Обогащение словарного запаса и обогащение грамматического строя речи учащихся.
Развитие образного и логического мышления
Нормализация звуковой стороны речи создаёт условия для дальнейшего её совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе решаются наиболее существенные задачи: уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Как известно слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т.д. Слово является условным их обозначением.
Однако для обозначения того или иного предмета, действия, качества и т.д. словом необходимо иметь чёткое представление о его звуковом составе, так как за каждым конкретным знаком закрепляется определённый звуковой комплекс, соответствующий фонологическим нормам данной языковой системы. Слово имеет не только определённое звучание, но и смысловое содержание.
Слова наряду с лексическим имеет ещё и грамматическое значение. Например, слова дочка. точка, кружка различны по своему лексическому значению, но схожи в грамматическом отношении: все они имена существительные. единственного числа, 1-го склонения, имеют непроизводную основу и окончание -а. Данные общие признаки и составляют грамматическое значение этих слов.
Организуя занятия с школьниками, педагог должен обратить внимание на количественное накопление словаря и на правильное его использование в целях обобщения.
Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.
Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является также ознакомление с различными способами словообразования. Этому придаётся большое значение, так как в процессе такой работы развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу. выделять и сравнивать различные элементы в словах.
Однако педагог должен помнить, что обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у детей определённого количества слов. Педагогу важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.п. При этом нужно учитывать, что системные связи между лексическими единицами легче всего выявляются и практически осмысливаются путём использования приёма сравнения, который позволяет установить в одних случаях сходство в значениях и составе слов, а в других – различие.
Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определённой мысли. эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения.
Обогащение словарного запаса осуществляется в определённой последовательности: сначала ребёнок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознаёт значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ему на конкретных примерах показывают. с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяют глаголы. имена прилагательные, местоимения, числительные. Если актуализируется глагол, то он должен быть отработан в словосочетаниях, в которых значение глагола определяется в зависимости от лексического значения дополняющего его слова.
Подобные упражнения учат детей пользоваться в собственной речи не только правильно составленными словосочетаниями. но и предложениями.
Для того. чтобы воспитанники могли более полно усвоить семантику слов и правильно использовать их в своей речи, важно, чтобы они научились группировать слова на основе сходства по значению, например: слова, обозначающие движение (идти, ехать, бежать, прыгать, плавать); слова. обозначающие речевую деятельность (сказать. ответить, говорить и т.п.)
Поскольку школьники часто допускают смысловые замены слов по их звуко-слоговой близости (куст – кисть), являющиеся следствием недостаточной дифференцированности звуко-речевого восприятия, то необходимо их специально обучать умению различать слова, близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу, с опорой на контекст.
Учитывая, что школьники многие слова понимают недостаточно полно или даже искажённо, работу над значением и употреблением в речи новых или недостаточно усвоенных ими слов нужно тщательно планировать. При выборе приёмов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова..
При объяснении слов, имеющих отвлечённое (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства.
Целесообразно использовать сочетание различных приёмов работы над смысловой стороной слова. К ним можно отнести определение содержания слов с помощью описания, когда смысловое содержание неизвестного детям слова передаётся другими, доступными для них лексическими средствами, с опорой на имеющийся у них жизненный опыт (например: поручение – задание, которое дают кому-нибудь; прения- обсуждение какого-либо вопроса на собрании).
Значение некоторых слов становится понятным, если ввести их в предложения или в контекст . в этих случаях целесообразно использовать синонимы и антонимы. Слово прочно войдёт в активный словарь ребёнка. если оно будет употреблено не менее 8=10 раз в различных словосочетаниях.
Работа над образованием новых слов происходит также посредством приставок, суффиксов, словосочетаний.
Особое внимание необходимо уделять формированию грамматического строя речи у школьников. При этом главная задача состоит в преодолении у детей разных проявлений аграмматизма. поэтому необходимо сформировать у них систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка. научить их правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами. выражающиеся в в грамматических категориях рода, числа, падежа. времени. наклонения и т.п. Школьники должны овладеть грамматическими формами и синтаксическими структурами языка в единстве с их значением. А это возможно только при условии создания системы речевых грамматических автоматизмов, без которых речь как нормальное средство коммуникации невозможна.
В связи с этим в процессе специальных заданий детей учат сознательно различать, выделять и обобщать морфологические элементы слова. Выделяя ту или иную грамматическую категорию, педагог подводит детей к определённым грамматическим обобщениям. Таким путём формируется сознательное усвоение школьниками грамматических закономерностей языка и возникает перенос уже усвоенного на новые аналогичные понятия и явления.
Обучение осуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшем составляются другие предложения. Применение метода моделирования позволяет уточнить представления школьников о способах составления словосочетаний и предложений. Для этой цели целесообразно использовать устные небольшие рассказы, назначение которых формировать грамматические навыки на лексическом материале. знакомом детям.
Например, чтобы научить ребёнка правильно выражать форму прямого дополнения, необходимо подвести его к определённым обобщениям. с этой целью следует поэтапно отрабатывать с ним каждую грамматическую операцию. из которых складывается сложное действие по соотнесению падежного окончания с родом и признаком одушевлённости-неодушевлённости предмета.
Одним из важнейших методических приёмов. используемых в работе по совершенствованию грамматического строя речи в целом и по уточнению представлений детей о связи слов. является приём постановки вопроса к каждому слову словосочетания и предложения.
Центральное место во всей системе формирования лексико-грамматических средств языка занимает работа над предложением.
В ходе специальных занятий с детьми целесообразно использовать упражнения. хорошо знакомые педагогу. Часть из них предусматривают формирование умения конструировать предложения по данному слову. группе слов. Другие направлены на закрепление умения правильно выражать связь слов, например: дополнить пропущенные в предложении слова, а также пропущенные в предложении слова, а также пропущенные окончания в словах; восстановить деформированные предложения (слова даются в исходной форме).
Постепенно у детей формируется восприятие и понимание синтаксических конструкций, они умеют грамматически правильно выражать свою мысль, пересказывать.
Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся в русской зарубежной школе. Из опыта Лондонской школы русского языка и литературы
Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся в русской зарубежной школе. Из опыта Лондонской школы русского языка и литературы
Галина Иваницкая, Ольга Брамли (Лондон)
Одна из главных задач курса русского языка в нашей школе - обучение учащихся практическому владению русским языком, становление и развитие их речевых умений и навыков.
Овладеть каким-либо языком - значит приобрести определенный, максимально возможный словарный запас, усвоить грамматический строй изучаемого языка и научиться ими пользоваться в речевой практике. Все эти стороны в овладении языком одинаково важны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Русский язык принадлежит к языкам синтетическим и отличается сложной системой грамматических средств, без усвоения которых невозможно успешное использование изученной лексики в речи.
Носитель русского языка как родного, в основном, усваивает его лексику и систему грамматических форм спонтанно с самого раннего детства, путем имитации и расширяющейся с возрастом речевой практики в условиях русской языковой среды.
При отсутствии этих условий изучение русского языка требует специальной работы над целенаправленным обогащением словарного запаса учащихся, овладением грамматическими формами слов, синтаксическими конструкциями и речевыми навыками. Такая работа характерна для курса русского языка как иностранного. В практике нашей школы мы используем элементы, этого курса (как на уровне содержания, так и на уровне методики обучения), хотя в основе нашей программы по русскому языку лежит программа российских школ.
С первых дней работы школы нам удалось обеспечить учащихся всех классов российскими учебниками по русскому языку, литературе и истории. Использование этих учебников привело к необходимости разработки курса русского языка и литературы с ориентацией на программы школ РФ, тем более что, учитывая состав наших учащихся, большинство из которых из русскоязычных семей, мы ставили перед собой задачу научить детей русскому как родному в максимально возможной степени. Программа российских школ была адаптирована к условиям нашей субботней школы. Как дополнение к программе, был составлен по тематическому принципу базовый лексический минимум и список грамматических моделей, наиболее значимых для становления русской речи. Используя эти материалы, наши педагоги осваивают новую методику работы над моделями и словарем, в особенности над теми лексическими единицами и грамматическими формами, которые вызывают трудности у детей. В учебниках по русскому языку, рекомендуемых для российских школ, такая работа, как правило, представлена очень слабо. Поэтому, для закрепления в речи учащихся основных форм и моделей русского языка учителя, в дополнение к основному учебнику (Рамзаевой, М. Л. Закожурниковой, Р. Н. Бунеева, М. Т. Баранова и других), используют упражнения из пособий по русскому языку как иностранному (А. Ф. Егоровой, Н. Власовой, С. А. Хаврониной и других авторов).
Направленное обогащение активного словаря учащихся, методика введения и закрепления новых слов и выражений.
Большое количество русской лексики усваивается нашими учащимися в процессе общения дома, на уроках и внеклассных мероприятиях, а также чтения неадаптированных текстов из детской литературы и истории (В нашей школе мы проходим по чтению и литературе 30-50 произведений в год, по истории, начиная с 4-го класса - около 25 параграфов в год). Однако мы убедились, что определенное количество базовой лексики остается "в пассиве" или вообще "за бортом", если направленно не формировать активный словарный запас учащихся. В связи с этим учителям начальных классов и школьных групп была рекомендована методика тематического введения новых слов и выражений на специальных уроках по риторике и развитию речи. Был разработан список базовых тем, например "Спорт", "У врача", В магазине" и другие, к которым прилагается список наиболее употребительных слов и выражений, дополненный базовыми глаголами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Таким образом, в течение года учителя повторяют или разучивают с детьми до 500 слов и выражений. Так как большинство учителей начальных классов не владеют методикой постановки речи и введения новых слов, мы проводим у себя специальные семинары по этой тематике.
Дальше описываются некоторые варианты введения и закрепления новых слов, которыми мы рекомендуем пользоваться.
1.
Новое слово необходимо произнести четко, показать его написание (на доске, на карточке, в книге и т.д.) и раскрыть его значение. Наиболее эффективным способом семантизации слова является показ соответствующего предмета, признака или действия в окружающей жизни, при этом действия учитель изображает сам, а потом предлагает изобразить его детям.
2.
Попросить детей повторить новое слово, 2-3 раза. При этом учитель повторяет его вместе с детьми. Делать это следует четко и динамично. Постепенно дети приучаются автоматически повторять новые слова и выражения вслед за учителем.
3.
Убедиться, что значение нового слова или выражения усвоили все дети.
4.
Активизировать слово/выражение в речи: дать примеры самому и попросить детей придумать свои примеры с этим словом/выражением. При этом дети могут работать в парах.
5.
Как рекомендует О. Хорошковская, "существительные лучше вводить прямо с типичными определяющими их прилагательными(например: огурец зеленый, длинный, свежий)". Таким образом, легко запоминается больше слов одновременно. Экономится время. Слово надежнее связывается с соответствующим образом. Успешнее усваиваются антонимические пары (высоко-низко, далеко-близко), а также группы однокоренных слов и синонимические ряды.
6.
Для закрепления новых слов лучше дать творческое домашнее задание с их использованием, например:
*
Придумать словарный поиск или кроссворд (не просто так, а для своих родителей/детей из младшего/соседнего класса и т.п.)
*
Составить предложения, рассказ (юмористический), стихотворение и т.д. с наибольшим количеством этих слов. Можно и даже нужно, скомбинировать данное задание с грамматическим материалом, который проходили на уроке. Например, попросить включить несколько грамматических элементов или найти и выделить эти элементы в своем тексте.
7.
Дети, умеющие писать, должны иметь вокабуляры (словарики) для записи новых слов.
Работу по направленному обогащению словарного запаса необходимо вести систематически на всех уроках в школе. Так, например, готовясь к уроку по чтению/литературе или истории, учителю необходимо выбрать несколько наиболее интересных и полезных слов и выражений в изучаемых текстах, которые могут быть мало знакомы детям. Постараться дополнить эти слова однокоренными, родственными, синонимами, антонимами и т.д., и предложить детям ввести эти слова в новый "живой" контекст. Мы рекомендуем учителям поставить себе задачу пополнять словарь учеников 10-15 активными словами/выражениями в неделю. Если подключить к этому процессу родителей, можно добиться еще больших объемов усвоения новых слов.
Необходимо воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителю, к русскоязычным взрослым, к словарям, в том числе к русско-английскому словарю. Трудно переоценить значение такой привычки для успешного овладения языком и для последующей жизни человека, претендующего на определенный культурный уровень.
О формировании грамматического строя речи учащихся.
1.
Мы рекомендуем учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах, начиная с школьных групп. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может быть связана с материалом основного учебника по грамматике и правописанию.
2.
С помощью систематических наблюдений и тестирования учителям рекомендуется выявлять общие и индивидуальные трудности учащихся в использовании грамматических форм русского языка и сосредоточивать на них внимание на уроках.
3.
Мы считаем, что работу над грамматическими формами следует максимально индивидуализировать, предлагая учащимся задания с учетом их трудностей и отражая их успехи в листе прогресса.
4.
В соответствии с методикой русского как иностранного целесообразно выделение таких этапов в работе над каждой падежной формой:
а) глагол + сущ. в данном падеже,
б) глагол + сущ. с прилаг. в этом падеже,
в) глагол + сущ. с прилаг. и местоим. (мой, этот, такой и др.) в данном падеже,
г) глагол + личное местоимение.
В зависимости от характера материала и усвоения его учащимися эти этапы могут быть представлены выборочно или в иной последовательности. При этом желательно глаголы использовать в разных временных и личных формах.
В работе над грамматическими формами могут быть использованы самые разнообразные устные и письменные упражнения приблизительно в такой последовательности:
*
предъявление образца, его анализ с опорой на таблицы,
*
повторение модели вслед за учителем и хоровое ее проговаривание,
*
наблюдение модели, выделенной другим цветом, в тексте или упражнении,
*
переконструирование предложений по предложенным образцам,
*
ответы на вопросы и формулировка вопросов,
*
постановка в нужной форме слов, данных в скобках в рамках предложения или текста,
*
разыгрывание данных или самостоятельно составленных диалогов с моделями,
*
включение изучаемой модели в предложение и текст,
*
исправление ошибок (корректировка текстов),
*
перевод с английского языка на русский.
При построении системы упражнений следует, как можно раньше включать задания на уровне предложения и текста.
Поскольку усвоение грамматических форм неразрывно связано с работой над словом, следует на определенном этапе включать в упражнения лексику и устойчивые словосочетания, отобранные учителем для обогащения словарного запаса учащихся.
Учитывая важную роль речевой практики в усвоении лексики и грамматического строя русской речи и ограниченность во времени на уроках русского языка целесообразно использовать разные организационные формы работы, такие как:
*
работа над упражнениями из учебника группками и парами,
Мы рекомендуем чаще использовать парную работу на уроках, даже при проверке домашнего задания. Больше детей говорят одновременно - больше речевой практики дети получают в течение урока. Учитель при этом находится очень близко - слушает, помогает, подсказывает. Если посадить детей парами с определенным расчетом, то более "сильные" дети могут также контролировать чтение, пересказ, или ответы на вопросы более "слабых". Учитель больше контролирует "слабых". Вследствие привычки парной работы на уроке у детей появится навык говорить друг с другом по-русски, который они смогли бы перенести и на переменки. (Спонтанное общение русских детей между собой на языке страны проживания является серьезной проблемой для русских зарубежных школ.)
*
работа с ситуативными диалогами и ролевые игры,
*
постановка речевых задач, ориентированных на внеречевые цели (Например: "Вам поручили подготовить специальный выпуск журнала ко дню 8 Марта, распределите обязанности между членами редколлегии и объясните каждому его задание."),
*
обсуждение в классе выполненных заданий и т.п.
В настоящее время мы работаем над созданием единой программы, интегрирующей работу над формированием грамматического строя речи с изучением грамматики и правописания.
Об авторах
Галина Марковна Иваницкая - кандидат педагогических наук, методист Лондонской школы русского языка и литературы.
Ольга Петровна Брамли - основатель и директор Лондонской школы русского языка и литературы.