СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья для учителей «Обогащение семейных традиций в процессе взаимодействия школьного образовательного учреждения и семьи как фактор обеспечения качества воспитания, детей младшего школьного возраста »

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья для учителей «Обогащение семейных традиций в процессе взаимодействия школьного образовательного учреждения и семьи как фактор обеспечения качества воспитания, детей младшего школьного возраста »»

«Обогащение семейных традиций в процессе взаимодействия школьного образовательного учреждения и семьи как фактор обеспечения качества воспитания, детей младшего школьного возраста »



Семейные традиции есть у каждого рода, они создаются веками, передаются из поколения в поколение и объединяют родных людей в единое целое, они являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия.

В памяти людей остаются те традиции, которые были заложены и соблюдались в семье и, обзаведясь своей семьёй, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные.

Семейные традиции необычайно важны детям: прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. С регулярно повторяющимися событиями, к детям приходит ощущение стабильности мира, сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. Семейные ценности должны быть заложены в личность ребенка с самого раннего возраста, в том числе через школьную образовательную организацию.

На данном этапе развития общества взрослыми уделяется минимум внимания общению с собственными детьми. Это объясняется сильной занятостью родителей, стремлением к финансовому благополучию. В итоге дети остаются наедине с самими собою или с гаджетами.  Возникает своего рода «госпитализм XXI века». У детей не формируются представления о семейных ценностях, не развиваются коммуникативные навыки. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия школы и семьи как фактора обеспечения качества воспитания детей.

При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Одним из направлений взаимодействия школы и семьи можно рассматривать проблему обогащения семейных традиций как факторы обеспечения качества воспитания детей.

Рассмотрим понятие «традиции».

Собирательное понятие традиции представлено в педагогическом словаре, где под понятием традиций понимается: «система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно -образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содержательное наполнение которых зависит от конкретно-исторического состояния цивилизации».

В работах классиков отечественной педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого традиции рассматриваются как важное средство воспитания подрастающего поколения. [9], [15], [21], [23]

Так, К.Д. Ушинский считал, что воспитание на традициях способствует формированию сильных характеров. Формировать характер и направление воспитания необходимо в соответствии со своими национальными традициями. [15]

А.С. Макаренко использовал термин традиции, но не определял его. Придавая огромное значение традициям коллектива, А.С. Макаренко писал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы..

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Действия в традиции подчинены сознательной цели воспитания. «Покажи мне, - гласит индийская пословица, - как ты воспитываешь детей, и я скажу, что у тебя на уме».

Педагогические условия успешной организации работы обрзовательного учереждения с родителями по обогащению семейных традиций

Формирование семейных традиций, как и любого другого педагогического процесса, невозможно без создания определенных условий.

Формировать у школьников семейные традиции на наш взгляд возможно во взаимодействии школьной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы.

Взаимодействие педагогв с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и школьного учреждения.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Взаимодействие педагогов и родителей позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Важно найти форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и развития детей. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель». В связи с этим возрастает актуальность новых подходов к процессу взаимодействия с семьями воспитанников на основе включения родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов, что и определяет специфику избранного направления.

Таким образом, при организации работы с родителями по обогащению семейных традиций необходимо создавать эффективные условия, предлагаемые в психолого- педагогической и методической литературе. 

Формы работы ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Для успешной организации работы с семьей по обогащению семейных традиций необходимо использовать эффективные и разнообразные формы.

Психолого-педагогическая и методическая литература предполагает к использованию в работе с родителями по обогащению семейных традиций следующие формы:

-Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей и преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Беседа с родителями на тему «Семейные традиции» может иметь следующую цель: формировать понятие, представление о том, что такое семейные традиции, какова роль семейных традиций в воспитании личности ребёнка.

Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

- Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые интересы и методы в воспитании детей и знающих разнообразия многих традиций семейного воспитания или, наоборот, которые хотели бы узнать или услышать, что-то новое и интересное на тему семейных традиций. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов, обмен знаниями. Формы проведения консультаций различны.

-Семинары-практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей и в формировании у них традиций. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах проведения той или иной традиции показать их, как проводиться в той или иной семье: Празднование дней рождений и семейных праздников, Совместные игры с детьми, Традиции «кнута и пряника», Ритуалы приветствия и прощания и многие другие.

-Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. Например, родительское собрание в виде круглого стола «Традиции семейного чтения», или «Как вырастить читающего и мыслящего человека?». Цель родительских собраний, состоит в создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса и мотивации к чтению. Определить эффективность традиций семейного чтения как средства развития интереса ребёнка к чтению. Задачи: 1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. 2.Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. 3.Воспитывать бережное отношение к книге. Предусматриваются выступления родителей.

-Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом традиций семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, например: "Семейные традиции и воспитание в семье" педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

Конференция может проходить в рамках одного школьного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции, «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль традиций в семье в воспитании ребенка»). К конференции готовится выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Помимо традиционных форм работы школы и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

-Тематические выставки «Новый год. Как мы семьей наряжаем елку», пасха какие традиции в нашей семье проходят как мы красим и пекем куличи и многое др.; Выставка фото газет на такие темы: " Трудимся вместе", " Отдыхаем вместе"," Папа, мама, я - спортивная семья".

- Соцобследования, диагностика, тесты на тему «Семейные ценности и традиции», анкетирование «Анкета для диагностики мотивационного критерия готовности дошкольников к использованию национальных и семейных традиций как средства духовно-нравственного совершенствования» и многое др.

- Открытые занятия для просмотра родителей интересных форм проведения тех или иных традиций, которые обогащают знания, которые возможно уже есть у родителей;

- Конкурс семейных талантов;

Далее особое внимание следует уделить форме преподнесения, психолого-педагогической и иной специализированной информации. При подготовке коллективных мероприятий возникает потребность в предварительной подготовке: предложить родителям прочитать статьи, побеседовать, выявить опыт семейного воспитания по вопросам «Традиции» «Традиции семейного воспитания». В ходе предварительной работы определяется мера участия родителей в самом мероприятии (выступление с сообщением о своем опыте воспитания, оппонирование, членство секретариате, готовящем информацию о мероприятии, решения по обсуждаемым вопросам). Чем больше родителей будет привлечено к активному участию в обсуждении проблемы, тем результативнее оно пройдет.

В зоне особого внимания педагогического коллектива школьного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей. Поэтому в библиотеке школьного учреждения следует иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, традиции семейного воспитания, как воспитания духовно нравственной личности, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы, на основе своего опыта. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.

Во многих школьных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Таким образом, органически сочетая все эти формы, комбинируя их, можно эффективно способствовать формированию педагогических знаний у родителей и обогащения, как у родителей, так и у детей семейных традиции.







Методические рекомендации по обогащению семейных традиций в процессе взаимодействия образовательного учереждения и семьи

С целью повышение результативности педагогической работы в образовательном учреждении по использованию эффективных форм работы свою эффективность доказали следующие формы взаимодействия школы и семьи в формировании и расширении знаний о семейных традициях:

  1. педагогическое просвещение родителей: родительские собрания, тематические конференции, консультации, лекции, бинарные семинары, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, презентации, просмотр видеофильмов о семейных традициях, дни открытых дверей, педагогические советы и др.;

  2. включение родителей в деятельность образовательного учреждения : совместные праздники и досуги, семейные конкурсы, рождественские забавы, выставки, кружки, семейные клубы, выпуск газет, конкурсы, создание мини-музея, викторины, концерты.

Целесообразно проводить следующие мероприятия по обогащению знаний родителей о традициях:

- мини-лектории: «Семейные традиции», «Традиции в современной жизни общества и семьи», «Функции традиций», «Традиция чтить память предков», «Традиция почитания старших», «Традиция чтить родителей», «Традиция заботливого отношения к младшим», «Традиционные занятия членов семьи», «Семейный праздник как традиция семьи»;

- мастер-классы: «Моя родословная», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Загляните в семейный альбом», «Семейные чтения: возрождая традиции», «Коллекционирование в семье», «Рождественские забавы», «История вещи – история семьи, история народа, история Отечества»;

- создания детско-родительских проектов: «Традиции семьи», «Семейный круг», «Древо жизни», «Цепочка поколений», «Семейные законы», «Старший в доме», «Семейная хроника», «Домашний музей», «Семейные реликвии», «Семейный маршрут по памятным местам родного города» и др.;

- тематические выставки: «Семейные истории», «Путешествие семьи», «Семейные коллекции» и т.п.).

- обогащение предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми: музей семейных историй, уголок семейного чтения и коллекционирования, выпуск газеты «Моя семья» и др.

Формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций. Выдающийся историк Ключевский писал: «…Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

В помощь родителям мы разработали 15 особенных традиций, которые можно взять на заметку и попробовать внедрить в своей семье после всеобщего согласия! Они помогут сделать семейную жизнь насколько яркой, насыщенной, полноценной, что любые ситуации уже не кажутся такими неприятными.

1. Придумайте тему месяца или недели, которым будете посвящать своё свободное время. Например, это может быть подготовка к Дню Рождения Семьи – годовщине свадьбы, когда вечерами вы посмотрите видео и фото с тога памятного дня, расскажите историю знакомства своим детям, вспомните эмоции и чувства от неожиданных сюрпризов, устраиваемых в период ухаживания.

2. Ведите Летопись семейной жизни или заполняйте Семейный дневник. Записи могут касаться индивидуальных успехов и семейных эмоций, неожиданных озарений и открытий.

3. Раз в сезон устраивайте тематические кулинарные дни, посвященные одной из мировых кухонь. На такие обеды можно пригласить бабушек, дедушек, родственников и устроить целое представление с рассказами о приготовленных национальных блюдах.

4. Заведите волшебную коробочку с планами, записанными на листочках бумаги, которые нужно реализовать всей семьёй. Например, их можно доставать в субботу вечером, а в воскресенье исполнять. Это могут быть приглашения гостей, посещения родственников, походы в кино, просмотр интересного мультфильма и многое другое.

5. Сделайте Семейную карту Желаний.  Пусть каждый член семьи нарисует или приклеит фото своих желаний, а вместе вы будете радоваться исполнению!

6. Начните вести семейный блог. Это отличный вариант хранения воспоминаний, а также возможность найти единомышленников.

7. Устраивайте День добровольной помощи. Почистите снег у дома одинокой бабушки; покормите птиц или животных зимой, оставив лакомство в парке или в лесу.

8. Заведите копилку для «штрафов». Договоритесь складывать в неё определённые суммы в качестве штрафов за произнесённые бранные слова, невыполненное обещание, неубранные вещи. Опустошая копилку, например, раз в год покупайте интересную книгу или займитесь благотворительностью, перечислив эти деньги на счет Фонда помощи детям.

9. Торжественно встречайте своё любимое время года.  Приготовьте что-нибудь особенное, украсьте дом, почитайте стихи и сказки об этом времени года, спланируйте, куда хотели бы съездить или сходить всей семьёй.

10. Играйте в настольные игры. Это интересно, весело и способствует приобретению положительного опыта общения.

11. Придумайте свои приметы. Увидел самолёт – загадай желание о поездке в интересное место.

12. Пишите письма себе в будущее.  Помечтайте и опишите, какие вы стали, где побывали, что удалось реализовать. Открыть можно будет, например, через 5 лет: прочитать, проанализировать, что сбылось из ваших прогнозов и снова написать письмо.

13. Изобретите свои способы для подзарядки позитивной энергией. Испеките все вместе печенье или пряники, заварите чай, включите любимую музыку, нарисуйте или слепите эмблему хорошего настроения и повесьте её на видное место.

14. Начните осваивать новый вид спорта или творчества. Коллективные занятия объединяют, а командные успехи мотивируют и вдохновляют!

15. Вносите семейный вклад в развитие позитивного образа жизни. Принимайте участие в городских субботниках, конкурсах для активных семей, посадках деревьев или станьте их организаторами или инициаторами!

Придумывайте свои традиции, улучшайте настроение себе и близким, фотографируйте и оформляйте в альбомы запечатлённые моменты семейного счастья! Мир, гармония и радостное запоминающееся детство зависит от нас с вами, уважаемые родители!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого - педагогической литературы показал:

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делают семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остаётся невостребованным. В настоящее время идет разрушение связей между поколениями, потеря исторической преемственности. Подрастающему поколению не передаются семейные традиции, утратилось понимание воспитания ребенка как целостного процесса. В условиях современного кризиса института семьи функцию взаимодействия с семьями, направленную на повышение педагогической культуры родителей, формирование семейных традиций, профилактику семейного неблагополучия, могут взять на себя школьные образовательные организации.

Для того, чтобы работа по данному направлению была эффективной, школьным организациям необходимо учитывать и создавать определенные условия, такие как: изучение семей воспитанников, учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др; открытость школ семье; ориентация педагога на работу с детьми и родителями.