в тетради. (СЛАЙД 7)
Ворона
Арбуз
берёза
арбуз берёза ворона
ответы детей |
| | |
18