СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщённый педагогический опыт "Развитие детской одарённости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие детской одарённости"

Просмотр содержимого документа
«Обобщённый педагогический опыт "Развитие детской одарённости"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 ст.Гривенской

Калининского района Краснодарского края










Обобщение опыта




Развитие детской одарённости

в образовательной сфере

в рамках ФГОС НОО










Учитель начальных классов

Загирова Олеся Валерьевна



2018 г.



Человек, обладающий врожденным талантом,

испытывает величайшее счастье тогда,

когда использует этот талант.

Иоганн Вольфганг Гёте.

Что побудило меня начать работу по данной теме? Это вопросы, на которые мне самой интересно ответить:

-Почему ребёнок, идущий в школу уже с неким багажом знаний, не развивается дальше, а остаётся на том же уровне?

- Почему из любопытного малыша, он превращается в ученика безразличного?

- Почему ученик с проявленным спортивным и художественным талантом не раскрывается, как интеллектуал? И наоборот!

Осознание целого ряда противоречий побудило меня систематизировать свои взгляды на преподавание предметов и внеурочную деятельность, выстроить цели, задачи и условия иного содержания по сравнению с традиционно существующими.

В каждом человеке с самого рождения заложено его личное предназначение в жизни, его место в ней, его определённый вид деятельности. Кто-то находит истинное наслаждение в математике, кто-то парит в танце, кто-то утопает в искусстве и красках, кто-то строит, кто-то учит и воспитывает - талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей, на мой взгляд, очень важный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой.

Известный специалист в области детской одаренности Натан Семенович Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально- педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

Другой специалист в области психологии интеллекта Марина Александровна Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».

В педагогической практике различают три категории одаренных детей.

1.дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

2.дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

3.дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).

Нет никакого сомнения, что в раннем выявлении одарённых детей, неоценимую помощь учителю оказывают родители.

Наиболее частое проявление одарённости – это ранняя речь, большой словарный запас, необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Поэтому первым этапом моей деятельности является работа с родителями.

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Ведь именно высокоодарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

С точки зрения психологии одаренный ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и педагог старается раскрыть интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Для выявления одаренности стараюсь вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Моя задача, как педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. 

Целью работы по развитию детской одарённости является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

При этом решаются такие задачи:

  • Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;

  • Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  • Применение на уроках современных технологий;

  • Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях;

  • Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 9-летнем возрасте их примерно 60 – 70%, то к 14 годам 30 – 40%, а к 17 годам – 15 – 20%.

Мне, как учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому нужно создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителям среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей обучающихся.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников с типами одарённости.

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Этой классификацией заинтересовалась и я:

Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. Они теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. При этом, многие из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность. 

Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты», они осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по школьной программе. Они любознательны. С удовольствием демонстрируют свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей легко обучать. 

Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент. 

Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя. 

Не сложно пронаблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать. 

Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое). 

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

Кроме уже названных особенностей одарённых детей следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики на начальном этапе обучения в школе могут быть следующие:

-психическая неустойчивость и стрессы;

-зависть со стороны других учащихся;

-самовлюблённость, эгоизм, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих;

-завышенная или заниженная самооценка;

-трудности в общении с другими детьми.

После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости определён, корректируются педагогические условия для развития или проявления одарённости.

Работа по развитию детской одарённости мной ведётся в системе и состоит из следующих компонентов:

  • выявление одарённых детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

Основная форма работы с одарёнными детьми – портфолио, т.е. накопительная оценка успешности.

Структуру портфолио каждый учитель определяет самостоятельно.

Информационную и консультативную помощь ученику оказывают родители и классный руководитель.

В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником в ходе учебной и в иных формах деятельности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно -оздоровительной, трудовой).

В портфолио входят: Выборки детских работ - формальных и творческих;

Систематизированные материалы наблюдений;

Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Для заполнения портфолио ведётся работа как во внеурочной, так и учебной деятельности.

Таким образом, легко отследить уровень ученика.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми должна  состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность. 

Мною используются следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение;

- проектно-исследовательская деятельность.

Выполнение проектов по предметам: математика, русский язык, окружающий мир и др.

-игровые технологии (деловые игры и путешествия),

-информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры)

-творческие и нестандартные задания. Так, в начале урока на этапе словарной работы на уроке русского языка включаю такие задания как «Угадай слово», где слово зашифровано в ребусах, анаграммах. Дети ребусы разгадывают и записывают слова. Разные виды нестандартных заданий мной включаются и на других этапах урока: введение, изучение нового материала, рефлексия, как на уроках русского языка, так и на уроках математики.

На уроках литературного чтения включаю творческие задания, соответствующие изучаемым темам, такие как «Составь свою докучную сказку», «Изобрази то время года, о котором говорится в стихотворении», «Расскажи о народных промыслах» (предлагалось вылепить, нарисовать, раскрасить предметы народного промысла)

Затем устраиваем конкурс сочинений, выставку рисунков, выставку народных промыслов.

На первом плане - это поисково-творческий характер обучения. Моя роль, как учителя:

-создавать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке;

-дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Также проводился конкурс «Ученик Месяца». Стартовал он в начале сентября, а в конце месяца были подведены итоги. Так, победителями этого конкурса стали:

Лапенко Ксения

Харитонов Дмитрий

Смирнова Ксения

Эти ребята набрали большее количество оценок «5» и разделили с 1-го по 3-е место. Были награждены медальками «Ученик Месяца».

Такая работа позволила выявить одаренных детей в учебной деятельности. До сегодняшнего дня ребята уверенно держат «марку» и умеет оценку «5» по всем предметам.

Принимали участие в конкурсе все желающие, на специальном бланке напротив своей фамилии ребята ставили оценку «5». Затем считалось количество пятёрок.

Внеурочная деятельность. 

В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий (формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования проявляется в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению);

  • выставки творческих работ учащихся;

  • участие в школьных и районных олимпиадах, марафонах и конкурсах;

  • активная проектная и исследовательская деятельность - представление и защита работ на научно – практической конференции «Эврика», на школьных и классных конференциях.

В нашем классе проводится конкурс проектов, в котором принимают участие все желающие учащиеся класса. Темы проектов самые разнообразные:

Мой домашний зоопарк.

Компьютерные игры – это плохо или хорошо?

А нужно ли читать?

33 весёлых буквы.

Затем все проекты объединяем в один общий проект.

С каждым годом уровень проектов растет.

Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием.

С понятием проект обучающиеся знакомятся уже в первом классе. К февралю месяцу учащиеся вместе с родителями готовились к защите проекта « Занимательный алфавит». Итог работы- перед классом. Эта работа очень увлекает учащихся, а также их родителей. Родители – активные участники проектной деятельности. На родительском собрании уже в 1 классе была разъяснена значимость проектной деятельности в развитии личности детей. Я, как классный руководитель познакомила с этапами работы над проектом, ролью и формами участия родителей по мере взросления детей, приготовила памятки для детей и родителей по проектной деятельности. При этом сделала акцент на том, что родители выступают в роли помощников в организации работы над проектом, помогают в оформлении.

Организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся творческие способности, навыки проектно- исследовательской деятельности. Работа с одарёнными детьми оживляет и поддерживает чувство самостоятельности, смелость от отступления от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

И от того, какой деятельностью занимается ребенок, зависит развитие его потенциальных способностей. 

Нельзя не упомянуть о внеурочной деятельности учащихся – дополнительном образовании, которое объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Перед каждым из педагогов, в том числе и внеурочной деятельности, стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

 Работая в данном направлении я руководствуюсь следующими нормативным документами, программами, ЦОР:

образовательная программа школы;

УМК «Школа России» (проблемно-диалогическое обучение прогнозирует  создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает свои способности, реализует свои возможности),;

Программа воспитательной работы  

Программа внеурочной деятельности;

План внеурочной деятельности класса;

Медиаресурсы, образовательные ресурсы, возможности Интернета.

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми. Это:

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность - это изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Детская одаренность будет развиваться и укрепляться, успешно проходить кризисные состояния, если будут сделаны акценты на следующих позициях.

Во-первых, необходимо предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт.

Во-вторых, следует развивать наряду с интеллектуальной сферой одаренного ребенка его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы, поскольку законы развития для всех детей принципиально одни и те же.

В-третьих, важно достигать воспитательными мерами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком.

Результаты работы:

Мне хотелось бы немного рассказать о результатах своих воспитанников.

Горстка Виолетта – призёр районной научно – практической конференции «Эврика», 3 место в муниципальном этапе краевого конкурса фестиваля детского творчества «Светлый праздник Рождества Христова»

Чернега Наталья – 2 место в краевом конкурсе –фестивале детского творчества «Светлый праздник Рождества Христова».

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

Успех и одаренность детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и в большей мере от среды, которую создают учителя, педагоги дополнительного образования и родители. Я, как учитель, стараюсь  развивать и поддерживать  познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня помочь развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос. Моя задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей совместной деятельности с этими детьми.


"Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый 
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят 
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего 
мира с удивлением и восторгом”.

П.Вайнцвайг


























Приложение.

Игровые упражнения по русскому языку.

Тема: «Имя существительное»

1. «Есть ли множественное число?»

- Запишите слова, данные на доске, во множественном числе, какие возможно.

Мясо, животное, пальто, кино, полотенце, столяр, картофель, помидор, район, рассказ, виноград, земляника, постель, просьба, радость, одежда, пшеница, рожь.

- Назовите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

2.Прочитайте отрывок из сказки. Допишите окончания.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушат…, в корыт…, в лохан…,

В реке, в ручейке, в океан…,

И в ванн…, и в бан…

3. Чайнворд.

Чтобы разгадать чайнворд нужно по признакам угадать предметы, а в клетки вписать имена существительные, называющие эти предметы.

1. Манная, овсяная, гречневая. 2.Мощная,вооруженная, многочисленная. 3. Спелое, румяное, сочное. 4. Дождевое, кучевое, легкое. 5.Солнечные, стеклянные, защитные. 6.Острая, металлическая, швейная. 7. Игровой, телефонный, стрелковый. 8.Бронированный, самоходный, гусеничный. 9. Пушистый, усатый, мяукающий. 10.Драматический, оперный, детский. 11.Ароматная, красивая, колючая. 12.Круглая, цирковая, спортивная. 13.Известный, театральный, эстрадный. 14.Остроугольный,прямоугольный, тупоугольный.

Ответы: 1. Каша. 2. Армия. 3. Яблоко.4.Облако. 5. Очки. 6. Игла. 7. Автомат.8.Танк.9. Кот. 

10. Театр. 11. Роза. 12.Арена. 13. Артист.14. Треугольник.

4. Игра «Назови одним словом»

Храбрый человек… (Храбрец)

Болтливый человек…

Ленивый человек…

Мудрый человек…

Богатый человек…

Грубый человек…

Сильный человек…

Веселый человек…   


Тема: «Глагол»

1. Головоломка.

Впиши в клетки глаголы в 1-м лице единственного числа (настоящего или будущего времени), образованные от предложенных глаголов в неопределенной форме.

1



С



2



П



3



Р



4



Я



5



Ж



6



Е



7



Н



8



И



9



Е



1. Кусать. 2. Лепить. 3. Морщить. 4.Маячить. 5. Зажать. 6. Внести. 7.Винтить. 8.Прийти. 9. Вбегать.

2.Игра-разминка. 

Найдите среди группы слов глаголы и выпишите их в тетрадь.

Бег, бегал, беглый, бегун.

Рост, рос, рослый.

Петь, певун, певучий, пение.

Зреть, зрелый, зрелость.

Ход, ходить, ходкий, ходячий, ходики.

Пишут, письмо, писчая.

Дело, дельный, делать, бездельник, бездельничать.

Варить, вареный, варенье.

Старый, старушка, стареть.

Видный, видение, видеть.

Точить, точилка, точеный.

Свет, светлый, светить, светлячок.

3. Игра «Говорим правильно»  

 - Прочитайте слова, поставьте в них ударение.

баловаться          дотронуться           заржаветь

бегун                   начал                      положи    

звонит                 начала                     положили

звонят                 начали                     понял

кашлянуть          начался                   поняла

хотим                 облегчить                поняли

хотите                одолжить                 сотри

хотят                  повторим                 сотру

-Устраните речевые ошибки. Какое из слов уместно использовать:

Она не любила (одевать, надевать) пальто.

Я не (дождал, дождался товарища).

 Внук по очереди гостил у (обоих, обеих) бабушек.


Тема: «Имя прилагательное»

1.Игра «Слова-синонимы»  

 - Напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:

Мощный– и (сильный)

Занимательный– н (интересный)

 Скорый – ы (быстрый)

Большой– г (огромный)

Смышлены– о (догадливый)

Выносливый–е (терпеливый)

2.Игра «Предмет –признак»  Тема: «Имя прилагательное»

Каждый игрок образует от существительного однокоренные прилагательные и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку.

Длина -…

Туман -…

Скука -…

Картон -…

Вкус -…

Место -…

Удача -…

Чудеса -…

Радость -…

Ясность -…

Известие -…

Срок -…

Капуста -…

Теснота - …

Ячмень -…

Ужас -…

Грусть -…

Старина -…

Река -…

Век -…

Пламя -…

Огурец - …

Томат -…

Прелесть -…














14. Игра «Объяснялки»  Тема: «Имя прилагательное »

 - Прочитайте словосочетания, объясните их значение, подберите к ним противоположные.

Свежий хлеб -… (черствый)

Свежий ветер -… (теплый)

Свежая рубашка -… (грязная)

Свежая газета -… (старая)

Глухой лес -… (редкий)

Глухой звук -…(четкий)

Глухой человек -…(слышащий)
Глухой ворот -… (свободный)

 

Тема: «Наречие» 

1.Игра «Четвёртое-лишнее».

Работать – быстро, издалека, много, плохо.

Писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво.

Играть – весело, пешком, долго, дружно.

Сказать – вежливо, ощупью, громко, правильно.

Читать – быстро, вслух, вручную, выразительно.

Спать – крепко, скоро, долго, спокойно.

2.Игра «Образуй наречие».

Каждый игрок образует от данного слова наречие изаписывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку.

Громкий -… громко

Хороший -…

Плохой -…

Веселый -…

Два– двое

Три-…

Четыре-…

Пять-…

Вдвое – вдвоем

Трое -…

Четверо -…

Пятеро -…

Мой– по-моему

Твой-…

Наш-…

Ваш-…

Другой – по-другому

Иной -…

Всякий -…

Свой -…

Волчий – по-волчьи

Лисий -…

Медвежий -…

Заячий -…

3.Игра «Найди пару».

На доске записаны в четыре столбика наречия-антонимы в измененном порядке. Задание: найдите антоним к каждому наречию и запишите их парами.

близко               глупо                хорошо                 внизу

много                темно                грустно                трудно

умно                  справа              тихо                      весело

поздно              мало                  высоко                 громко

слева                 далеко              легко                     низко

светло               рано                  вверху                  плохо

4.Найти близкие по смыслу наречия. Записать наречия – синонимы парами.

аккуратно          ровно                нежно                  холодно

рядом                 тихо                  вокруг                 правильно

печально            далеко              быстро                грозно

гладко                опрятно           морозно               ласково

медленно           близко             верно                    кругом

вдали                  грустно           сердито                скоро


Словарная работа. Кроссворд «Удвоенные согласные»


1








2







3






4








5






6








По горизонтали:

1.     Игра на льду на конках с небольшим мячом или шайбой.(Хоккей)

2.     Дорога с рядами деревьев по сторонам (Аллея)

3.     Место, где продают билеты. (Касса)

4.     Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (Пассажир)

5.     Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)

6.     Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)


Игра-конкурс «Поставь ударение»

алфавит

арест

баловать

ворота

диалог

договор

заржаветь

звонит

звонят

искра

каталог

квартал

коклюш

комбайнер

красивее

кухонный

намерение

начать

нефтепровод

озлобленный

паралич

партер

петля

процент

распоясался

ремень

столяр

танцовщица

украинский

щавель 


Тема: «Однородные второстепенные члены предложения» 

Играют  ученики первого и второго рядов. При проверке игры привлекается внимание всех. На доске в два столбика записаны предложения без знаков препинания:

Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.

Там висят портреты ученых космонавтов инженеров рабочих.

Завод выпускает автобусы грузовики легковые автомашины.

Ребята рисуют играют танцуют поют песни.

Яблоки были крупные спелые сочные вкусные.

В магазине продают овощи фрукты ягоды соки.

Шофер засмеялся влез к себе в кабину включил мотор.

Дождь стучал по крыше трепал листья поласкал во дворе.

Лес гудел тревожно неровно угрожающе.

Я царство мое убираю в алмазы жемчуг серебро.

В вечернем небе замелькали  синие зеленые красные звездочки.  

В магазине продавали резиновые деревянные пластмассовые игрушки.                       


Игра «Третий лишний». Тема: «Мягкий знак в словах разных частей  речи».

Найдите слова с мягким знаком. Объясните его роль в словах.

боль                   лещ                   кушанье

толь                   тишь                 пальто

моль                  рожь                 профиль      

молчать            думаешь           увеличить

рыл                    гуашь                веришь