СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Правописание Ь.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Правописание Ь.  30.11.2020

 

Цели:

знакомство  учащихся с ролью мягкого знака, показателя мягкости;

 

Задачи:

 формировать интерес к русскому языку; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме; писать “ь” для обозначения мягкости на конце и в середине слова; развивать интеллектуальные способности учащихся; воспитывать внимание детей к “живому” слову.

 

Ожидаемые результаты

Формировать навыки грамотного письма с использованием данного орфографического правила и рассматриваемого на уроке этимологического словообразовательного элемента.

 

Оборудование  урока:

таблица «Ь для обозначения мягкости согласных», карточки для учащихся с деловой игрой «Юный корректор».

 

                                                 Содержание урока

 

                               Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

     Орг.  Момент.  

       Приветствие

       Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и  проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей

Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей.

 

1.Эмоциональный настрой на урок

Учитель:  Сядьте удобно. Давайте попробуем изложить правила поведения на уроке в стихах:

На уроке будь старательным, Будь спокойным и… (внимательным). Все пиши, не отставая, Слушай не… (перебивая). Говорите четко, внятно, Чтобы было все… (понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку… (поднимать). Будь прилежен на уроке, Не болтай: ты не… (сорока). Если друг стал отвечать, Не спеши его…(перебивать). А помочь захочешь другу - Подними спокойно… (руку).

  - Во время урока мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, побыть немного волшебниками.

проговаривают конец предложений из стихотворения

 

2.Проверка Д\з:

Фронтальный опрос

- А раздел русского языка, который изучает звуки речи, называется … (фонетика)

- А на какие две группы делятся звуки в зависимости от того, что используется при их произношении: голос или шум? (гласные и согласные)

- С помощью чего мы обозначаем звуки на письме? (букв)

отвечают на вопросы

 

3.Оценивание «Жетон»

Прошу оценить групп методом «ПРЕСС», а затем приемом «Большой палец руки»

оценивают товарищей

 

I.Стадия «Вызов»   

 

1.Минутка чистописания.

   Учитель:  Ребята, сегодня побудем волшебниками. Будем вышивать узор не волшебной палочкой, а буквой. А какой буквой, вы мне скажите сами, найдя лишнюю букву в данном ряду.

  На доске пишу  ряд букв: Е, Е, Ю, Ь, Я, И.

  - Лишняя буква “ь”, она не обозначает звука.

- Вышиваем “ь” с верхним соединением, ведем вверх, а потом вниз.

- Прочтите девиз нашего урока (написан на доске и у детей в тетради)

          “Ученье – путь к уменью”.

- Назовите и подчеркните орфограммы в предложении.

   “Ученье – путь к уменью”.

- О какой орфограмме пойдет речь на уроке? (О правописании какой буквы мы будем сегодня говорить)

определяют тему урока

 

2. Работа по картинкам и с ребусами.

Ученикам раздаю картинки и прошу и назвать  их, одним словом.

Кисть     Тополь    Коньки     Пальма

рассматривают картинки, разгадывают ребусы

 

             II.Стадия  Осмысление

 

 

1.«Волшебные цветочки»

    Раздаю  ученикам волшебные “цветочки”. На лепестках цветов написаны части слов.

Посмотрите на необычные волшебные цветы.

К вам, ребята, мы спешили. Познакомиться решили. Но вчера упали с кочки И распались на кусочки. Помогите! Помогите! Из кусочков нас сложите.

Например:

заполняют лепестки волшебных цветочков

 

2.Физминутка.

  Учитель: Я буду называть слова, если в слове есть “Ь” вы хлопаете один раз  в ладоши, а  если нет “Ь”, то не хлопаете.

     Дочка, окунь, речной, мобильный, Ванечка, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина.

ученики внимательно слушают и выполняют движения

 

3. Работа с карточками

 Задание:  Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Птенчик        Пальто

овощной       заиньки

мечтает         ельник

Жучка           письмо

борщ              капелька

пончик         окуньки

хищник         снегирь

бабочка

Индивидуальная работа с карточками

 

4.Диктант

“Плюс -минус”.

  Если в слове пишется “Ь” знак, то ставите “плюс”, если в слове не пишется “Ь” знак, то ставите “минус”.

  Ольга,  вулканчик,  сосулька, беленький, овощной, женщина, больница, почта, долька, сердечко, уличный.

Ответы: (+ , -, +,  +, -, -, +, -, +, -, - )

работают с заданием

 

 

 

 

 

КМ:Мозговой штурм.

 

Обучение через диалог.

 

 

 

КМ: «Толстые и тонкие вопросы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формативное  оценивание.

 

 

 

 

ИКТ, тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетрадь.ИКТ.

Новая тема.

- Какие виды предложений вы знаете?

- Какая особенность простых предложений?

 

 

  • А что такое грамматическая основа? Что она выражает?

 

Учитель демонстрирует учащимся презентацию,где дается понятие о предложении и его структуре.

Учитель просит прочитать правило одного ученика.

- Давайте составим у себя в тетрадях такую схему:

Учитель составляет схему на доске.

  • Запишите тему нашего урока – «Простое предложение», а затем перечертите схему себе в тетрадь.

Затем  идет демонстрация слайда, на котором дается образец синтаксического разбора предложения.

 Маленький мальчик медленно пишет письмо другу.

 

 

Учащиеся  отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

Просматривают презентацию,записывают ключевые понятия в тетрадь.

 

 

 

 

Учащиеся слушают объяснения учителя,попутно отвечая на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выделяют грамматическую основу, обозначают тип простого предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            III Стадия Рефлексии

 

1.Подведение итогов

  Что было на уроке трудным? А что интересным?

- Для чего служит мягкий знак в словах?

- В каких случаях он не пишется?

- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?

отвечают на вопросы

 

2Домашнее задание

 Выучить правило и выполнить упражнение  п.42 правило наизусть, упр.222

записывают домашнее задание

 

3.Рефлексия урока

 За это время благодаря вашим умелым действиям выросло необычное волшебное дерево. Благодаря ему,  каждый из вас покажет пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

Раздаю ученикам яблочки и прошу написать рефлексию нашего урока: как прошел урок  на отлично, и вы остались довольны, что нового он вам принес или нет.

пишут рефлексию урока и прикрепляют к дереву

 

Просмотр содержимого документа
«Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Правописание Ь.»



Тема урока

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Правописание Ь. 30.11.2020

Цели:

знакомство учащихся с ролью мягкого знака, показателя мягкости;

Задачи:

формировать интерес к русскому языку; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме; писать “ь” для обозначения мягкости на конце и в середине слова; развивать интеллектуальные способности учащихся; воспитывать внимание детей к “живому” слову.

Ожидаемые результаты

Формировать навыки грамотного письма с использованием данного орфографического правила и рассматриваемого на уроке этимологического словообразовательного элемента.

Оборудование урока:

таблица «Ь для обозначения мягкости согласных», карточки для учащихся с деловой игрой «Юный корректор».

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент.

Приветствие

Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и  проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей

Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей.

1.Эмоциональный настрой на урок

Учитель: Сядьте удобно. Давайте попробуем изложить правила поведения на уроке в стихах:

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и… (внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай не… (перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку… (поднимать).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не… (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши его…(перебивать).
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно… (руку).

- Во время урока мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, побыть немного волшебниками.

проговаривают конец предложений из стихотворения

2.Проверка Д\з:

Фронтальный опрос


- А раздел русского языка, который изучает звуки речи, называется … (фонетика)

- А на какие две группы делятся звуки в зависимости от того, что используется при их произношении: голос или шум? (гласные и согласные)

- С помощью чего мы обозначаем звуки на письме? (букв)

отвечают на вопросы

3.Оценивание «Жетон»

Прошу оценить групп методом «ПРЕСС», а затем приемом «Большой палец руки»

оценивают товарищей

I.Стадия «Вызов»


1.Минутка чистописания.

Учитель: Ребята, сегодня побудем волшебниками. Будем вышивать узор не волшебной палочкой, а буквой. А какой буквой, вы мне скажите сами, найдя лишнюю букву в данном ряду.

На доске пишу ряд букв: Е, Е, Ю, Ь, Я, И.

- Лишняя буква “ь”, она не обозначает звука.

- Вышиваем “ь” с верхним соединением, ведем вверх, а потом вниз.

- Прочтите девиз нашего урока (написан на доске и у детей в тетради)

Ученье – путь к уменью”.

- Назовите и подчеркните орфограммы в предложении.

Ученье – путь к уменью”.

- О какой орфограмме пойдет речь на уроке? (О правописании какой буквы мы будем сегодня говорить)

определяют тему урока

2. Работа по картинкам и с ребусами.

Ученикам раздаю картинки и прошу и назвать их, одним словом.

Кисть Тополь Коньки Пальма

рассматривают картинки, разгадывают ребусы

II.Стадия Осмысление


1.«Волшебные цветочки»

Раздаю ученикам волшебные “цветочки”. На лепестках цветов написаны части слов.

Посмотрите на необычные волшебные цветы.

К вам, ребята, мы спешили.
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.

Например:

заполняют лепестки волшебных цветочков

2.Физминутка.

Учитель: Я буду называть слова, если в слове есть “Ь” вы хлопаете один раз в ладоши, а если нет “Ь”, то не хлопаете.

Дочка, окунь, речной, мобильный, Ванечка, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина.

ученики внимательно слушают и выполняют движения

3. Работа с карточками

Задание: Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Птенчик        Пальто

овощной       заиньки

мечтает         ельник

Жучка           письмо

борщ              капелька

пончик         окуньки

хищник         снегирь

бабочка

Индивидуальная работа с карточками

4.Диктант

Плюс -минус”.

Если в слове пишется “Ь” знак, то ставите “плюс”, если в слове не пишется “Ь” знак, то ставите “минус”.

Ольга, вулканчик, сосулька, беленький, овощной, женщина, больница, почта, долька, сердечко, уличный.

Ответы: (+ , -, +,  +, -, -, +, -, +, -, - )

работают с заданием





КМ:Мозговой штурм.


Обучение через диалог.




КМ: «Толстые и тонкие вопросы»















Формативное оценивание.





ИКТ, тетрадь.





























Тетрадь.ИКТ.

Новая тема.

- Какие виды предложений вы знаете?

- Какая особенность простых предложений?



  • А что такое грамматическая основа? Что она выражает?


Учитель демонстрирует учащимся презентацию,где дается понятие о предложении и его структуре.

Учитель просит прочитать правило одного ученика.

- Давайте составим у себя в тетрадях такую схему:

Учитель составляет схему на доске.

  • Запишите тему нашего урока – «Простое предложение», а затем перечертите схему себе в тетрадь.

Затем идет демонстрация слайда, на котором дается образец синтаксического разбора предложения.

Маленький мальчик медленно пишет письмо другу.



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.




Просматривают презентацию,записывают ключевые понятия в тетрадь.





Учащиеся слушают объяснения учителя,попутно отвечая на поставленные вопросы.









Учащиеся выделяют грамматическую основу, обозначают тип простого предложения.












III Стадия Рефлексии

1.Подведение итогов

 Что было на уроке трудным? А что интересным?

- Для чего служит мягкий знак в словах?

- В каких случаях он не пишется?

- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?

отвечают на вопросы

2Домашнее задание

Выучить правило и выполнить упражнение п.42 правило наизусть, упр.222

записывают домашнее задание

3.Рефлексия урока

За это время благодаря вашим умелым действиям выросло необычное волшебное дерево. Благодаря ему, каждый из вас покажет пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

Раздаю ученикам яблочки и прошу написать рефлексию нашего урока: как прошел урок на отлично, и вы остались довольны, что нового он вам принес или нет.

пишут рефлексию урока и прикрепляют к дереву



















Высокомотивированные

Работа по карточкам

Задание: Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Пте…чик  , палто, овощной ,   заинки, елник, жу..ка ,  писмо,

бор…,  капелка, пончик, окун..ки, хи..ник ,  снегир, бабо…ка



Работа по карточкам

Задание: Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Пте…чик  , палто, овощной ,   заинки, елник, жу..ка ,  писмо,

бор…,  капелка, пончик, окун..ки, хи..ник ,  снегир, бабо…ка



Работа по карточкам

Задание: Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Пте…чик  , палто, овощной ,   заинки,   елник, жу..ка ,  писмо,

бор…,  капелка, пончик, окун..ки, хи..ник ,  снегир, бабо…ка



Работа по карточкам

Задание: Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Пте…чик  , палто, овощной ,   заинки, елник, жу..ка ,  писмо,

бор…,  капелка, пончик, окун..ки, хи..ник ,  снегир, бабо…ка









Слабомотивированные

Работа по карточкам

Задание: Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Птенчик  , пальто, овощной ,   заиньки,  ельник, жучка ,  письмо,

бор,  капелька, пончик, окуньки, хищник ,  снегирь, бабочка

Работа по карточкам

Задание: Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Птенчик  , пальто, овощной ,   заиньки,  ельник, жучка ,  письмо,

бор,  капелька, пончик, окуньки, хищник ,  снегирь, бабочка





Работа по карточкам

Задание: Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Птенчик  , пальто, овощной ,   заиньки,  ельник, жучка ,  письмо,

бор,  капелька, пончик, окуньки, хищник ,  снегирь, бабочка





Работа по карточкам

Задание: Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Птенчик  , пальто, овощной ,   заиньки,  ельник, жучка ,  письмо,

бор,  капелька, пончик, окуньки, хищник ,  снегирь, бабочка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!