«Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.
Цель:
1.обучающая: углубить и систематизировать знания об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием; отличать обстоятельства, выраженные наречиями и фразеологическими оборотами;
развивать пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств в письменной и устной речи;
2.развивающая:
формировать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции( анализ, синтез, сопоставление, классификация), а также внимание, память, логическое мышление; формировать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности; развитие навыков работы с алгоритмом, умения работать с книгой, самостоятельно подбирать материал по заданию.
3. воспитательная: воспитывать потребность овладеть грамотным письмом, вызвать интерес к урокам русского языка; формировать опыт продуктивного общения в группе, взаимодействия в коллективе, ответственного отношения к труду- учебе.
Методы и приемы: эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, , наблюдения над текстом, исследование , тестирование, работа с памятками, алгоритмами, словарями.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Межпредметные связи: литература, истоки, химия.
Метапредметные умения: развитие умения работать с текстом, учебником, с таблицами, алгоритмами, дополнительными источниками информации(словари, справочники, Интернет-ресурсы и др.),умение сопоставлять, сравнивать.
Формирование УУД(универсальных учебных действий): способность понимать текст, правила, ориентироваться в различных источниках информации, составлять таблицы, работать в группе, развитие навыков монологической речи и диалога, умения общаться.
Технология: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, технология на основе системно-деятельного подхода.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: закрепление материала.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал ( карточки, тексты заданий, тесты), таблицы, памятки, рабочий лист.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны овладеть навыками обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, умениями видеть в тексте предложения с обособленными определениями ,приложениями, обстоятельствами, выделять их интонацией и знаками препинания.
Ход урока
Мобилизующий этап. Приветствие.
Взгляните на эти предложения:
А) Добровольцы, одетые в яркую форму, направились в городской парк.
Б) Мы, школьники, ежегодно участвуем в экологических субботниках..
_ Объясните знаки препинания в предложениях. Укажите грамматическую основу.
- Дайте характеристику предложениям.
Актуализация знаний.
Распределите предложения в два столбика
А) с обособленными определениями ,
Б) с обособленными приложениями.
1.Кругом простиралась степь , покрытая сухой травой.
2. Защищая природу, человек защищает себя.
3. Утка ,птица осторожная, у берега не держится.
4. Листья , пожелтевшие от времени, едва держались на дереве.
5. Ночевала тучка золотая на груди утеса - великана.
Взаимопроверка. А) 1, 4, Б) 3,5. Оценить. ДОСКА
Какое предложение вы не записали в таблицу №?
А характеристику предложения . Какую тему будем сегодня изучать?
Обособленные обстоятельства. – запишите.
Целеполагание:
Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок?
Мы сегодня узнаем…
Научимся…
Вывод: Вы правы, сегодня на уроке мы узнаем и научимся:
1) в каких случаях обособляются обстоятельства?
2) будем правильно выделять обособленные обстоятельства;
3) будем правильно строить предложения с ними, не допуская грамматических ошибок.
Работа по теме урока.
Защищая природу, человек защищает себя.
- Чем выражено обособленное обстоятельство. Деепричастный оборот.
- Что такое деепричастие?
Деепричастие – самостоятельная часть речи (в некоторых учебниках – особая форма глагола), которая отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав?
Образуется от основы глагола при помощи суффиксов -а/я, -в/-вши/-ши.
Оторвавшись от ветки,листок упал на землю.
В речи деепричастия обозначают добавочное действие, одновременно характеризуя основное (выраженное глаголом в личной форме или инфинитивом).
Деепричастие относится к глаголу. Важно! Лицо ,которое выполняет основное действие, должно выполнять и добавочное.
Тренировочное задание (расставьте знаки препинания)
1.Дождь барабанил по крыше,точно сердясь и негодуя на кого-то.
2.Наше дело расти,расширять свое влияние,работать не покладая рук.
3.В саду за окнами,не умолкая ни на одну секунду,кричали воробьи и сороки.
4.Анна не спеша пошла в огород,поглядывая на небо.
Исследовательская ( самостоятельна ) работа.
-Прочитайте параграф к учебнику, скажите, что еще мы не узнали?
- Не обособляются фразеологизмы.
Работать не покладая рук,
Сидеть сложа руки
Бежать сломя голову
Засучив рукава
Задрав нос
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА - Задание учащимся. Сравните предложения в двух колонках. Можете ли вы объяснить отсутствие знаков препинания во второй колонке?
Особенно не торопясь, он шел он шел к дому. Кругом,теряясь в золотом тумане утра,теснились вершины гор. Посредине поляны,плотно прижавшись друг к другу,стоит кучка молодых дубков. | Работал засучив рукава. Он шел не торопясь. Вошел он молча. |
| |
Деепричастие выступает в роли наречия- не обособляется:
Птицы сидели молча — сидели тихо
Туча надвигалась не спеша — надвигалась медленно
Можно заменить другим наречием.
стоя, лёжа, молча, не спеша, шутя, не шутя, играючи, припеваючи, сидя, не глядя,
Вывод! Используйте заполненную таблицу. Обстоятельства обособляются/ не обособляются
Применение знаний. Написать предложения, пока ученики работают самостоятельно!
В предложениях определите способы выражения обстоятельств, поставьте пропущенные знаки препинания. Д ОСКА
1.Раздетый лес потемнел просматриваясь насквозь.
2.Дубы отрясли ветошь обнажив корявые сучья..
3.Тружусь не покладая рук.
4.Шел не спеша.
Расставить знаки препинания, объяснить. Распр. или нераспр обстоятельства?
Если верно, + в оценочный лист, на поля.
Проверка знаний. Исправить предложение.
Вернувшись домой, у меня заболела голова. С лайд + в поле
-Все ли здесь верно? Как исправить? Неясно, откуда голова вернулась?!
Когда я вернулся домой, у меня заболела голова
-Почему? (Употребляя деепричастие ,надо помнить о том, что оно обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, значит, это действие совершает одно лицо)
8.Итог урока.
-Что знали?
-Какую цель ставили ?
- Что узнали?
_Какие обстоятельства называются расп/ нерасп?
_ Какие Обстоятельства не обособляются?
--Достигли ли цели?
-Какие трудности преодолели?
(Свою работу оцените по оценочному листу. Какие оценки преобладают ?
Оценочный лист.