СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся  по теме «Обособленные члены предложения»; развивать умение распознавать обособленные члены предложения, учить выделять их на письме, отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.

Задачи:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Обособленные члены предложения», обобщить материал как систему знаний.

Развивающие: развивать умение классифицировать обособленные члены предложения, способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике; выявлять общие условия обособления второстепенных членов предложения, развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес к урокам русского языка.

Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»»

Русский язык

8 класс

Тема: Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Обособленные члены предложения»; развивать умение распознавать обособленные члены предложения, учить выделять их на письме, отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.

Задачи:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Обособленные члены предложения», обобщить материал как систему знаний.

Развивающие: развивать умение классифицировать обособленные члены предложения, способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике; выявлять общие условия обособления второстепенных членов предложения, развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес к урокам русского языка.

Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

     -  знать правила обособления;

     -  уметь при чтении выделять интонационно обособленные  члены предложения;

     -  уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Метапредметные:

     - уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (коммуникативные);

     - проектировать путь преодоления затруднений в обучении (регулятивные);

     - объяснять языковые  явления, выявляемые в  ходе повторения (познавательные).

     Личностные:

- формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний


Ход урока


Организационный момент

Здравствуйте, садитесь!

Рефлексия в начале урока

На столах у учащихся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

- Я желаю вам яркого весеннего настроения. Пожелайте мысленно себе и одноклассникам удачи. Приступим к работе.

Постановка проблемы

- М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума». Послушайте притчу и постарайтесь решить пунктуационную задачу, опираясь на свой разум:

«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота. Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»

- Как он это сделал?

Формулировка темы и цели урока

- Какую большую тему изучали в течение месяца?

- Логически предположите, какая сегодня должна быть тема.

Запишите тему урока: «Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»»


Целеполагание
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

(повторить и обобщить знания по теме «Обособленные члены предложения»; развивать умение распознавать обособленные члены предложения, закрепить умение выделять их на письме; отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки)


- Наш урок пройдет в форме игры. Чтобы лучше узнать обособленные члены предложения, предлагаю отправиться «По следам телевизионных передач».


1. «Самый умный»

Повторение правил обособления путем работы с примерами (чтение предложений, разбор, комментирование)

I. Обособление согласованных определений

1. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным. (1определение имеет добавочное обстоятельственное значение) (2два одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова)

2. Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал. (определение относится к личному местоимению)

3. Птицы прилетевшие с юга радостно пели за окном свои песни. (причастный оборот, стоящий после определяемого слова)


II. Обособление несогласованных определений

4. Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом. (ряд однородных членов с обособленным согласованным определением)

5. Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех. (относятся к имени собственному)

6. С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей. (относятся к личному местоимению)


III. Обособление приложений

7. Вот оно объяснение. (приложение относится к личному местоимению)

8. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде. (относится к имени собственному и стоит после определяемого слова)

9. Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного оружия (как = будучи=потому что=так как)

10. Упрямец во всем мой друг упорно стремился к своей цели. (стоит перед именем собственным и имеет добавочное обстоятельственное значение)


IV. Обособление обстоятельств

11. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату. (одиночные деепричастия и деепричастные обороты, как правило, обособляются)

12. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам. (обособляются обстоятельства с предлогами «несмотря на», «невзирая на»)

13. На уроке все слушали учителя затаив дыхание. (не обособляется деепричастный оборот, представляющий собой устойчивое выражение или фразеологизм)

14. С утра вопреки метеосводкам была метель. (обособляются обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами «вследствие», «ввиду», по причине», «благодаря», «согласно», «вопреки», «в отличие», «в зависимости», «в случае», «при условии»)

V. Обособление дополнений

13. Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. (обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами «кроме», «вместо», «помимо», «сверх», «включая», «за исключением», «исключая», «наряду с», «в отличие от»)

14. Кроме нескольких лодок у берега стояли два небольших катера.
15. Настя вместо ответа на мои вопросы вдруг заплакала.(вместо=за, взамен)


2. «Дежурная часть»

Обособленные члены предложения надо узнать в «лицо». По приметам назовите их.

– при личных местоимениях

– стоят после определяемого слова

– имеет добавочное обстоятельственное значение причины

(определения и приложения)

– обороты со словами «кроме», «помимо», «включая», «за исключением», «сверх», «исключая», «наряду с», «вместо» и др.

(дополнения)

– выражены деепричастием и деепричастным оборотом

– выраженные существительными с предлогом «несмотря на»

–выраженные существительными с производными предлогами «вследствие», «ввиду», «за неимением», «по случаю» и др.

-выраженные существительными с производными предлогами «благодаря», «вопреки», «согласно»

(обстоятельства)


3. «Угадай предложение»

«Угадай предложение». Цифровой диктант

Задание: у вас на столах лежат карточки с текстом из 10 предложений. Я буду называть определённое синтаксическое явление, а вы должны будете записать номера предложений, в котором это явление имеет место.

  1. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома, расположенного у реки.

  2. Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней.

  3. Окружённая слева и справа жёлтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды.

  4. Измученный и продрогший я едва добрался домой, помимо усталости, чувствуя небывалую слабость.

  5. Над столом висела на верёвках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок.

  6. Как истинный поэт Некрасов любим своим народом

  7. Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый её пушистыми ветвями, стал напряжённо ждать.

  8. Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна.

  9. Сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний 

  10. Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звёзды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.

А. В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? (2,7,8)

Б. В каком предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом? (1,5,7,9,10)

В. В каком предложении обособленные определения относятся к личному местоимению? (3,4,7)

Г. В каком предложении есть обособленное дополнение?(4,9)

Д. В каком предложении есть необособленное определение, выраженное причастным оборотом? (1)

Е. В каком предложении есть обособленное приложение? (6)


Критерии оценивания: 15-14 правильных ответов – «5»

13-11 – «4»

10-7 – «3»

4. «Кто хочет стать грамотным»

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания в предложениях, графически обозначьте обособленные члены предложения.

П..ляны усыпанные берёзовым л..стом были полны со..нца. 2) Н..когда не берись за последующее не усвоив предыдущ..го. 3) Попривыкнув Поля огл..нулась. 4) Прикрытие стоявшее около пушек Тушина ушло по чьему…то приказу и не…смотря на это батарея продолжала стрелять. 5) Извилистые доро…ки выложенные кирпич..м б..жали от них в глубину сада.

5. «Лучше всех»

Ученикам предлагается описать картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». (10-15 предложений)


Дополнительное задание: исправить грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами (самопроверка – предложения на слайде).

1. Выступившие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы.

2. Это была молодежь нашей страны, испытанные в огне войны.

3. Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла.

4. Глядя на это положение дел, работы были ускорены.


Домашнее задание

Высокий уровень: «Реклама»

Дать аргументированный ответ на вопрос: «Зачем современному человеку изучать обособленные члены предложения, знать правила обособления?»

Достаточный уровень: выписать из художественной литературы по 3 предложения с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями, указав причину обособления

Средний уровень: выписать из художественной литературы по 2 предложения с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями


Рефлексия Зеленая карточка. Я доволен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.


- Поделимся впечатлением о нашем уроке.

Сегодня на уроке:

- мне больше всего понравилось…

- мне было интересно…

- я понял, что…

Своей работой на уроке:

- я доволен, потому что…

- не совсем доволен, потому что…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!