Сапожникова Светлана Викторовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им. Ю.К. Шхачемукова а. Хатукай Красногвардейского района Республики Адыгея
Учитель начальных классов
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».
(рисунок 1)
Цели:
Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал.
Развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
Воспитывать интерес к чтению, к урокам литературного чтения.
Оборудование:
Учебник «Родная речь» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; Москва, Просвещение, 2011г).
Мультимедийный проектор для презентации к уроку по теме «Люблю природу русскую. Весна».
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Постановка учебных задач.
Учитель читает отрывок из стихотворения.
Гонимы вешними лучами.
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
- Эти строчки из стихотворения А.С. Пушкина. Какую картину вы себе представили, слушая стихотворение?
- К какому разделу литературного чтения подходят эти строчки?
- Сегодня мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую. Весна».
- Каким образным выражением заменил А.С. Пушкин слово «весна»?
- Нам нужно выяснить, как поэты описывали весну.
Проверка домашнего задания. Повторение и обобщение.
А).- Какие изменения происходят в природе весной? (с. 124, вопрос 1) (ответы детей)
- Послушайте отрывок рассказа А.П. Чехова «Весной» и постарайтесь увидеть нарисованные писателем картины.
«С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.
Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, на как кругом всё весело, ласково, приветливо!
Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края и до края.
Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.
Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт.
Деревья голы, но уже живут, дышат…»
Б). Беседа по прочитанному (проверка восприятия на слух).
- Какие картины нарисовало ваше воображение?
- Перечислите, какие предметы и явления описывает А.П. Чехов?
- Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать предметы живыми? Что это за литературный приём? (олицетворение)
В). Ответы на вопросы.
- Кто из поэтов изобразил весну волшебницей?
(Фёдор Иванович Тютчев 1803 - 1873). Чтение наизусть по выбору стихотворений.
- Какие слова связаны с темой «Весна»?
Дождь, Солнце, Гроза, Ручей, Сосулька, Верба, Метель, Тучи, Листопад, Цветы
Правильный ответ: Дождь, Солнце, Гроза, Ручей, Сосулька, Верба, Тучи, Цветы
Физкультминутка.
( Гимнастика для глаз. Дети слушают стихотворение под спокойную музыку)
Бежал ручей по камешкам, бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой лужице лежал, лежал, лежал.
То снова он пустился вскачь, то будто бы уснул,
Увидел речку – прыг туда и сразу утонул.
Повторение и обобщение.
Игра «Угадай-ка!»
- Соединить стрелочками фамилию автора и название произведения.
Фёдор Иванович Тютчев 1803 - 1873 Весна.
Матери.
Алексей Николаевич Плещеев 1825 – 1893 Посидим в тишине.
Александр Александрович Блок 1880 – 1921 Весенние воды.
Елена Александровна Благинина 1903 – 1989 Сельская песенка.
Зима недаром злится…
Самуил Яковлевич Маршак 1887 – 1964 На лугу.
Эмма Эфраимовна Мошковская 1926 – 1981 В бурю.
Иван Алексеевич Бунин 1870 – 1953 Я маму мою обидел…
Снег уже теперь не тот…
Правильный ответ:
Тютчев Фёдор Иванович 1803 - 1873
Зима недаром злится…
Весенние воды.
Плещеев Алексей Николаевич 1825 – 1893
Весна.
В бурю.
Снег уже теперь не тот…
Блок Александр Александрович 1880 – 1921
На лугу.
Благинина Елена Александровна 1903 – 1989
Посидим в тишине.
Маршак Самуил Яковлевич 1887 – 1964
Сельская песенка.
Мошковская Эмма Эфраимовна 1926 – 1981
Я маму мою обидел…
Бунин Иван Алексеевич 1870 – 1953
Матери.
- Чтение стихотворений по выбору.
Игра «Кто внимательный?»
К картинкам подобрать соответствующие строчки из стихотворений раздела «Люблю природу русскую. Весна» и зачитать их.
(рисунок 2-5)
Итог урока.
- Что объединяет произведения этого раздела?
- Какое стихотворение вам особенно запомнилось? Почему?
- Мне больше понравились вот эти строчки.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. А.Н. Плещеев
- Мы читали стихотворения о пробуждении природы весной. Впереди нас ждут прекрасные открытия весны.
Домашнее задание (по выбору)
Нарисовать иллюстрацию к любимому стихотворению из раздела «Люблю природу русскую. Весна.» Сделать подпись словами из текста.
Составить рассказ о весне.
Нарисовать весенний пейзаж по стихотворению Л. Яхнина «Я взял бумагу, акварель…»
- Спасибо за урок!