СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленные члены предложения (конспект урока)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 Урок обобщения и систематизации знаний.

Просмотр содержимого документа
«Обособленные члены предложения (конспект урока)»

ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Образовательные цели:

- уточнить и закрепить понятия об обособлении, группах и признаках

обособленных членов предложения;

- закрепить правила пунктуации при обособленных членах

предложения.

Развивающие цели:

- формировать умение опознавать в тексте обособленные второстепенные члены;

- совершенствовать языковые и пунктуационные навыки;

- развивать способности анализировать признаки обособленности

второстепенных членов и делать выводы;

- формировать умение употреблять в речи обособленные члены предложения;

- развивать мышление.

Воспитательные цели:

- воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка и литературы, понимание роли лингвистических знаний в жизни человека; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.




Оборудование: мультимедиааппаратура для презентации, дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для групповой и индивидуальной работы).


Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками, надеюсь, что наше  общение на уроке будет полезным и интересным. Садитесь.

2. Формулировка темы урока, целеполагание и мотивация:

- М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума». Послушайте притчу и постарайтесь решить пунктуационную задачу, опираясь на свой разум:

«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». (Слайд 1.) Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота.

Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»

- Как он это сделал?

- Важно уметь правильно ставить знаки препинания?

- Что выделено запятой в этом предложении? (Обособленный второстепенный член)

- Какую большую тему изучали в течение месяца?

- Логически предположите, какая сегодня должна быть тема урока. (Слайд 3)

- Запишите её в опорный конспект. (Приложение 1)

- Мне бы хотелось, чтобы вы, оценив на данный момент свои знания, подняли карточки, которые лежат у вас на парте (красная- у кого есть затруднения в усвоении темы, и он хотел бы их сегодня устранить; зелёная – кто уверен в своих знаниях по теме и хотел бы в этом убедиться).


- Итак, сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления второстепенных членов, уметь выделять их графически и использовать в речи)

- Зачем современному человеку изучать обособленные члены предложения, знать правила обособления? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ) (Слайд 4)

- Для плодотворной работы мы объединились в группы, с той целью, чтобы вы сами могли оценивать свою работу на протяжении всего урока. У каждого из вас в опорном конспекте имеются оценочные баллы, будьте внимательны. На основании ваших индивидуальных результатов, посовещавшись, вы выставите себе отметки за работу на уроке.

3. Разминка.

-Проведём разминку. Это первое задание. Заполните пропуски, восстановив связный текст. (Слайд 5)


  1. Выделение второстепенных членов ….(на письме) называется…(обос-м

  2. Речевым средством обособления служит…(интонация)

  3. Выделенные второстепенные члены называются… (обособленными)

  4. Это обособленные…(определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения)

  5. К обособленным определениям относятся… (причастные обороты, одиночные причастия, прилагательные)

  6. К обособленным обстоятельствам относятся… (деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обстоятельства, выраженные существительными с предлогами)

  7. Уточняющие члены предложения-это…(второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения)

  8. Употребление в речи обособленных членов характерно для…(книжных) стилей.



-Проверка. (Слайд 6) Оцените себя по баллам.

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение УЗ

- Давайте вспомним, каким алгоритмом мы пользуемся для решения вопроса о выделении обособленных членов предложения? (Слайд 7)

(При решении вопроса о выделении второстепенных членов предложения

запятыми (реже - тире) следует учесть:

1) к какому слову (какой части речи) они относятся;

2) чем выражен второстепенный член, распространен или нет;

3) положение второстепенного члена относительно определяемого слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения);

4) имеются или отсутствуют дополнительные смысловые оттенки (чаще

всего обстоятельственные, например причины).

5. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

1. Практические задания учащимся (групповая работа). Каждая группа выбирает консультанта. У каждой группы на столе распечатанные материалы и задания. (Слайд 8)

Ваша задача – выполнить задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения», каждой группе создать мини-проект и защитить его.

Задание 1 группы: в данные предложения вставить необходимые слова, графически выделить их, подобрать соответствующие иллюстрации; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. (Приложение 2)

1. Юный лес, в зеленый дым одетый, /Теплых гроз нетерпеливо ждет. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)

(А. Толстой)

2. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными). (Н. Некрасов)

3. Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно. (Обособленное распространённое приложение.) (Л. Леонов)

4. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно. (обособленное определение, имеющее обстоятельственное значение).

5. Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям. (обособленное приложение).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

Задание 2 группы: в данных предложениях проверить правильность или неправильность постановки знаков препинания, выделить графически, подобрать необходимые иллюстрации; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания. (Приложение 2)

Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.

1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм).

2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты).

3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно).

4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна

собралась ехать. (Правильно т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на, ).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:

- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

- обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.

Задание 3 группы: собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания, выделить другим цветом, подобрать необходимые иллюстрации; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания. (Приложение 2)

Конструирование предложений.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Ответ

1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья.

2. Над лугом, в низине, поднялся туман.

3. Некоторые языки, например английский, не имеют склонения.

4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении.

Вывод (Делает консультант группы)

Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при помощи союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особенно, например, даже и др.

(Консультант каждой группы выставляет оценки за работу, группа оценивает консультанта).

6. Физминутка для глаз. (Перед защитой мини-проекта)

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

1.  Работа в квадрате. (Слайд 9)

 Выпишите в квадрат номера предложений, в которых нужна запятая (запятые).  Обоснуйте свой ответ .

 1. Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало…

2.  Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

3. Лил дождь, косой, крупный, бьющий в лицо.

4. Недалеко от дома, обнесённого оградой, раскинулся старинный парк.

5. Не рекомендуется  читать лёжа.

6. Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тропической пышностью.

7. Лексика – это все слова языка, то есть словарный состав языка.

8. Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты.

Проверка: выйти к доске, заполнить таблицу, сверить результаты, выставить в оценочный лист.

 

1( обсоб.опред)

2 (обособ. обстоятельство

3 ( об. опред.)

( обос. опред.)

( обособ. обст)

7 ( уточн.)


 

 

 

2.Лингвистическая разминка «Я редактор» (задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ).

- Ребята, вы знаете, что задания данной темы включены в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Теперь попробуйте решить самостоятельно такие тестовые задания:

Задание 1: Исправьте грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами, если таковые имеются. (Слайд 10)

1. Качнув берёзку, с неё посыпались жёлтые листья.

2. Взобравшись на гору, перед нами открылся чудесный вид.

3. Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего.

4. Выступившие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы.

Вывод. Действие, обозначенное деепричастным оборотом, должно указывать на действие подлежащего; определяемое слово не должно находиться в середине причастного оборота.

-Конечно, работая с обособленными членами предложения, нужно помнить о грамотном их употреблении.

-О каком секрете русской речи мы можем говорить?

В речи необходимо применять грамматические законы, чтобы избежать ошибок.

Задание 2: В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?

Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.

1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4

Самоконтроль (Слайд 11)

- Теперь сверьте свои записи с доской.

- Кто не допустил ошибок? Молодцы!

- Кто допустил одну ошибку?

9. Творческая работа. (Слайд 12)

- Ребята, дома вы должны были составить связный текст на тему «Апрель-проказник», используя обособленные члены. Что у вас получилось? Зачитайте свои тексты.

10. Итоги контроля процесса и результата учебной деятельности

-Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке? (Выделяют и уточняют часть высказывания, делают текст ярким, образным, выразительным. Обогащают нашу речь). Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. Подсчитайте свои баллы, посовещайтесь и сдайте опорные конспекты, оценки будут выставлены в журнал. Что изменилось в ваших знаниях после урока? Поднимите вновь зелёную или красную карточку (красную - у кого остались затруднения в усвоении темы, и он хотел бы позаниматься ещё; зелёную – кто уверен в своих знаниях по теме).

11. Домашнее задание. (Слайд 13 ) 1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна пришла», используя предложения с обособленными членами. 2. Выписать из любого литературного произведения 6 предложений с обособленными членами предложения. 3. Выполнить упражнение 341. (Домашнее задание на выбор учащегося)

12. Рефлексия. (Слайд 14)

-- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. Посмотрите вокруг и подойдите к тому высказыванию, которое вам более близко. 1. Тяжела ты, шапка Мономаха.

2.Повторение – мать учения. 3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.

4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!