СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обозначение мягкости согласных на письме вторым способом (при наличии мягкого знака)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • закрепить умение смягчать согласные на письме вторым способом и правильно произносить их;
  • развивать фонетическое восприятие, слуховую память;
  • формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
  • закрепить умение обозначать мягкость согласных на письме с помощью «Ь»;
  • расширять словарный запас по теме «осень».

Просмотр содержимого документа
«Обозначение мягкости согласных на письме вторым способом (при наличии мягкого знака)»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики «Краснодонская средняя школа № 24 имени Героя Советского Союза И.В. Туркенича»















Обозначение мягкости согласных на письме вторым способом (при наличии мягкого знака)










Логопедическое занятие

во 2 классе

учителя-логопеда логопедического пункта при ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа № 24 имени Героя Советского Союза

И.В. Туркенича»

Доманиной Тамары Сергеевны







Логопедическая тема: обозначение мягкости согласных на письме вторым способом (при наличии мягкого знака)

Лексическая тема: Осень

Цель:

  • закрепить умение смягчать согласные на письме вторым способом и правильно произносить их;

  • развивать фонетическое восприятие, слуховую память;

  • формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;

  • закрепить умение обозначать мягкость согласных на письме с помощью «Ь»;

  • расширять словарный запас по теме «осень».

Оборудование: серия картинок, цветные карандаши. Игра «составь модель слова»

Ход занятия.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Закрепление материала, изучаемого на предыдущем занятии:

- ребятам предлагается выложить модели слов: лето, сила, все, мёд, река, тина;

- беседа с учениками о том, почему в данных словах звуки Л, С, В, М, Р, Т мягкие. Что их смягчает?

- ребята, придумайте и запишите слова со слогами ся, сё, ти, ре, а затем составить два предложения с придуманными словами (к нам пришли госТИ, листья на деРЕвьях пожелтели)

3. Логопед показывает картинки (букварь, учитель, календарь).

Ребята, назовите мягкие согласные, запишите в тетради эти слова (логопед записывает слова на доске).

Подчеркните мягкие согласные красным карандашом.

Объясните причину мягкости в словах учитель, календарь звуков Т и Л.

Найдите еще мягкие согласные в данных словах: букварь, учитель, календарь).

Как вы думаете, что повлияло на смягчение данных согласных (мягкий знак).

  1. Логопед рассказывает о втором способе смягчения согласных при помощи мягкого знака.

  2. Из серии картинок дети выбирают те, в названии которых есть мягкие согласные, смягченные при помощи мягкого знака.

- какое время года нарисовано? (Осень)

- что кует кузнец? (Цепь)

- что изображено на рисунке (Конь)

- кто стоит в воротах (Вратарь)

- кто изображен на рисунке? (Рысь)

6. Выложите модели данных слов.

7. Логопед читает отрывок из произведения А.С. Пушкина:

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- как вы понимаете выражение «таинственная сень»?

- какие приметы осень мы наблюдаем? (желтеют и опадают листью, часто идет дождь, птицы улетают в теплые края)

- назовите первый месяц осени (сентябрь)

- назовите последний месяц осени (ноябрь)

- какой еще месяц осени вы знаете? (октябрь)

Давайте составим и запишем с названием месяца осени мини-рассказ.

Пришла осень. Наступил сентябрь. Птицы улетели на юг.

Подчеркните мягкий знак синим карандашом.

8. Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Гуси – (гусь), усы – (ус), рыси – (рысь), педали – (педаль), шинели – (шинель).

9. Подведение итогов:

В чем заключается второй способ смягчения согласных?

Придумайте два слова, где согласные смягчаются при помощи мягкого знака.

10. Домашнее задание.

(Логопед раздает карточки с текстом стихотворения С.Я. Маршака)

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд.

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь.

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Задание: выписать слова с мягким знаком на конце, подчеркнуть его синим карандашом.