Русский язык
Тема : Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.
Цель: - научить детей находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам.
Задачи: - развивать слуховой вербальный анализ и синтез смысловой и интонационной законченности предложений;
- учить читать выразительно;
- развивать умение составлять слова из слогов.
Оборудование: карточки с текстом, в котором отсутствуют заглавные буквы и знаки препинания;
запись на доске;
карточки для выразительного чтения.
Разминка.
Прочитайте слова. Разделите слова на слоги. Уберите один слог так, чтобы получилось новое слово.
парта железо удочка
чайка тюльпан лампочка
носок картина чемпион
забор гитара ремешок
олень баранка смородина
2. Актуализация знаний.
- Что называется текстом? (Группа предложений, связанных между собой по смыслу, расположенных по порядку.)
- Как необходимо читать текст, чтобы слушателю всё было понятно и интересно?
- Как вы понимаете словосочетание «выразительная речь»? (Ответы детей.)
Выразительная речь – это искусство. Когда мы разговариваем с друзьями, то выразительность приходит как бы сама собой. Я обращаюсь с вопросом или восклицаю, говорю громко или тихо, быстро или медленно, делаю паузы, выделяя голосом наиболее важные слова.
При чтении выразительность не создается сама собой. К выразительному чтению надо готовиться.
Во-первых, надо хорошо, до мелочей понять то, что читаешь.
Во-вторых, надо осмыслить, понять, где будут паузы, ударения, усиления голоса.
Давайте потренируемся. Для начала сделаем речевую гимнастику.
Проговорите слоги и слова сначала медленно и тихо, затем быстрее и громче.
Переполох.
- Кража! - Что украли ? - Брали!
- Кража! - Два пера. - Брали!
- Кража! - Безобразие с утра… - Крали!
Грабят, братцы! - Вы украли? - Крали!
Где же стража? - Мы не брали. - Это я грачиный крик
Перевел на ваш язык.
(Шибаев А.)
- Теперь вы прочитайте выразительно. Старайтесь делать паузы, где это необходимо, выделять важные слова, придавать голосу звучание вопроса или восклицания.
3. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте.
- Объясните, как определить количество предложений в тексте? (Каждое предложение имеет законченную мысль, имеет интонацию конца предложения. Между предложениями есть пауза.)
- Послушайте текст, определите сколько предложений в рассказе. Запишите цифру в тетрадь.
Наступила осень. Золотом горят деревья. Как много в небе птиц! Куда они летят? Что ждет их в тёплых краях? Крылатые друзья прилетят к нам весной. (6)
4. Физминутка.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
5. Первичное закрепление.
Ознакомление с приёмами выделения предложений из сплошного текста. Обозначение границ предложений на письме.
Учащимся предлагается пунктированный текст на карточках.
В нашем дворе жил котёнок один раз он увидел утят утята спокойно шли к воде котенок погнался за ними утята побежали к собачьей будке из неё выскочил пёс котёнок мигом влез на дерево.
Послушайте. (Читает учитель, интонируя конец каждого предложения.)
Прочитайте текст про себя.
Всё ли правильно в этом тексте? Объясните свой ответ.
- О ком говорится сначала? ( О котёнке)
- Что говорится о котёнке? (Жил в нашем дворе). Прочитайте первое предложение.
- О чем говорится дальше? (Он увидел утят). Прочитайте второе предложение.
- О ком сообщается потом? (Об утятах.) Что узнаем о них? (Спокойно шли к воде.) Прочитайте третье предложение.
- О ком говорится затем? (О котёнке.) Что говорится о котенке? (Погнался за ними.) Прочитайте четвертое предложение.
- О ком сообщается потом? (Об утятах) Что узнаем о них? (Побежали к собачьей будке.) Прочитайте пятое предложение.
- О ком говорится дальше? (О псе.) Что узнаем о нем (Выскочил из будки.) Прочитайте шестое предложение.
- О ком говорится в последнем предложении? (О котенке.) Что узнаем о нем? (Влез на дерево.) Прочитайте седьмое предложение.
Прочитайте предложения текста по цепочке. Соблюдайте интонацию понижения голоса в конце каждого предложения. Между предложениями делайте паузы.
6. Первичная проверка понимания.
Запись текста. Обозначение границ предложений на письме.
- Как исправить этот текст, чтобы правильно, без ошибок записать его в тетрадь?
- Какие слова надо писать с заглавной буквы? Прочитайте их.
- Какой знак нужно поставить в конце каждого предложения?
Запишите предложения в тетрадь, соблюдая правила оформления предложения.
7. Рефлексия.
Закончите высказывания.
- Предложение выражает … .
- Первое слово в предложении пишется … .
- В конце предложения ставится … .
- Текст – это … .