готовимся
Е Н Т
С ложно п одчиненные п редложения
учитель русского языка
ГУ «СОШ № 4» г.Семей Подольская И.А.
11 «Б»
Цель
- Обобщение знаний о сложноподчиненном предложении.
- Совершенствование культуры речи, активизация словаря.
План урока
План урока
- Повторение теоретического материала по сложному предложению.
- Введение и закрепление теоретических знаний о сложноподчиненном предложении.
- Совершенствование культуры речи, активизация словаря.
- Работа по повторению орфографии и синтаксиса.
1 вопрос
А
Укажите вид придаточного предложения в составе сложноподчиненного.
И лишь вечером, когда воздушный океан постепенно успокаивается, в степи становятся слышны и другие звуки.
11 «Б»
А
Времени.
В
Сравнительное.
С
Изъяснительное.
D
Научный.
Е
Определительное.
2 вопрос
D
Укажите предложение с подчинительным союзом с причинным значением.
11 «Б»
А
Не отказывайся, когда угощают, но не суй свой нос, когда не приглашают.
В
Если вызвался помочь, делай это своевременно.
С
Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
D
Ученики нашего класса знают русский язык, потому что любят его.
Е
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3 вопрос
D
Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении. Конечно в душе он рассчитывал на помощь сына наверное для того и вызвал его телеграммой но в тот вечер так ему ничего и не сказал надеялся что догадается сам предложить помощь.
11 «Б»
А
Семь.
В
Восемь.
С
Пять.
D
Шесть.
Е
Четыре.
4 вопрос
Е
Укажите предложение с последовательным подчинением.
11 «Б»
А
Солнце уже садилось, когда над рекой под-
нимался туман и мы возвращались домой.
В
Не думай, что все пропели, что бури все отгремели.
С
Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
D
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
Е
Ему показалось, что никогда он еще не слы-шал, чтобы ветер свистел и выл так злобно.
5 вопрос
В
Укажите вид придаточного предложения в составе сложного.
Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался сельский сход.
11 «Б»
А
Придаточное предложение цели.
В
Придаточное предложение изъяснительное.
С
Придаточное предложение места.
D
Придаточное предложение условия.
Е
Придаточное предложение уступительное.
6 вопрос
А
Укажите вид подчинения придаточных предложении.
Он зашел к старому поэту оттого, что это был, пожалуй, единственный человек, который мог бы понять его волнение.
11 «Б»
А
Последовательное.
В
Однородное и параллельное.
С
Параллельное и последовательное.
D
Однородное.
Е
Параллельное.
7 вопрос
С
Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении
Воздух вблизи как-то особенно прозрачен словно стеклянный вдали ложится мягкий пар теплый на вид вместе с росою падает алый блеск на поляны еще недавно облитые потоками жидкого золота от деревьев от кустов от кустов высоких стогов сена побежали длинные тени.
11 «Б»
В
А
Пять.
Семь.
С
Восемь.
D
Шесть.
Е
Девять.
Готовимся к ЕНТ
8 вопрос
D
Укажите вид подчинения.
Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.
11 «Б»
А
Последовательное.
В
Параллельное.
С
Последовательное и параллельное.
D
Однородное.
Е
Параллельное и однородное.
9 вопрос
А
Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении
На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор.
11 «Б»
В
А
6 запятых и тире.
6 запятых
С
8 запятых
D
7 запятых
Е
9 запятых
Готовимся к ЕНТ
10 вопрос
А
Предложение со сравнительным оборотом.
11 «Б»
А
Природу надо беречь, как мы бережем жизнь человека.
В
Все было готово, когда в конце коридора появилась знакомая фигура учителя.
С
Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
D
Благодаря тому что в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери.
Е
Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
11 вопрос
В
Укажите предложение с обстоятель-ством уступки.
11 «Б»
А
Иней подолгу лежал на скатах крыш.
В
Вопреки предложениям синоптиков погода стояла холодная.
С
Разумеется, я плохо понимал эти споры.
D
Желая укрыться от дождя, мы разбили палатки.
Е
Дорога круто спускалась вниз и потом убегала в громадный хвойный лес.
12 вопрос
А
Однородные придаточные есть в предложении.
Европейские ученые считают, что изменение клима-та в прошлом могло происходить всего за один сезон и главной движущей силой похолодания в период так называемого молодого дриаса были западные ветры.
А
11 «Б»
В
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
Люди тянули руки, чтобы только прикос-нуться к звездному спортсмену, популярность которого после Пекинской победы наверняка выросла в фантастической прогрессии. наверняка выросла в фатастической прогрессии.
С
D
Триумф Ильина принес полное единение кызылординцев, которые, узнав о приезде чемпиона, без каких-либо просьб вышли на улицы, чтобы поприветствовать земляка..
Е
Историки до сих пор спорят о том, где и когда возник первый город на земле.
13 вопрос
А
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
11 «Б»
А
Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
В
Небо еще рдело багряными полосами в том месте, где зашло солнце.
С
В зеленых лугах течет речка, что так мила моему сердцу.
D
Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
Е
Жители стали уходить из города, когда враг близко подошел к нему.
14 вопрос
В
Укажите схему, соответствующую предложению. Зазеленели парки и хотя ночи были темными чувствовалось приближение той радостной и тревожной поры когда блеклый дневной свет не гаснет и по ночам .
11 «Б»
А
[ и, (хотя…), [ ], (когда…)].
В
[ …], и, (хотя…), [ ], (когда…).
С
[ …], и, (хотя…), (когда…).
D
[ …], и (хотя…), (когда…).
Е
[ …], и, (хотя…) [ ], (когда…).
15 вопрос
D
Укажите схему данного предложения.
Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остался жить навеки .
11 «Б»
А
( ), [ ], ( ).
В
( ), [ ].
С
[ ,( ), ].
D
[ ], ( ).
Е
[ ], ( ) , ( ).
16 вопрос
В
Укажите количество знаков препинания в предложении. Все было по-старинному и горбатенький переулок и красный дом с неудобными запущенными квартирами и небольшой палисадник с клумбой тяжелых ярких георгинов и крыльцо со скрипучими ступеньками и вещи на прежних местах.
11 «Б»
А
Тире, 6 запятых.
В
Двоеточие, 5 запятых.
С
Двоеточие, 6 запятых.
D
Двоеточие, 4 запятых, тире.
Е
Тире, 5 запятых.
17 вопрос
С
Укажите предложение с союзом чтобы.
11 «Б»
А
Что (бы) это могло быть, сеньор охотник?
В
Что (бы) он ни говорил, его никто не слушал.
С
Я не слыхал, что (бы) команчи подавали такие сигналы.
D
Что (бы) нам придумать интересного?
Е
Нет ничего в мире, что (бы) могло перекрыть Днепр.
18 вопрос
Е
Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении
Есть наверное у археологов свое капризное божество в полумраке от цели удерживает оно руку одного искателя чтобы через десятки лет избрав другого подарить ему открытие.
11 «Б»
В
А
3.
2.
С
4.
D
5.
Е
6.
Готовимся к ЕНТ
19 вопрос
С
Укажите сложноподчиненное предложе-ние с придаточным определительным.
11 «Б»
А
В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей.
В
Трава была необычайно сочная, потому что шли частые и обильные дожди.
С
Молодые годы, когда человек полон сил и свет-лых надежд, навсегда остаются в нашей памяти.
D
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
Е
Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.
20 вопрос
D
Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении
Далеко-далеко раскинулось поле покрытое снегом что белым ковром и звезды зажглись и месяц что лебедь плывет одиноко над сонным селом.
11 «Б»
В
А
5.
4.
С
8.
D
6.
Е
7.
Готовимся к ЕНТ
21 вопрос
Е
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
11 «Б»
А
До того мне стало вдруг стыдно, что буквально слезы потекли по щекам.
В
Его не было дома, почему я и оставил записку.
С
Башкирец с трудом шагнул через порог и упал.
D
Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
Е
Степан грозился сам прийти в Вешенскую, в случае если Аксинья не явится в сотню.
22 вопрос
C
Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении
Выйдя на двор Левин как дерево весною еще не знающее куда и как разрастутся его молодые побеги и ветви заключенные в налитых почках сам не знал хорошенько за какие предприятия в любимом его хозяйстве он примется теперь.
11 «Б»
В
А
Восемь.
Шесть.
С
Семь.
D
Пять.
Е
Девять.
Готовимся к ЕНТ
23 вопрос
В
СПП с придаточным обстоятельственным уступки:
11 «Б»
А
Ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полях .
В
Пусть роза сорвана, она еще цветет.
С
Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить детей, но и быть любимым.
D
Весь следующий день Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потоп.
Е
Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернули занавески.
24 вопрос
Е
Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении
Чудесная седая шевелюра выпуклый лоб маленькие темно-серые глаза и длинные седые усы делали этого восьмидесятилетнего старика похожим на патриарха который несмотря на худобу щек и запавшие виски обладал казалось секретом вечной юности.
11 «Б»
В
А
6.
5.
С
9.
D
8.
Е
7.
Готовимся к ЕНТ
25 вопрос
Е
Временной подчинительный союз употреблен в предложении:
11 «Б»
А
Уля не сразу сообразила, что произошло.
В
Каждый, кто честен, встань с нами вместе.
С
Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
D
Шум за окном нарастал, словно ураган хотел запугать нас .
Е
Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.
КОДЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
1
2
А
D
3
D
4
Е
5
В
6
А
7
8
С
D
9
А
10
А
11
В
12
А
13
14
А
В
15
16
D
С
17
18
С
Е
19
20
С
D
21
Е
22
23
C
24
В
25
Е
Е
25 – 22 ответов - « 5 »
14 - 21 ответов - « 4 »
10 - 13 ответов - « 3 »
ресурс
- Учебно-методическое пособие. По русскому языку. / Астана: РГКП «Национальный центр тестирования», 2011 – 128.
- Брулева Ф.Г. и др. Русский язык: Учеб. Для 11 кл. естеств.-мат. напр. общеобразоват. шк. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. – 256с.; §11 с.74 -75.
- Сулейменова Э.Д., Сабитов З.К. Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Шк. – 2-е изд., перераб. – Алматы: Атамура, 2009. – 304с., илл. ; §17,18 с.172-191.
- Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб.: «Валери СПД», 2004. – 128 с., ил.; с.92-93
ответ
Объяснительный диктант
(До)суха, (до)темна, (за)долго, (за)мужем, занов_, (за)темн_, (из)давн_, (ис)(под)тишка, (как)нибудь, как(ни)(в)(чем)(не)бывало, (на)веки, (на)веки веч_ные, (на)взничь, (на)взрыд, нагишом, (на) глазок, (на)зубок, (на)глухо, (на)изнанку, (на)кануне, (на)искосок, (на)лев_, (на)оборот, (на) лету, (на)отмашь, (на)силу, (на)скаку, (не)(в)терпеж_, (по)весеннему, (по)долгу, (под) мышку, (по)вахтенно, (по)том, (по)городски, (по)кошачьи, (по)верх, (по)малу, (по)одиночк_, (по)стольку, р_кошетом, (тот)час, (точ__)(в)(точ__), (туго)(на)(туго), (с)боку, (с)(боку)(на)бок, (с)(верху)(до)(низу), (с)молоду, (с)ходу, (с) (раз)бегу, (с)роду, (с)(по)заранку.
Д о с уха, д о т емна, з ад олго, з ам ужем, з ан ов о , з ат емн о , и зд авна, исподт ишка, как - нибудь, как ни в чем не бывало, н ав еки, на веки ве ч н ые, н ав знич ь , н ав зрыд, н аг ишом, на глазок, н аз убок, н аг лухо, н аи знанку, н ак ануне, н аи скосок, н ал ево, н а о борот, на лету, н ао тмаш ь , н ас илу, на скаку, н ев терпе ж , по - весеннему, п о д олгу, под мышку, п ов ахтенно, п о том, п о - город ск и, п о - кошач ь и, п о в ерх, п ом алу, п оо дино ч к е, п ос тольку, р и кошетом, тот ч ас, точ ь - в - точ ь , туг о - н ат уг о , сб оку, с боку на бок, св ерху д о н изу, см ол о ду, сх оду, с разбегу, ср оду, сп о заранку.
Правописание наречий
ответ
Орфоэпическая разминка
Статуя, бармен, мельком, камбала, яруга, танцовщица, колосс, аналог, афера, афиняне, асбест, издревле, инсульт, квартал, колледж, балованный, броня, донельзя, завидно, вахтер, дефис (21 слово).
..
ЦИТАТА
- Составьте словарную статью о поэте или писателе, с использованием перифраз.
ПОМНИТЕ!
Перифразы являются с грамматической точки зрения приложениями . Вспомните способы оформления приложений на письме.