СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обоснование необходимости оптимизации использования образовательных ресурсов СПО в условиях объединения организаций общего и профессионального образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная нормативно-правовая база дает большие свободы образовательным организациям по формированию содержания программ, по выбору форм, методов и технологий обучения, а также предоставляет возможность формировать индивидуальные образовательные траектории для учета образовательных запросов обучающихся в плане профессионального самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Обоснование необходимости оптимизации использования образовательных ресурсов СПО в условиях объединения организаций общего и профессионального образования»


Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Социально-технологический техникум










Сообщение


Обоснование необходимости оптимизации использования образовательных ресурсов СПО в условиях объединения организаций общего и профессионального образования









Подготовлено

методистом СТТ Макарова Е.Б.




Заслушано на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла

Протокол № 3__ от «_20_» _11__ 2020 г.


П редседатель цикловой методической комиссии


______ _________ Борисова О.В.





г. Орехово-Зуево 2019 г


В государственной программе развития образования одной из приоритетных задач обозначено повышение привлекательности программ профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений, а также поставлена задача формирования широкого спектра гибких основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей работодателей в квалифицированных кадрах, что требует более эффективного использования возможностей крупных образовательных комплексов, реализующих программы разных уровней образования и плотно работающих с отраслевыми работодателями и их объединениями.

Современная нормативно-правовая база дает большие свободы образовательным организациям по формированию содержания программ, по выбору форм, методов и технологий обучения, а также предоставляет возможность формировать индивидуальные образовательные траектории для учета образовательных запросов обучающихся в плане профессионального самоопределения.

Процессы реструктуризации образовательных организаций вызвали запуск массовых интеграционных процессов, затрагивающих все области их деятельности. Именно в контексте создания единого целостного механизма следует рассматривать осуществление интеграции образовательных организаций, интеграции различных уровней образования, видов образования, содержания образования с учетом интересов конечных заказчиков образовательных услуг - обучающихся и работодателей.

Целью создания образовательных программ на основе интеграции уровней среднего общего и среднего профессионального образования по индивидуальному плану является повышение качества профессионального образования, оптимизация сроков обучения и включение работодателей в процесс подготовки кадров через определение конечных результатов обучения. Это становится возможным на основе профилизации старшей ступени общего образования, сопряжения содержания образовательных программ разного уровня в контексте качественных изменений организации образовательного процесса.

Способы, определённые для достижения заявленных целей, опираются на следующие факторы:

  • использование преимуществ образовательного комплекса по реализации возможностей управления непрерывным образовательным процессом;

-профилизация программ среднего общего образования, обеспечивающая их направленность на конкретные области знаний и/или виды деятельности и определяющая ее предметно-тематическое содержание;

  • рациональное использование времени вариативной части учебного плана среднего общего образования;

  • внедрение комплекса локальных актов, позволяющих создать систему непрерывных квалиметрических мероприятий для контроля результатов обучения и их перезачета при переходе с одной программы на другую;

  • повышение мотивации обучающихся за счет привлекательности реализуемых образовательных программ посредством:

  • ориентация на конечный результат по запросам работодателей (рабочие места с достойной зарплатой, условиями труда и заранее определёнными требованиями);

  • предоставление возможностей сокращения времени, отведённого на освоение программы путем перезачета освоенного ранее материала.

По завершению обучения по программе среднего общего образования и успешной сдачи ЕГЭ, обучающиеся получают аттестат о среднем общем образовании и академическую справку об освоении дисциплин (модулей) ППССЗ СПО и о результатах прохождения итоговой аттестации по данным дисциплинам (модулям).

Непосредственное включение в образовательный процесс общеобразовательной организации методик, применяемых в среднем профессиональном образовании, где сложилась историческая практика применения деятельностных технологий обучения и участие в практикоориентированных олимпиадах и конкурсах с перспективой самоопределения, позволит усилить практикоориентированность общего образования на профильном уровне.

В процессе проектирования образовательных маршрутов в условиях объединения общего и профессионального образования необходимо сосредоточить свое внимание на стартовых условиях образовательной организации, обуславливающих тот или иной сценарий развития моделей образовательных программ.

К стартовым условиям необходимо отнести:

  • широта спектра профилей на уровне общего образования;

  • возможности и развитость материально-технической базы для реализации программ профессионального образования по выбранным профилям;

  • совпадение профилей общего образования и профилей реализуемых профессий и специальностей

  • готовность педагогического коллектива к построению и реализации индивидуальных учебных планов;

  • уровень готовности контингента обучающихся, к участию в проектной и самостоятельной работе.

Именно сочетание представленных выше параметров позволит смоделировать наиболее целесообразный сценарий, и обеспечить качественное достижение поставленных в образовательной организации целей.


Проектирование и реализация образовательных программ среднего

общего и среднего профессионального образования на основе

индивидуальных учебных планов

Профильная школа есть институциональная форма реализации профильного обучения. Однако, в отдельных случаях, перспективными могут стать иные формы организации профильного обучения. Данным примером может стать реализация программ профильного обучения на основе соответствующих ФГОС среднего общего образования в условиях профессиональных образовательных организаций.

Учреждения профессионального образования располагают всеми возможностями для осуществления профильного общего образования, т.к. имеют опыт осуществления профильной общеобразовательной подготовки в пределах основных профессиональных образовательных программ. В данном случае содержание профильного общего образования насыщается спецификой конкретной профессии или специальности СПО и через практиоориентированный характер учебных задач, формирует у обучающихся необходимые общенаучные знания для будущей профессиональной деятельности.

Специфика профильных программ общего образования вобщеобразовательной школе - иная и заключается в более глубоком (чем это предусматривается базовым курсом) освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих учебному предмету выбранного профиля.

В то же время в соответствии с Концепцией профильного обучения, профильные предметы должны быть ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию.

Для осуществления преемственной профильной подготовки необходимо разработать так называемые образовательно-профессиональные программы, которые призваны объединить программы общего и профессионального образования. Частью такой образовательной программы должен быть учебный план, носящий характер инновационного, экспериментального и индивидуального.

При профильном обучении на старшей ступени школы существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории и соответственно реализации индивидуального учебного плана (ИУП).

Реализация индивидуального учебного плана возможна на любом уровне образования. В соответствии с Законом об образовании согласно п.3 части 1 статьи 34 «,, .обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами». Одновременно реализация ИУП предполагает на каждой последующей ступени учитывать предыдущий образовательный результат. Индивидуальный учебный план студента (студентов), обеспечивает освоение основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (группы обучающихся), а также путём выбора темпов и сроков освоения ОПОП.

ИУП представляет собой форму организации образовательного процесса, при котором часть учебных дисциплин, либо комплекс учебных дисциплин основной образовательной программы может осваиваться обучающимся самостоятельно.

Основные шаги внедрения индивидуальных учебных планов:

  1. На стадии формирования ИУП определить общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, исключающий дублирование учебного материала;

  2. Разработать пакет локальных нормативных актов для реализации индивидуальных учебных планов, в том числе порядок перезачета освоенных в предшествующем образовании элементов программы;

  3. Сформировать учебно-планирующую документацию с описанием соответствующей образовательной траектории для каждого обучающегося (или группы);

  4. Рассмотреть совокупность ИУП в качестве основы для формирования общего учебного плана и расписания занятий для образовательного учреждения в целом.

При получении среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальными учебными планами сроки получения образования могут быть изменены образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося»1 (или группы обучающихся). А значит ИУП может предполагать ускоренное обучение - обучение по основной профессиональной образовательной программе СПО, осваиваемой обучающимся в ускоренном темпе по сравнению с учебным планом при полном сроке обучения.

Ускорение темпа и срока освоения профессиональных программ осуществляется с учетом:

  • предшествующей подготовки обучающегося (в том числе в рамках освоения основных образовательных программ, на производстве, в рамках дополнительного образования и т.д.) и (или) его способностями.

  • знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, полученных на предшествующем этапе обучения и продемонстрированных лицом, претендующим на ускорение срока обучения.

Для этой группы учащихся разрабатываются соответствующие локальные нормативные акты, включающие ИУП.

Данные подходы к формированию образовательных программ на уровнях среднего общего и среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам обеспечивают соблюдение прав и законных интересов всех участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не ниже требований, установленных ФГОС среднего общего и среднего профессионального образования. Индивидуальные образовательные программы поддерживают развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.


Правила перехода на ускоренное обучение по индивидуальному учебному

плану:

  1. Обучение по ИУП в пределах ФГОС в образовательной организации должно регламентироваться уставом, в котором отражаются:

  • наличие прав обучающихся на обучение по ИУП;

  • возможность организации образовательного процесса по ИУП (в том числе с использованием экстерната);

  • особый порядок оценивания, промежуточной и итоговой аттестации;

  • порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП.

Для ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану, как правило, формируются специальные учебные группы обучающихся, имеющих близкий исходный уровень образования.

  1. При формировании индивидуального учебного плана, в том числе с ускоренным сроком обучения на основе действующей основной образовательной программы с полным сроком обучения, учитываются особенности и образовательные потребности конкретного студента (группы студентов), в частности, возможности:

  • участия обучающегося в формировании содержания своего профессионального образования (если указанное право не ограничено условиями договора о целевом обучении);

  • выбора учебных курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией;

  • освоения наряду с учебными курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных курсов, дисциплин (модулей).

В случае, если образовательные потребности обучающегося выходят за пределы осваиваемой основной образовательной программы дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией, отношения с обучающимся оформляются договором (дополнительным соглашением к договору) об оказании платных образовательных услуг.

  1. Для проведения переаттестации (перезачета) формируются аттестационные комиссии. Порядок формирования и деятельности аттестационных комиссий определяется Положением об аттестационных комиссиях.

Приёмная комиссия/учебная часть представляет в аттестационную комиссию следующие сведения и документы:

  • заявление студента о переводе на ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану и переаттестации/перезачете ранее изученных дисциплин (Приложение № 1);

  • копия диплома (аттестата) и приложения к диплому (аттестату) о предыдущем образовании.

Результаты переаттестации/перезачета оформляются протоколом аттестационной комиссии, содержащее для лиц, предъявивших дипломы (аттестаты) (Приложение 3):

  • перечень перезачтенных дисциплин, практик, их трудоёмкость и оценки в соответствии с предъявленными документами об образовании (квалификации);

  • перечень дисциплин, исключённых из учебного плана соответствующей основной образовательной программы как изученных ранее;

  • перечень дисциплин, подлежащих досдаче для ликвидации разницы в образовательных программах.

Если после переаттестации/перезачета дисциплин образуется академическая разница с учебным планом ускоренной подготовки, студенту устанавливается индивидуальный график ликвидации данной разницы путём внесения дисциплин, подлежащих досдаче, в соответствующий раздел протокола аттестационной комиссии и в базу данных успеваемости в виде записи с наименованием дисциплины, указанием семестра и записью «досдать».

На основании решения аттестационной комиссии издается распоряжение учебной части о переаттестации/перезачете ранее освоенных дисциплин.

Протокол аттестационной комиссии приобщается к личному делу студента.

Записи о перезачтённых дисциплинах/практиках вносятся в зачетную книжку студента и в базу данных успеваемости. Обучающийся, по индивидуальному учебному плану по ускоренной программе имеет право (при наличии свободных мест) по письменному заявлению на имя директора образовательного учреждения перевестись на обучение по основной образовательной программе с полным нормативным сроком обучения.

Модели интеграции общего и профессионального образования для

построения современных образовательных маршрутов

В процессе проектирования образовательных маршрутов в рамках интеграции общего и профессионального образования для построения индивидуальных учебных планов целесообразно воспользоваться одной из моделей, приведенных ниже.

Модель 1. Освоение программ профессиональной подготовки по рабочей профессии (должности служащего) в профильной общеобразовательной школе (10-11 класс) с возможностью последующего освоения программ СПО в сокращенные сроки.

Профильное общее образование по ФГОС среднего общего образования кроме реализации профилей, декларирует и возможность профессионального обучения для учащихся 10-11 классов, что в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включает профессиональную подготовку по профессиям рабочих и должностям служащих для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Сегодня возможность приобретения первичной квалификации через освоение программы профессиональной подготовки в общем образовании может осуществляться за счёт часов, отведённых на профильные дисциплины и элективные курсы, а также академических свобод среднего общего образования (части программы, формируемой ОУ). Предложенный вид подготовки также может быть вынесен за рамки образовательной программы, и осуществляться частично в рамках дополнительных программ.

Содержание и продолжительность профессионального обучения (профессиональной подготовки) по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), если иное не установлено законодательством Российской Федерации .

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и практического опыта программе профессионального обучения. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению 2 3 квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд (или класс, категория) по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего (документ о квалификации). Указанный документ дает выпускнику образовательного учреждения возможность трудоустроиться по полученной профессии, а также продолжить своё обучение по соответствующему профилю в учреждении профессионального образования по индивидуальным учебным планам.

При реализации данной Модели происходит освоение программ профессиональной подготовки (ПП) в рамках профильного обучения с возможностью присвоения квалификации по профессии рабочего, должности служащего с получением наряду с аттестатом о среднем общем образовании свидетельства на освоение отдельных компетенций.

Важно отметить, что на профильной ступени школы, реализуемые профессиональные программы рекомендуется ориентировать на стандарты World Skills.

Получение свидетельства о квалификации возможно также через прохождение независимых аттестационных процедур в независимых Центрах оценки квалификаций (ЦОК).

Зачет результатов освоения программы 1111 в рамках построения индивидуальных маршрутов обучения в СПО за счет признания опережающего освоения профессиональных компетенций по профессиям рабочих, должностям служащих позволяет оптимизировать сроки получения среднего профессионального образования путем перезачета материала освоенного в рамках программы ПП:

  • перезачет части содержания программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) ППКРС;

  • перезачет модуля по «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Корректировка содержания профильных предметов производится на основе дидактических связей профильных дисциплин учебного плана общей школы и учебного плана ППССЗ. При проведении дидактического анализа знаний, умений, навыков и способов деятельности для каждой пары смежных предметов-дисциплин, необходимо выполнить следующую работу:

  • выработать единую интерпретацию общих научных понятий, законов и теорий, преемственность в их раскрытии на различных этапах обучения;

  • выявить, ввести в содержание дисциплин методологические вопросы, раскрывающие взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, изучаемых в общей и профессиональной школе;

  • разработать единые дидактические основы к выработке у учащихся общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.

Преимущества модели:

  • Признание опережающего освоения профессиональных компетенций по

профессиям рабочих, должностям служащих в соответствии с перечнем программ ПП для ОО в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 21.06.2006г. «О Перечне профессий (специальностей)

общеобразовательных учреждений».

  • Зачет результатов освоения ПП в рамках построения индивидуальных маршрутов обучения в СПО как основы для оптимизации сроков получения среднего профессионального образования.

  • Прохождение практического обучения на учебно-производственной базе СПО с привлечением баз предприятий-работодателей (по договорам)

Компетенции по профессии должны быть сформированы при прохождении программы учебной практики в учебной мастерской образовательной организации или на предприятии. По завершении освоения Модуля проводится квалификационный экзамен и присваивается соответствующая квалификация.

Основными параметрами, проверяемыми при оценке качества профессиональной подготовки школьников, являются содержательные элементы деятельности, указанные в профессиональном стандарте (квалификационной характеристике) по профессии.

Особые требования для реализации данной модели:

  • ведение локального документооборота, включающего соблюдение требований по реализации программ профессиональной подготовки;

  • организация итоговых квалификационных испытаний;

  • разработка пакета учебно-планирующей документации, утверждение индивидуальных учебных планов в порядке, установленном локальными нормативными актами.

  • прохождение практического обучения на учебно-производственной

базе СПО с привлечением баз предприятий-работодателей (по

договорам).

Дополнительные возможности модели - получение свидетельства о квалификации возможно в независимом Центре оценки квалификаций.

1

2Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.06.2006 № 03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений»

3Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 292 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"