СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогической деятельности. "Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогической деятельности по теме "Духовно - нравственное развитие и воспитание". В данном материале представлены блоки, в которых раскрывается информация о работе по теме.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогической деятельности. "Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся"»

Добрый день, уважаемое жюри, здравствуйте, коллеги! Разрешите представить вашему вниманию обобщение моей педагогической деятельности. Начать мне бы хотелось словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».

Мы, педагоги, должны вырастить из доверенных нам детей не просто человека с определённым багажом знаний, а личность с развитыми человеческими качествами, личность, для которой слова нравственность, доброта, сострадание, порядочность – это не пустой звук, а самые важные жизненные ценности, личность, которая войдёт в мир человеком большой культуры и широкого кругозора. Именно поэтому выбор проблемы, над которой я работаю, пал на духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Условия возникновения проблемы:

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.

В связи с этим в настоящее время в общественно – политической жизни идёт переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника.

Поэтому общество нуждается в школе, которая может подготовить современный национальный воспитательный идеал - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа.

Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Актуальность данной проблемы заключается:

  1. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

  2. Развитие ребенка в современном мире происходит в окружении разнообразных источников, которые оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на еще только формирующуюся сферу нравственности;

  3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности;

  4. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Под «духовно – нравственным» воспитанием понимается процесс содействия духовно - нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),


  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),


  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.





ЗАДАЧИ

  • создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

  • формирование морального сознания и моральной оценки;

  • помощь в освоении навыков и норм поведения на основе совместной деятельности.

Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Новизна педагогического опыта работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Теоретическое обоснование опыта:

В своей работе по духовно – нравственному развитию и воспитанию мы опираемся на последние нормативно правовые документы, которые ориентируют нас на поиск новых форм, внедрение инновационных технологий, решение проблем образовательной системы, использование более полного потенциала семьи в воспитании детей:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

  4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России


Духовно – нравственное развитие и воспитание на уроках русского языка и литературы является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умения наслаждаться окружающим миром.

Отсюда основными принципами организации духовно – нравственного развития и воспитания являются:

  • Нравственный пример педагога (учитель и родитель – ведущие субъекты воспитания; ценность Учителя – главная национальная ценность),

  • Социально – педагогическое партнерство (согласование усилий всех субъектов воспитания и социализации на основе общих воспитательных идеалов и ценностей),

  • Непрерывное личностное развитие обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека, взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов),

  • Интегративность программ духовно – нравственного воспитания (единство учебно – воспитательного процесса)

  • Социальная востребованность воспитания (взаимосвязь образования, духовно – нравственного развития и жизни обучающихся).


Технология опыта.

Работа по данной проблеме ведется в нескольких направлениях: урочная деятельность, внеурочная деятельность, внеклассная работа, классное руководство, работа с родителями, инклюзивное образование и работа с одаренными детьми, самообразование и саморазвитие.

Урочная деятельность.

Родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие, учиться в современной школе невозможно, так же, как и стать полноценным членом общества.

Поэтому при изучении различных тем по русскому языку, работая по программе под редакцией М.М. Разумовской, я использую разнообразные формы и методы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание ценностей в жизни.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы
организации работы на уроке:
- анализ текстов;
- развивающие лингвистические упражнения;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение, изложение;
- лексические разминки;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сопоставление 2-х текстов 

При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например, сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность.
При обобщении темы «Союз как части речи» в 7 классе все усилия направляются не только на усвоение материала, но и на создание условий для усвоения такой нравственной категории, как союз человеческих сердец. Благодаря этому у обучающихся развивается умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения. Дети учатся строить собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. С воспитательной позиции такой урок содействует развитию умения общаться между собой, помогает обучающимся осознать ценности совместной деятельности. Вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество = Союз.

Для этого используем предложения из поэтических строк А.С. Пушкина, а также предложения из произведения И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», где они находят союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения есть и в нашей жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении. 

Во время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ подбираются тексты для творческих работ, в основе которых лежат такие понятия, как милосердие, взаимопомощь, ответственность, честность, сострадание.

Велика роль и литературы в развитии духовно - нравственных качеств подрастающего поколения. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову.

Я работаю по программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина 5-11 классы. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Уже в 5-м классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость себялюбие, лень, праздность.

В 6 классе, читая рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой», ребята открывают для себя добрый и светлый мир народной жизни. Писатель в рассказе ставит очень важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности.

Изучая древнерусскую литературу, совместно с учащимися делается в вывод, что главным достоинством произведений этого раздела является сильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература ценна и актуальна и в наши дни. Её традиции не могут забыться, их невозможно не ценить. Таким образом, подойдя к изучению программных произведений «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Житие Александра Невского», учащиеся уже видят не только структуру жития как жанра и находят признаки житийного канона, но и видят идею нравственного подвига героев, видят не столько интересную историю, где сказка переплетается с былью, сколько глубокую нравственную основу произведения.

В 10 классе с учениками глубоко рассматриваем внутренний мир героев, пути духовных исканий. Стараемся определить сущность духовно - нравственной красоты человека в понимании автора. Решаем вопрос «Любовь – это великая тайна или великая трагедия?»

Это далеко не все произведения, которые являются благодатной почвой для воспитания высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком, из которых складывается наша жизнь. 

Работа по духовно – нравственному развитию и воспитанию – это непрерывный и длительный процесс. Ведется она не только в урочной деятельности. Широким полем для воспитания духовности и нравственности является и внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Так, например, с 5 по 7 класс мы занимаемся с детьми в «Клубе любителей русского языка». Программа составлена таким образом, что ученики не только закрепляют, расширяют свои знания по русскому языку, но и учатся таким качествам, как доброта, сострадание, милосердие, честность, отзывчивость. Этому способствуют викторины, кроссворды, ребусы, синквейны, кроссенсы, работа по тексту с составлением таблиц. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, игр, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Также неотъемлемой частью в воспитании духовно – нравственных качеств является внеклассная деятельность. Так, в рамках предметных недель русского языка и литературы традиционными стали мероприятия, где каждому ученику предоставляется возможность проявить свои творческие способности, приобщиться к историческому прошлому страны, по-новому взглянуть на героев произведений. (литературный вечер по творчеству Михаила Шолохова «Певец Тихого Дона»)

Тесное сотрудничество с краеведческим музеем и библиотекой тоже помогает в воспитании нравственных качеств учеников.

В моей воспитательной работе с классом духовно - нравственное развитие и воспитание занимает основное место. Наиболее удачной формой работы являются дискуссии. На них неизменно сталкиваются характеры, здесь надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, тренинги (для старших классов), групповая работ, анкетирование, беседы (для среднего возраста).

Например, классный час для учащихся 9 класса «Как сохранить душевное здоровье в нездоровом обществе». Вместе с детьми решаем важный вопрос о том, как можно достичь доверительных отношений с людьми, как сделать счастливыми близких людей.

Или на классном часе в 5-6 классах можно поработать в «Мастерской ценностных ориентиров» и решить, каких нравственных качеств не хватает в современном обществе и как мы их можем развить.

Кроме классных часов, бесед и тренингов, значительную роль в воспитании нравственных качеств учеников играет тесное общение с ветеранами ВОВ, учителями – пенсионерами. Неотъемлемой частью в воспитании духовно-нравственной личности является работа с родителями. Педагогические лектории, собрания в виде круглого стола или дискуссии помогают решить многие вопросы в развитии и воспитании детей. Большое значение имеет и участие родителей в организации внеклассных мероприятий, поездки, экскурсии.

В настоящее время в наших школах организован процесс обучения, при котором все дети, независимо от физических, интеллектуальных, психических, языковых и других особенностей включены в общую систему образования. При инклюзивном образовании речь идёт о детях с

ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Но и это еще и по-своему талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения. Мы должны их не только научить, но и воспитать, и подготовить к жизни в социальной среде.

Поэтому материалы, которые подбираются для работы с особенными детьми, тоже имеют большое значение. Это могут быть выборочные диктанты, выборочное списывание, изложения на темы дружбы, добра, честности, сострадания.

В 8-9 классах в работу включаются изложения с творческим заданием. Например, на тему «Как помочь тем, кто страдает от равнодушия», «Жизнь скучна без нравственной цели», «Что означает для меня слово честь». Такие тексты подбираются не только для того, чтобы научить детей выполнять данную работу, подготовить их к сдаче ГВЭ (государственный выпускной экзамен), но и воспитать духовно-нравственные качества.

Хорошим материалом для работы в средних классах служат «Заповеди академика Дмитрия Лихачева»

Особого внимания заслуживают и одаренные дети. Они должны активно участвовать в процессе обучения. Работа с такими детьми требует, чтобы информация подавалась в творческой форме, которая будет стимулировать их на дальнейшую работу. Результатом этих усилий становится участие талантливых детей в олимпиадах разного уровня, в конкурсах чтецов, конкурсах сочинений.


И, конечно же, неотъемлемой частью воспитания и обучения подрастающего поколения является самообразования и саморазвитие педагога. Мы не сможем в полной мере заниматься образованием детей, если не будем сами постоянно двигаться вперед. В помощь педагогам идут курсы повышения квалификации, вебинары, интернет-семинары и конференции, тестирования и олимпиады, выступления на педагогических светах, участие в методических объединениях школы и района, мастер-классы.

И вся эта работа в совокупности ведет к воспитанию духовно-нравственной личности, которая умеет думать, принимать решение, нести за него ответственность, различать добро и зло.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.