СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта на тему: "Системно-деятельностный подход как основа современного урока русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. И главная направленность ФГОС -- это повышение качества образования.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта на тему: "Системно-деятельностный подход как основа современного урока русского языка и литературы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Октябрьское» муниципального образования – Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания





Обобщение опыта работы

учителя русского языка и литературы

Зассеевой Галины Сардионовны







Тема опыта: «Системно-деятельностный подход как основа современного урока русского языка и литературы».

2017 год

Профессиональная карта


Дата рождения: 29 июля 1954года.

Место рождения: Юго-Осетинская АО, Джавский район, пос. Квайса.

Образование: высшее, ЮОГПИ, факультет русского языка и литературы, осетинского языка и литературы 1978 год.

Педагогический стаж и квалификационная категория: 40 лет, первая квалификационная категория.

Место работы, занимаемая должность: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское» муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания; учитель русского языка и литературы.

Курсовая подготовка: 2015 г., СОРИПКРО, 72 часа; тема: «ФГОС ООО: содержание и технологии введения»; 2015 г. СОРИПКРО, 144 часа, тема: «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы как государственного в условиях введения ФГОС»; 2016г., СОРИПКРО, 72 часа, тема: «Использование результатов ОГЭ-2016 в работе экспертов в контексте развития национально-региональной системы оценки качества образования» русский язык; 2017 г., СОРИПКРО, 18 часов по программе «Подготовка экспертов ОГЭ-2017». Русский язык.

Звания, награды, премии: Почетная грамота от Начальника Управления образования Пригородного района (2013 г.), Почетная грамота от Начальника образования Пригородного района (2016 г.), Благодарственное письмо от дирекции школы МБОУ «СОШ №1 с. Октябрьское» (2015 г), Благодарность от дирекции школы МБОУ «СОШ №1 с.Октябрьское» (2016 г).










Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Главная направленность ФГОС – это повышение качества образования. Решение этой проблемы создано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования.

В основе обучения на современном этапе лежит системно-деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетентностей.

Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций обучающихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Реализации технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов. Для меня важен принцип обучения деятельности. При этом стараюсь не только научить школьников предметно-практическим действиям, но и сформировать сами способы и приемы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Не менее важным представляется и креативный принцип: учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение определяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового задания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов, а фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах, парах, что часто используется мною на уроках. Наиболее оптимальными становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.

Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а учитель грамотно направляет эту работу.

В процессе развивающего обучения особое внимание уделяется выработке у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, выделения главного, обобщения.

Продумывая уроки изучения нового материала, я стараюсь организовать работу учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в ее решении, активно использовали ранее усвоенные знания и умения, высказывали свои мнения и пытались их обосновать. С этой целью провожу на уроках такие работы, как взаимопроверка работ одноклассников с выставлением оценок, составление контрольных словарных диктантов на повторение пройденного материала (диктует сам ученик). Во время урока в классе создается ситуация, где каждый ученик сознает себя активным деятелем, участником творчества.

Уроки русского языка и литературы должны быть направлены на развитие творческих способностей учащихся, а этому способствуют именно коллективные способы обучения. Обучающие и воспитательные возможности групповой работы стали особенно актуальны, востребованы в условиях введения ФГОС в основной школе. Поэтому работа в парах или в группах постоянного или сменного состава как нельзя лучше помогает учителю достичь наибольших результатов. Дети учатся адекватно оценивать свои заслуги и заслуги своих товарищей, радуются удачно найденному примеру, аргументу, отвечают за деятельность друг друга, у них формируется умение коллективного творчества, работать сообща, сотрудничать. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, и при этом в микроколлективе каждый вносит в работу группы свой вклад, ощущает свою личную значимость.И тут важно уделить внимание всем учащимся, отметить работу каждого. На этом этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний использую такие приемы, как комментарий эпиграфа к теме, взаимный опрос или теоретическая эстафета, «лови ошибку», «верно-неверно», таблица «знаю-хочу узнать - узнал». В процессе этой работы происходит актуализация знаний учащихся, повышается мотивация к познавательной деятельности.

И при изучении нового материала, и при закреплении активно использую разнообразные виды уроков:

урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-презентация с использованием компьютера. Сегодня применение компьютера на уроках русского языка и литературы необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

С этой целью использую компьютер на своих уроках в различных целях:

  1. при объяснении нового материала для максимального его усвоения;

  2. для оптимального закрепления изученного материала;

  3. для улучшения контроля знаний обучающихся;

  4. для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

Самым популярным, на мой взгляд, средством ИКТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения.

С целью контроля знаний, умений, навыков и выявления уровня обученности учеников по русскому языку и литературе также на уроках

предпочтение отдается тестированию как более объективному средству выявления качества знаний обучающихся. Эта форма давно уже завоевала популярность среди учеников. Относительно небольшой по формату, он облегчает процедуру опроса как для учителя, так и для учащихся, позволяет экономно расходовать время и опросить большее количество учащихся, чем при проведении обычного устного опроса.

Для развития речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы особое внимание уделяется сочинению. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему. В сочинении должна отразиться авторская индивидуальность, так как эта форма работы требует своего отношения к теме, выражения собственных мыслей и чувств.

Любое сочинение пишется в определенном жанре. Чаще всего на практике применяется литературно-критическая статья. К сожалению, сейчас совсем уходит эпистолярный жанр. Для того чтобы учащиеся не забывали о письмах, я часто предлагаю им написать сочинение в эпистолярном жанре, где они обучаются специфике написания личного письма. От простого переходим к сложному. Например, после изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предлагаю обучающимся написать сочинение в жанре письма от имени одного героя другому о событиях, описанных в повести. С этой целью ставлю вопрос:

Кто из героев повести мог бы написать письмо и кому?

Обучающиеся выделяют следующих героев:

Остап – матери;

Остап – Андрию;

Тарас – жене.

(Приложение. Урок по теме: «Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».)

Через письмо раскрывается внутренний мир героя. Для этого выбираем из произведения отдельные эпизоды и факты, свидетелем или участником которых был автор повествования, и располагаем материал во временной последовательности, составляя хронологическую таблицу.

Хронологическая таблица

События

Фразы

Приезд сыновей из бурсы домой

«Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - говорил Тарас. – Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!»


Отъезд в сечь (по дороге в Сечь)

«Все три всадника ехали молчаливо. Старый Тарас думал о давнем. Остап думал о матери, а Андрий думал о панночке».


Остап и Андрий в бою

«В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами». « - О! да это будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет! – говорил Тарас об Остапе. – И этот добрый – враг бы его не взял! вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка! – дивился старый Тарас на Андрия»


Предательство Андрия

«Царица! Что тебе нужно? Чего ты хочешь? Прикажи мне! Задай мне службу самую невозможную, какая только есть на свете, - я побегу исполнить ее!» «А что мне отец, товарищи и отчизна? – сказал Андрий. – Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны?.. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»


Гибель Андрия

«Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня… Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас»


Казнь Остапа и казаков

«Впереди всех шел Остап, ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. – Дай же, Боже… чтобы ни один из нас не промолвил ни единого слова!» «Добре, сынку, добре! – говорил Тарас»


Смерть Тараса

«Прощайте, товарищи! – кричал Тарас сверху. Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте!»




Составление такой таблицы помогает проникнуть в суть произведения, анализировать его, поэтому нельзя недооценивать этого вида работы.

Использование системно-деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся. Задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний. С этой целью я на уроках использую различные приемы по формированию самооценки и взаимооценки у детей. По завершении каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро, кто лучше всех работал. Часто использую самооценочные листы, когда ученик сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у ученика исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Я использую различные приемы рефлексии: метод незаконченного предложения, синквейн, свободное высказывание, смайлики и т.д.

Деятельностный подход диктует новый метод и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто они носят творческий или исследовательский характер (подготовить вопросы по теме, составить контрольный словарный диктант на повторение пройденного материала, составь задание сам, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд).

Таким образом, я считаю, что использование разнообразных приёмов, методов, технологий на уроках позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, даёт им ощущение творческой свободы и ,самое главное, приносит радость. Применение разных форм и методов на уроках меняет атмосферу занятий, повышает активность обучающихся, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих учащихся. Поэтому я стараюсь делать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех обучающихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и слабому, и сильному) почувствовать в ситуации успеха, чтобы они с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Учитель должен помнить о том, что современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.

Использование системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы позволило мне добиться основного – повысить качество обучения, заинтересовать обучающихся своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы они учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.

Результаты, которых достигли мои ученики, выглядят следующим образом:



2014-2015 учебный год.

Предмет

Класс

Кол-во

уч-ся

Оценка

5

Оценка

4

Успеваемость

Качество

знаний

Степень

обученности

(СОУ) %

Средний балл

Русский язык

7 «А»

26

5

10

100%

57%

59.08%

3.77

Литература

7 «А»

26

7

11

100%

69%

65.08%

3.96







2015-2016 учебный год

Предмет

Класс

Кол-во

уч-ся

Оценка

5

Оценка

4

Успеваемость

Качество

знаний

Степень

обученности

(СОУ) %

Средний балл

Русский язык

8 «А»

25

5

12

100%

68%

62.24%

3.88

Литература

8 «А»

25

7

11

100%

72%

64.24%

4





2016-2017 учебный год

Предмет

Класс

Кол-во

уч-ся

Оценка

5

Оценка

4

Успеваемость

Качество

знаний

Степень

обученности

(СОУ) %

Средний балл

Русский язык

6 «Б»

24

6

11

100%

70%

64.83%

3.96

Литература

6 «Б»

24

6

12

100%

75%

66%

4





5