8 класс
Тема: Обособленные члены предложения
Цель: повторить и обобщить знания учащихся об обособленных определениях, приложениях и обстоятельствах.
Задачи:
1.Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
2. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных членов предложения в различных синтаксических конструкциях.
3. Подготовка к ОГЭ: к выполнению задания № 9.
Образовательные: повторить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по данной теме;
Развивающие: развивать умение распознавать обособленные члены предложения, учить выделять их на письме, совершенствовать умение делать синтаксический разбор предложений, развивать речь, умение делать выводы, высказываться.
Воспитательные: воспитание любви к природе, чувства ответственности каждого перед природой.
Тип урока: урок повторения и закрепления..
Методы: словесные, практические, наглядные.
Технологии: информационно-коммуникативные технологии, кластер, уровневые задания, тесты, технологическая карта урока.
Формы урока: работа в парах, индивидуальная.
Учащиеся должны
Уметь формулировать цель урока: (формулируют по ключевым словам)
Знать понятия «обособленное определение», «обособленное приложение», «обособленное обстоятельство»
Понимать условия постановки знаков препинания при обособлении
Применять: находить в тексте обособленные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения, находить грамматические и пунктуационные ошибки, правильно употреблять в письменной и устной речи предложения с обособленными членами.
Анализировать тексты с точки зрения целесообразности использования в них конструкций с обособленными членами; составлять предложения и тексты, используя конструкции с обособленными членами предложения.
Оценка: осуществлять самооценку выполняемых заданий.
Оборудование:
1.Учебник по русскому языку для 8 класса
2. Раздаточный материал
3. Технологическая карта урока
4. Презентация к уроку
5. Памятка к выполнению задания 9 ОГЭ.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Настрой на урок. Оформление тетрадей.
Слайд № 1. Прочитайте предложение, сделайте синтаксический разбор, расставьте, где необходимо, знаки препинания и комментируйте:
Ученик не занимаясь творчеством превращается в цветок засушенный временем.
(Дети выполняют, находят обособленные члены предложения, называют типы, объясняют способы выражения).
2.Целеполагание.
Учитель: Значит, о чем будем говорить мы с вами сегодня? Тема урока? Цель? О задачах урока. На листочках с технологической картой урока поставьте свои Ф.И., просмотрите, чем будем заниматься на уроке, т.е. там указаны этапы урока. Главное: каждый ученик должен на этой карте по каждому этапу урока оценить свою работу.
3.Повторение теории. Слайд № 2 Что вы знаете об обособленных членах предложения? (можно без примеров). Оценить свою работу.
-Обособленные определения и приложения выражаются Слайд № 3. Выделяются на письме запятыми Слайд № 4.
4.Тест № 1. (раздаточный материал). Задания из ОБЗ. В КИМах это 9-ое задание. Тест по нахождению предложений с обособленными определениями.
5.Взаимопроверка. Слайд № 5. Ответы. Оценить свою работу.
6.Закрепление. Памятка. Слайд № 6. Читаем, изучаем.
7.Обособленные обстоятельства. Теория. Выделяются, не выделяются. Выражаются. Слайд№ 7.
8.Тест № 2. (раздаточный материал). Задания из ОБЗ. В КИМах 9-ое задание. Тест по нахождению предложений с обособленными обстоятельствами.
9.Взаимопроверка. Слайд № 8. Ответы. Оценить свою работу.
10. Самостоятельное изучение Памятки.
Памятка к Заданию 9 ОГЭ
Чтобы узнать, является ли определение или приложение обособленным, нужно выяснить:
1)чем выражено определяемое слово (личное местоимение, собственное имя сущест-ное);
2)состав определения и приложения (распространённое или нераспространённое)
3)место относительно определяемого слова (стоит перед ним или после него, отделен или нет другими членами предложения);
Обстоятельства обязательно выделяются, если выражены:
1)-деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями;
2)-существительными с предлогом несмотря на (имеют значение уступки);
3)-существительными с производными предлогами: благодаря, ввиду, вопреки, согласно, в силу, в случае, по причине, при наличии, при отсутствии, вследствие.
Обстоятельства не выделяются, если выражены:
1)-фразеологизмами, в состав которых входят деепричастия;
2)-наречиями: стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.
11. Составление примеров, опираясь на Памятку, объяснение способов выделения и невыделения.
12. Работа по учебнику:
-Самостоятельное изучение статьи из учебника §31 об уточняющих членах предложения.
-Рассказ учащихся об уточняющих членах предложения.
-Дополнение учителя.
-Составление примеров учащимися (по рядам).
-Составление (продолжение) Памятки.
-Выполнение упражнений: 340 (устно).
13.Самостоятельная работа: упр. 345 (по вариантам).
14. Рефлексия:
-Чему научились? Что получили?
-Как вы работали? Ваша самооценка?
-Каково было на уроке? Ваши эмоции?
15. Домашнее задание:
Сочинение-рассуждение. Подвиг рядом живет (использовать обособленные члены предложения).