СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний по теме "Поволжье"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА НА СДО

Общая часть урока

Дата проведения урока:

На уроке реализуется междисциплинарная программа: «Формирование УУД»

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Поволжье»

Определение и анализ планируемых образовательных результатов

Личностные: – осознание роли географии в познании окружающего мира.

Готовность и способность обучающихся, к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные:

Познавательные УУД

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

1.      Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:

1.      Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Предметные:

Научатся применять приобретённые при изучении темы «Поволжье»  практические навыки для выполнения учебных заданий. Научатся систематизировать изученный учебный материал.

Научатся работать с тематическими картами России.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

Деятельностная

Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Научить находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Образовательная

Научить применять приобретённые при изучении темы «Поволжье»  практические навыки для выполнения учебных заданий. Научить систематизировать изученный учебный материал.

Научить работать с тематическими картами России.

Задачи урока

  1. Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
  2. Научить находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.
  1. Выполнить контрольные задания по теме «Поволжье»

Основные понятия урока

Поволжье

 

Отбор средств обучения:

Вид используемых средств ИКТ

Методическое назначение средств ИКТ

Образовательные Интернет-ресурсы

Учебно-методическое обеспечение урока

Электронная презентация «Поволжье»

Систематизация и структурирование знаний

http://ru.wikipedia.org/

Материалы из Википедии — свободной энциклопедии

             

 

Основная часть урока

Этапы урока

Планируемые УУД

Этап формирования УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель  урока:

Продолжите предложение:

- Поволжье – это…..

 

- Чему будет посвящён урок?

 

Смыслообразование (Л)

 

1

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Вспомните:

- По какому плану даётся характеристика экономического района?

1.    Назовите основные факторы, определяющие выгодность ЭГП Поволжского экономического района.

Ответ: Волга, благоприятные природные условия и ресурсы, выход в моря,

соседство с развитыми районами.

2.      Назовите природные ресурсы, которыми район наиболее богат?                                                                                     

      Ответ: Агроклиматические, водные, рыбные, из минеральных – газ, нефть, соль, сера.

  1. Назовите три крупнейших города Поволжья.

      Ответ: Казань, Самара, Волгоград.

4.         Перечислите отрасли специализации промышленности.

Ответ: Машиностроение, химическая промышленность, ТЭК, АПК.

4.      В чем проявляется зональность сельского хозяйства Поволжья?

Ответ: В смене сельскохозяйственных районов с севера на юг, вследствие  вытянутости Поволжья по меридиану.

 

Мотивационная основа учебной деятельности (Л)

 

1

Выявление места и причины затруднения, формулирование учебной задачи

 

1. Научиться применять приобретённые при изучении темы «Поволжье»  практические навыки для выполнения учебных заданий. Научить систематизировать изученный учебный материал.

2.  Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3. Научить находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

7. Научиться работать с тематическими картами России.

 

Учебно-познавательный интерес (Л)

 

1

Построение проекта выхода из затруднения

 

  1. Цель урока:  применить приобретённые при изучении темы «Поволжье»  практические навыки для выполнения учебных заданий. Систематизировать изученный учебный материал.  
  2. Тема урока: Обобщение знаний по теме «Поволжье»
  3. Способы действия: работа с текстом учебника
  4. План достижения цели:

- прочитать текст параграфа, интернет – ресурсы;

- выделить ключевые слова;

- найти существенную информацию в тексте;

- преобразовать текстовую информацию в таблицу – синтез;

- найти на карте районы Земли указанные в изученном тексте.

  1. Средства: текст параграфов по теме  «Поволжье».

Ресурсы: Интернет-ресурсы.                                 

 Сроки: в течении урока

Планирование учебного сотрудничества (К)

 

1

Реализация построенного проекта

Задание 1. – Определите специализацию отдельных районов Поволжья:

  1. Среднее Поволжье: Республика Татарстан, Самарская область.

(Нефть, НПЗ, машиностроение, химическая, пищевая промышленности, 2 города-миллионера (Самара и Казань), Нижнекамский ТПК).

 

  1. Приволжский: Пензенская область, Ульяновская область.

(Машиностроение, легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство).

 

  1. Нижнее Поволжье: Саратовская, Волгоградская, Астраханская область и республика Калмыкия.

(Машиностроение, химическая, пищевая промышленности. Сельскохозяйственный район с развитым зерновым хозяйством, мясным животноводством и овцеводством, а также производством риса, овощебахчевых культур и рыбным промыслом. Основной центр Нижнего Поволжья - город-герой Волгоград).

 

Задание 2. – На контурной карте:

  1. Обозначьте границу Поволжья.
  2. Подпишите государства и экономические районы, с которыми граничит район, субъекты федерации в составе района, Волгу, Дон, Каспийское море, Волго-Донской канал.
  3. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ромашкинское), природного газа (Астраханское), серы (Астрахань и Самара), поваренной соли (Баскунчак);
  4. Условными знаками обозначьте Волжскую, Саратовскую ГЭС, Балаковскую АЭС;
  5. Условными знаками обозначьте отрасли специализации главных промышленных центров.
  6. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Поволжского экономического района.

Задание 3. Выберите верные утверждения.

1

Район вытянут с запада на восток и широко открыт северу и югу.

2

Поволжье - один из самых слабозаселенных районов России.

3

Особенности географического положения затрудняют условия индустриального развития региона.

4

Отрасли специализации района: машиностроение, ТЭК, химическая промышленность, АПК.

5

Поволжье обладает разнообразными природными ресурсами.

6

В машиностроении преобладают наукоемкие отрасли.

7

По масштабам сельскохозяйственного производства Поволжье занимает 3 место в России.

Ответы: 4, 5, 6, 7.

Задание 4. Составьте логические цепочки

 

1.По территории района протекает ---река Волга

Большие запасы гидроресурсов

Созданы каскады  ГЭС: крупнейшая Волжская ГЭС

2.Более 90 городов и обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами

Возможность развития наукоемких и трудоемких производств

Бурное развитие автомобильной промышленности

3.Огромные площади прекрасных сельскохозяйственных угодий и водные ресурсы

Огромные площади прекрасных сельскохозяйственных угодий и водные ресурсы

Многоотраслевое сельское хозяйство и развитый  АПК

 

Задание 5. Распределите предложенный перечень продукции по категориям «Ввоз в район» и «Вывоз из района»

Продукция

Ввоз

Вывоз

  1. Машины и оборудование

 

  1. Нефть

 

  1. Газ
  2. Минеральные удобрения
  3. Электроэнергия
  4. Цемент
  5. Круглый лес
  6. С/х продукция
  7. Продукция легкой промышленности

1,  4,  7,   9

 

1, 2, 3, 5,6, 8

 

Задание 6. - Используя экономическую карту, установите различия в специализации Казани, Самары и Волгограда. Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод о причинах различий.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (П)

Смысловое  чтение (П)

Извлечение необходимой информации из текстов (П)

 

2

Первичное закрепление во внешней речи

 

Обсуждение выполненных заданий. Обмен информацией.

 

Коррекция (Р)

 

 

2

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Определите по описанию  субъект федерации, входящий в состав Поволжского  экономического района.

 

Рефлексия способов и условий действия (Р)

 

 

 

2

Включение в систему знаний и повторение

 

Задание 7. Выполните тестовые задания.

А1. В каком из перечисленных регионов Поволжья в наибольшем количестве добывается нефть?

1.Астраханская область

2.Саратовская область

3.Республика Татарстан

4.Чувашская Республика

А2. Какой из перечисленных регионов Поволжья относится к числу крупнейших по производству грузовых автомобилей?

1. Республика Калмыкия

2.Саратовская область

3.Республика Татарстан

4.Волгоградская область

А3. Большинство верующих какого из перечисленных народов исповедуют буддизм?

1.калмыки

2.карелы

3.чуваши

4.татары

А4. Поволжье является одним из крупнейших в России районом по добыче:

1.медных руд

2.поваренных  солей

3.нефти

4.железных руд

А5. Для какой из перечисленных республик в составе РФ наиболее характерно пастбищное овцеводство?

1. Карелии                     2. Удмуртской

3.  Калмыкии 4.  Коми

 

Структурирование знаний (П)

 

3

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

– Как ответим на вопрос урока? 

– Сделайте вывод по уроку. 

 

Домашнее задание: §

 

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (Р)

 

3