СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обострение борьбы за передел мира в конце 19-нач.20 века.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проходит в форме мастерской.

  Мастерская - это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям.

  Данный урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности.

  Роль ведущего – учителя состоит в том, что он, направляя процесс работы, не навязывает своего мнения, а находится в сотрудничестве с учениками.

  Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война».

Просмотр содержимого документа
«Обострение борьбы за передел мира в конце 19-нач.20 века.»

 Урок проходит в форме мастерской  Мастерская - это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям.  Данный урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности.  Роль ведущего – учителя состоит в том, что он, направляя процесс работы, не навязывает своего мнения, а находится в сотрудничестве с учениками.  Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»

Урок проходит в форме мастерской

Мастерская - это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям.

Данный урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности.

Роль ведущего – учителя состоит в том, что он, направляя процесс работы, не навязывает своего мнения, а находится в сотрудничестве с учениками.

Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»

Образовательные цели: Образовательные цели: - актуализация знаний по теме «Мир в конце 19-нач. 20в»; - актуализация знаний по теме «Мир в конце 19-нач. 20в»; ознакомить учащихся с событиями международной политики этого периода; помочь учащимся не только разобраться, но и понять причины происходящих событий; помочь прийти к выводу о закономерности истории, осознать взаимосвязь исторических событий ознакомить учащихся с событиями международной политики этого периода; помочь учащимся не только разобраться, но и понять причины происходящих событий; помочь прийти к выводу о закономерности истории, осознать взаимосвязь исторических событий

Образовательные цели:

  • Образовательные цели:

- актуализация знаний по теме «Мир в конце 19-нач. 20в»;

  • - актуализация знаний по теме «Мир в конце 19-нач. 20в»;
  • ознакомить учащихся с событиями международной политики этого периода; помочь учащимся не только разобраться, но и понять причины происходящих событий; помочь прийти к выводу о закономерности истории, осознать взаимосвязь исторических событий
  • ознакомить учащихся с событиями международной политики этого периода;
  • помочь учащимся не только разобраться, но и понять причины происходящих событий;
  • помочь прийти к выводу о закономерности истории, осознать взаимосвязь исторических событий
Развивающие задачи: Развивающие задачи: предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего образа мира; создать условия для самореализации обучающегося; возможности самооценки и самокоррекции; развивать интерес к обучению и активное восприятие учебного материала (образовательную мотивацию; способствовать развитию культуры речи, коммуникативных навыков. предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего образа мира; создать условия для самореализации обучающегося; возможности самооценки и самокоррекции; развивать интерес к обучению и активное восприятие учебного материала (образовательную мотивацию; способствовать развитию культуры речи, коммуникативных навыков.

Развивающие задачи:

  • Развивающие задачи:
  • предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего образа мира; создать условия для самореализации обучающегося; возможности самооценки и самокоррекции; развивать интерес к обучению и активное восприятие учебного материала (образовательную мотивацию; способствовать развитию культуры речи, коммуникативных навыков.
  • предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего образа мира;
  • создать условия для самореализации обучающегося;
  • возможности самооценки и самокоррекции;
  • развивать интерес к обучению и активное восприятие учебного материала (образовательную мотивацию;
  • способствовать развитию культуры речи, коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи: Воспитательные задачи:  воспитывать собранность и дисциплинированность, взаимопомощь.     воспитывать собранность и дисциплинированность, взаимопомощь.

Воспитательные задачи:

  • Воспитательные задачи:

воспитывать собранность и дисциплинированность, взаимопомощь.

  • воспитывать собранность и дисциплинированность, взаимопомощь.
 Урок наш необычный. Это урок мастерская. Учащиеся поделены на группы, каждая из которых представляет какую-либо державу. На уроке создается, конструируется система международных отношений, а группа экспертов, изучив представленные им материалы, должна подтвердить версии или опровергнуть их. 1. Индуктор - задания, мотивирующие дальнейшую деятельность участников. Условия заданий должны актуализировать личный опыт каждого, связанный со смыслом дальнейшей деятельности.  Урок наш необычный. Это урок мастерская. Учащиеся поделены на группы, каждая из которых представляет какую-либо державу. На уроке создается, конструируется система международных отношений, а группа экспертов, изучив представленные им материалы, должна подтвердить версии или опровергнуть их. 1. Индуктор - задания, мотивирующие дальнейшую деятельность участников. Условия заданий должны актуализировать личный опыт каждого, связанный со смыслом дальнейшей деятельности.  В качестве индуктора учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову « ИМПЕРИАЛИЗМ»

Урок наш необычный. Это урок мастерская. Учащиеся поделены на группы, каждая из которых представляет какую-либо державу. На уроке создается, конструируется система международных отношений, а группа экспертов, изучив представленные им материалы, должна подтвердить версии или опровергнуть их.

1. Индуктор - задания, мотивирующие дальнейшую деятельность участников. Условия заданий должны актуализировать личный опыт каждого, связанный со смыслом дальнейшей деятельности.

  • Урок наш необычный. Это урок мастерская. Учащиеся поделены на группы, каждая из которых представляет какую-либо державу. На уроке создается, конструируется система международных отношений, а группа экспертов, изучив представленные им материалы, должна подтвердить версии или опровергнуть их. 1. Индуктор - задания, мотивирующие дальнейшую деятельность участников. Условия заданий должны актуализировать личный опыт каждого, связанный со смыслом дальнейшей деятельности.

В качестве индуктора учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову « ИМПЕРИАЛИЗМ»

В чем смысл этой карикатуры?  Попробуйте сами определить тему урока.

В чем смысл этой карикатуры? Попробуйте сами определить тему урока.

Используя документы и карту, определите международные интересы ведущих европейских держав(в регионах мира, странах и т.д.) Между какими европейскими странами существовали наибольшие противоречия? Какие европейские государства могли стать потенциальными союзниками? Какие международные союзы сложились в Европе в конце XIX - нач. XXв.?
  • Используя документы и карту, определите международные интересы ведущих европейских держав(в регионах мира, странах и т.д.)
  • Между какими европейскими странами существовали наибольшие противоречия?
  • Какие европейские государства могли стать потенциальными союзниками?
  • Какие международные союзы сложились в Европе в конце XIX - нач. XXв.?
 2 . Групповые задания – изучив документы и карту, определите международные интересы ведущих европейских держав (вписав их в таблицу). Обсудите свои мнения в группе, представьте вашу групповую версию. Государства Европы Великобритания Сферы интересов Франция Германия Австро-Венгрия Россия

2 . Групповые задания – изучив документы и карту, определите международные интересы ведущих европейских держав (вписав их в таблицу). Обсудите свои мнения в группе, представьте вашу групповую версию.

Государства Европы

Великобритания

Сферы интересов

Франция

Германия

Австро-Венгрия

Россия

Война на Балканах и ее итоги.

Летом 1875 года в Боснии и Герцеговине, находившейся в составе Османской империи , вспыхнуло восстание местных сербов. В 1876 году началось антитурецкое восстание в Болгарии. Сербия и Черногория объявили Османской империи войну. Военный перевес был на стороне турок. Подавление восстаний сопровождалось зверствами турок. Россия и другие великие державы потребовали, чтобы султан предоставил всем территориям, населенным христианами, автономию. Турки отклонили эти требования. Тогда в апреле 1877 года русский император Александр II объявил Турции войну.

В ходе развернувшихся военных действий турецкая армия была разбита. В январе1878 года, после того как была окружена и капитулировала турецкая армия на Шипкинском перевале, для русской армии открылся путь на Стамбул. Опасаясь его падения, англичане послали на помощь туркам в Мраморное море свой флот. Англия и Австро-Венгрия решительно возражали против захвата Стамбула, угрожая России войной. В марте 1878 года между Россией и Турцией в предместье Стамбула Сан-Стефано был подписан мирный договор. Предусматривалось двухлетнее пребывание русских войск на территории Балкан Александр II рассчитывал , что в Болгарии Россия будет пользоваться особенно сильным влиянием. Условия Сан-Стефанского договора вызывали противодействие со стороны Австро-Венгрии и Англии. Австро-Венгрия и Англия потребовали пересмотра условий Сан-Стефанского договора. Посредником между участниками конфликта выступила Германия. Согласно решениям Берлинского конгресса , проходившего с 13 июня по 13 июля 1878 года, Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Территория независимого Болгарского княжества включила в себя только земли Северной Болгарии. Южная ее часть получила самоуправление в рамках Османской империи, причем турки сохранили право вводить туда войска. Срок пребывания русских войск в Болгарии был ограничен девятью месяцами.

Эксперты.

Бисмарк видел свою главную задачу в недопущении союза Франции с любой из великих держав. Для этого он решил создать свою собственную систему военно-политических блоков. Наилучшим вариантом Бисмарку представлялся союз Германии с Австро-Венгрией и Россией, делавший реванш со стороны Франции невозможным. Создать такой блок было непросто, поскольку Австро-Венгрия и Россия относились друг у другу враждебно. Австрийцы же опасались усиления российского влияния на Балканах. Австро-Венгрию больше устроил бы договор с Германией против России, чем союз с обоими государствами, но Бисмарк был непреклонен в своем желании создать сильную антифранцузскую коалицию. После подписания русско-австрийского соглашения о разграничении действий на Балканах Австро-Венгрия согласилась на заключение общего союза с Германией и Россией.

В 1873 году был оформлен « союз трех императоров» - Александра II , Вингельма I и Франца-Иосифа. В случае нападения на одну из сторон остальные участники союза обязывались в кратчайший срок выставить ей в помощь 200-тысячное войско.

«Союз трех императоров» оказался непрочным, так как противоречия между его участниками не были преодолены. В 1879 году Германия и Австро-Венгрия подписали тайный антирусский договор, по которому стороны обязались оказать друг другу помощь в случае нападения России на одну из них. Еще одного союзника для борьбы с Францией Бисмарк нашел в лице Италии. Установление Францией протектората над Тунисом, который представлялся итальянцам желанной добычей, вызвало в Италии рост антифранцузских настроений. Этим и воспользовался имперский канцлер. В мае 1882 года Австро-Венгрия, Италия и Германия подписали союзный договор ,получивший название Тройственного союза.

Франция доставляла Англии гораздо меньше хлопот. Она не могла идти на серьезное обострение отношений с Англией, чувствуя постоянную угрозу со стороны Германии. К тому же, имея господство на море, Англия всегда могла сдержать заморскую экспансию французов. Поэтому Франция часто шла на уступки англичанам. Она была вынуждена смириться с потерей Египта, хотя Суэцкий канал был построен французским инженером на французские деньги. После разрешения в 1898 году в пользу Англии острого конфликта на юге Судана у селения Фашода произошло разграничение колониальных владений двух стран в Африке. Преодоление англо-французских противоречий открывало дорогу к заключению союза между этими странами. Главным противником Англии и Франции стала Германия.

В июле 1891 года с визитом в Кронштадт прибыла французская военная эскадра. Во время торжественной встречи император Александр III с непокрытой головой слушал «Марсельезу»- революционный гимн Франции. Это стало знаком открытой переориентации российской политики на союз с Францией. В 1893 году Германия начала против России таможенную войну . Она повысила пошлины на ввозимые российские хлеб и мясо, требуя снижения российских тарифов на германские товары. Этими мерами правительство Каприви в очередной раз подтолкнуло Россию к союзу с Францией. В том же году русская военная эскадра совершила ответный визит в Тулон. В декабре 1893 года была подписана секретная франко-русская военная конвенция. Она предусматривала взаимную помощь в случае нападения Германии на одну из договаривающихся сторон.

После присоединения Средней Азии русские проникли в Афганистан, граничивший с английскими владениями в Индии. В 1878 году Россия заключила союзный договор с правителем Афганистана. В том же году победоносная русская армия ,разгромив турок, дошла почти до Стамбула. В Англии поднялась волна антирусских настроений. Королева Виктория засыпала своего премьер-министра отчаянными письмами, уверяя, что, будь она мужчиной, она бы отправилась бить русских. Англия вступила в войну против Афганистана и в 1880 году добилась установления над ним своего протектората. В 70-80е годы XIX века Россия начала проникновение в Иран, где англичане имели свои интересы.

В 1904 году был подписан англо-французский ,а в 1907 году русско-английский договор. Англия не брала на себя никаких военных обязательств ,но сам факт урегулирования противоречий сделал англо-русско-французские отношения доверительными и создал основу их будущего военного союза. Военно-политический союз Англии., Франции и россии, направленный против Германии и Австро-Венгрии, получил название Антанты (от французского «антант кордиаль»-«сердечное согласие»

Политика Великобритании.  В конце XIX в. основной сферой британской колониальной экспансии стали Африка и бассейн Тихого океана. Важнейшую роль сыграл ввод в строй в 1869 г. Суэцкого канала, что значительно сократило путь из Европы в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Правительство Великобритании, воспользовавшись трудностями, с которыми столкнулось египетское правительство, скупило его долю акций «Компании Суэцкого канала» и в 1882 г. установило на территории Египта режим военной оккупации. Это существенно облегчило доступ к самой крупной британской колонии-Индии. В 80-х гг. Англия, захватив в южной Африке бассейны рек Лимпопо и Замбези, создала колонии Северная и Южная Родезия. В тот же период англичане захватили территории нынешних Уганды, Кении, Нигерии, часть Сомали. В 1898 г. завершилось завоевание Судана.

Политика Великобритании.

В конце XIX в. основной сферой британской колониальной экспансии стали Африка и бассейн Тихого океана. Важнейшую роль сыграл ввод в строй в 1869 г. Суэцкого канала, что значительно сократило путь из Европы в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Правительство Великобритании, воспользовавшись трудностями, с которыми столкнулось египетское правительство, скупило его долю акций «Компании Суэцкого канала» и в 1882 г. установило на территории Египта режим военной оккупации. Это существенно облегчило доступ к самой крупной британской колонии-Индии. В 80-х гг. Англия, захватив в южной Африке бассейны рек Лимпопо и Замбези, создала колонии Северная и Южная Родезия. В тот же период англичане захватили территории нынешних Уганды, Кении, Нигерии, часть Сомали. В 1898 г. завершилось завоевание Судана.

 Политика Франции.  Активизировала усилия по укреплению своих колониальных позиций и Франция. Она сосредоточила свое внимание главным образом на Африке и Юго-Восточной Азии. С установления протектората над Тунисом в 1881 г. началось ее утверждение на Африканском континенте. К концу XIX в. ей удалось захватить территории нынешней Дагомеи, Кот-Д'Ивуар, Гвинеи, значительную часть бассейна реки Конго, остров Мадагаскар. В Юго-Восточной Азии была создана обширная колония - Французский Индокитай

Политика Франции.

Активизировала усилия по укреплению своих колониальных позиций и Франция. Она сосредоточила свое внимание главным образом на Африке и Юго-Восточной Азии. С установления протектората над Тунисом в 1881 г. началось ее утверждение на Африканском континенте. К концу XIX в. ей удалось захватить территории нынешней Дагомеи, Кот-Д'Ивуар, Гвинеи, значительную часть бассейна реки Конго, остров Мадагаскар. В Юго-Восточной Азии была создана обширная колония - Французский Индокитай

Политика Германии.  Германия, где только в 1871 г. завершился процесс объединения множества мелких разрозненных государств в единую централизованную империю, вступила на путь колониальной экспансии позже других великих держав. В 80-90-х гг. Германия захватила территории в Юго-Западной и Юго-Восточной Африке, а также Того и Камерун, в бассейне Тихого океана – Каролинские , Марианские и Маршалловы острова, часть острова Новая Гвинея. Германия поделила Самоа с Соединенными Штатами. При всей экономической и военно-стратегической важности этих владений, германская колониальная империя значительно уступала британской и французской. Большие надежды германские правящие круги возлагали на строительство гигантской железной дороги от Берлина до Персидского залива. Право на эту концессию Германия получила в 1898 г. Реализация такого глобального проекта могла изменить всю расстановку сил на Ближнем Востоке, создав реальную угрозу колониальным владениям Великобритании в Азии.

Политика Германии.

Германия, где только в 1871 г. завершился процесс объединения множества мелких разрозненных государств в единую централизованную империю, вступила на путь колониальной экспансии позже других великих держав. В 80-90-х гг. Германия захватила территории в Юго-Западной и Юго-Восточной Африке, а также Того и Камерун, в бассейне Тихого океана – Каролинские , Марианские и Маршалловы острова, часть острова Новая Гвинея. Германия поделила Самоа с Соединенными Штатами. При всей экономической и военно-стратегической важности этих владений, германская колониальная империя значительно уступала британской и французской. Большие надежды германские правящие круги возлагали на строительство гигантской железной дороги от Берлина до Персидского залива. Право на эту концессию Германия получила в 1898 г. Реализация такого глобального проекта могла изменить всю расстановку сил на Ближнем Востоке, создав реальную угрозу колониальным владениям Великобритании в Азии.

Франко-прусская война.  В 1870г. Между Пруссией (Германия) и Францией началась война. Причиной войны было стремление Франции к первенству в Европе и захват территорий. После ряда неудачных военных операций армия наполеона III ( Франция ) потерпела поражение у г.Седан и вынуждена была капитулировать. 10 мая 1871г. в г.Франкфурт-на-Майне был подписан мирный договор, по которому Франция отдавала Германии области Эльзас и Лотарингию, выплачивала 5 млрд. франков, причём до их уплаты значимая часть Франции оставалась оккупированной германскими войсками.

Франко-прусская война.

В 1870г. Между Пруссией (Германия) и Францией началась война. Причиной войны было стремление Франции к первенству в Европе и захват территорий. После ряда неудачных военных операций армия наполеона III ( Франция ) потерпела поражение у г.Седан и вынуждена была капитулировать. 10 мая 1871г. в г.Франкфурт-на-Майне был подписан мирный договор, по которому Франция отдавала Германии области Эльзас и Лотарингию, выплачивала 5 млрд. франков, причём до их уплаты значимая часть Франции оставалась оккупированной германскими войсками.

Государства Европы Сферы интересов Великобритания Франция Германия Австро-Венгрия Россия Италия

Государства Европы

Сферы интересов

Великобритания

Франция

Германия

Австро-Венгрия

Россия

Италия

 3. Социализация – социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи, выводы.  Каждая группа представляет интересы «своего» государства, иллюстрируя это работой с настенной картой 4. Работа с материалом  определить своих соперников на международной арене и соединить их стрелками на предложенной схеме  Каждая группа представляет интересы «своего» государства, иллюстрируя это работой с настенной картой 4. Работа с материалом  определить своих соперников на международной арене и соединить их стрелками на предложенной схеме

3. Социализация – социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи, выводы.

Каждая группа представляет интересы «своего» государства, иллюстрируя это работой с настенной картой

4. Работа с материалом определить своих

соперников на международной арене и соединить

их стрелками на предложенной схеме

  • Каждая группа представляет интересы «своего» государства, иллюстрируя это работой с настенной картой 4. Работа с материалом определить своих соперников на международной арене и соединить их стрелками на предложенной схеме
 Участникам предлагается мультимедийный материал (карта), дающая возможность проверить верность выводов и , получив дополнительную информацию, зафиксировать новых участников международных отношений в таблице.  Участникам предлагается мультимедийный материал (карта), дающая возможность проверить верность выводов и , получив дополнительную информацию, зафиксировать новых участников международных отношений в таблице. 5. Социализация – каждая группа представляет своих противников. Все группы обозначают противоречия стрелками.   На этом этапе происходит соединение  индивидуальных результатов, коллективная работа.

Участникам предлагается мультимедийный материал (карта), дающая возможность проверить верность выводов и , получив дополнительную информацию, зафиксировать новых участников международных отношений в таблице.

  • Участникам предлагается мультимедийный материал (карта), дающая возможность проверить верность выводов и , получив дополнительную информацию, зафиксировать новых участников международных отношений в таблице.
  • 5. Социализация – каждая группа представляет своих противников. Все группы обозначают противоречия стрелками.

На этом этапе происходит соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.

  6. Творческое задание выяснив между какими европейскими государствами были острые противоречия, учащиеся определяют потенциальных союзников этих государств.   7. Социализация Изучив представленные документы, «эксперты» подтверждают или опровергают выводы участников.  Во время представления доказательств, участники групп дополняют и корректируют свои выводы.

6. Творческое задание выяснив между какими европейскими государствами были острые противоречия, учащиеся определяют потенциальных союзников этих государств.

7. Социализация Изучив представленные документы, «эксперты» подтверждают или опровергают выводы участников.

Во время представления доказательств, участники групп дополняют и корректируют свои выводы.

 8. Творческое задание Учащиеся должны спрогнозировать развитие международной ситуации в начале XX века.  9. Рефлексия Участникам предлагается написать текст, начинающийся словами  « Сегодня в мастерской я…..» или ответить на вопросы:  Актуальна ли такая мастерская сегодня?  Если да, то в чем ее актуальность?

8. Творческое задание Учащиеся должны спрогнозировать развитие международной ситуации в начале XX века.

9. Рефлексия Участникам предлагается написать текст, начинающийся словами

« Сегодня в мастерской я…..» или ответить на вопросы:

Актуальна ли такая мастерская сегодня?

Если да, то в чем ее актуальность?

Результативность урока знакомство с основными событиями исторического периода; осознание значимости содержания; формирование ценностных отношений к содержанию темы; новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему.

Результативность урока

  • знакомство с основными событиями исторического периода;
  • осознание значимости содержания;
  • формирование ценностных отношений к содержанию темы;
  • новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему.
Применяемые формы работы  общеклассная  индивидуальная  групповая Используемые методы обучения 1. Организации и осуществления УПД Словесные, наглядные, практические – 1 подгруппа (по источнику и восприятию учебной информации) Репродуктивные, поисковые, логические – 2 подгруппа ( по степени самостоятельности мышления) 2. Методы контроля и самоконтроля а) составление таблицы, схем б) индивидуальные выступления

Применяемые формы работы

общеклассная

индивидуальная

групповая

Используемые методы обучения

1. Организации и осуществления УПД

Словесные, наглядные, практические – 1 подгруппа (по источнику и восприятию учебной информации)

Репродуктивные, поисковые, логические – 2

подгруппа ( по степени самостоятельности мышления)

2. Методы контроля и самоконтроля

а) составление таблицы, схем

б) индивидуальные выступления