Тема: ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [э] ОДНОЙ БУКВОЙ Е. БУКВЫ Е, е
Ц е л и : познакомить учащихся с функцией буквы «е» обозначать два звука [й’], [э] в
определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с
буквой «е»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого
согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе
одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в
буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и
орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по
смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его
звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать
умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его
содержание; воспитывать любознательность.
Планируемые результаты (предметные).
Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками й’], [э]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами е
Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.
Личностные результаты.
Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.
Универсальные учебные действия (метапредметные).
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания.
О б о р у д о в а н и е : загадки; ребусы; карточки-буквы; фишки-звуки; шаблоны-
прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ежиха.)
– Сравните слова-отгадки. Чем они похожи?
– Произнесите первый слог.
– Сегодня на уроке узнаем, какие звуки обозначает буква «е» в начале слова.
III. Конструирование большой и малой букв Е, е.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Е», «е».
Ева гребнем расчесалась –
В нем три зубчика осталось. Г. Виеру
«Е» на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась. В. Степанов
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит
сконструировать из них буквы «Е», «е».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей
(с. 43).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
– Что изображено в верхнем ряду?
– Как называются деревья? (Ели.)
– Что делали мальчики? (Мальчики ели булочки.)
– Сравните значение слов «ели» в обоих случаях. (В первом случае слово «ели» обозначает
название хвойных деревьев во множественном числе, это слово-предмет. Во втором случае слово
«ели» указывает на то, что делали мальчики, это слово-действие.)
– Под каждым рисунком положите условный знак – прямоугольник соответствующего цвета.
(Слово-предмет обозначаем розовым прямоугольником, слово-действие – голубым
прямоугольником.)
– Прочитайте слово «ели» по слогам и орфоэпически.
– На каком месте в слове стоит буква «е»?
– Сколько в слове звуков?
– Сколько в слове букв?
– Какая буква обозначает два звука? (Буква «е» обозначает два звука – [й’э].)
– Когда буква «е» обозначает два звука? (В начале слова.)
– Сколько слогов в слове «ели»?
– Назовите ударный слог.
Е л ь – хвойное вечнозеленое дерево с конусообразной кроной.
– Отгадайте загадку.
По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка – с опушечкой,
С острою макушечкой.
(Ель.)
– Дерево названо так по колючей хвое. В древнерусском языке сначала появились слова «ель»,
«елинь» – «еловый лес», позже «ельник», а уж только потом «ёлка», причем это слово
употреблялось в основном в значении «рождественская ёлка», «новогодняя ёлочка» – символ
Нового года. А традиция встречать Новый год ёлкой пришла к нам из Германии.
С незапамятных времен из уст в уста передавалась легенда о деревьях, что пышно расцветают
среди зимы. В честь этой легенды в Германии и стали устраивать зимой веселое празднество. Но
так как в стужу не теряли свое зеленое убранство одни лишь ёлки-ели, выбрали именно это
дерево. Ветви ёлки украшали фонариками, игрушками, блестками, чтобы всем казалось, будто
она и на самом деле расцвела.
– Как зовут девочку, если в ее имени есть буква «е»? (Лера.)
– Прочитайте слово «Лера» по слогам и орфоэпически.
– На каком месте в слове стоит буква «е»? После какой буквы стоит буква «е»? (После
согласной буквы.)
– Сколько в слове звуков?
– Сколько в слове букв?
– Какой звук обозначает буква «е»? (После согласного буква «е» обозначает звук [э] и
показывает, что предыдущий согласный произносится мягко.)
– Рассмотрите иллюстрации во втором ряду (с. 43).
– Кто нарисован слева? Что делал портной? (Портной «мерил» ткань.)– Прочитайте слово «мерил» по слогам и орфоэпически.
– На каком месте в слове стоит буква «е»? (В середине слова, после согласной.)
– Сколько в слове звуков?
– Сколько в слове букв?
– Сколько в слове «мерил» слогов?
– Назовите ударный слог.
– Какой звук обозначает буква «е» в слове «мерил»? (После согласного буква «е» обозначает
звук [э] и показывает, что предыдущий согласный произносится мягко.)
– Кто изображен в центре? (Мэр.)
– Объясните значение слова «мэр».
Мэр – глава городского правления.
– Составьте предложение со словом «мэр».
Встреча делегации с мэром столицы.
– Прочитайте слово «мэр» орфоэпически.
– На каком месте в слове стоит буква «э»?
– Какой звук обозначает буква «э»?
– Как произносится предшествующий согласный звук [м]? (Согласный твердый.)
– Какой предмет нарисован справа? Для чего нужен мел?
– Прочитайте слово «мел» по слогам и орфоэпически.
– На каком месте в слове стоит буква «е»? После какой буквы стоит буква «е»? (После
согласной буквы.)
– Сколько в слове звуков?
– Сколько в слове букв?
– Какой звук обозначает буква «е»? (После согласного буква «е» обозначает звук [э] и
показывает, что предыдущий согласный произносится мягко.)
М е л – это мельчайшие остатки древней жизни на Земле: раковин, обломков скелетов
вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. Так, на
месте нынешнего Белгорода очень давно было теплое море, потом оно обмелело, а известняки
остались. Вот от них и «формируют» мел. Слова «мел», «мелкий», «молоть» – однокоренные.
– Отгадайте загадку.
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел.)
– Составьте предложение со словом «мел».
Мелом пишут на доске.
– Какая буква потерялась?
ли ла л то с ло л с
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Еле, еле, еле, елеЗавертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
V. Задания на развитие внимания, мышления.
1. Р е б у с ы .
– Где спряталась ель?
ник м ник м ница
с дерей аквар с ский
п мени пост др
р сы тр тонн
в кан
2. И г р а «Дополни предложения».
И зимой, и летом зеленеет в лесу … (ель). Под елью спрятался маленький колючий … (ёжик).
На тарелке лежала вкусная … (еда).
В этом году я впервые попробовала вкусную сине-черную ягоду. Она называется …
(ежевика).
– Составьте звукобуквенные схемы угаданных слов, используя фишки.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Игра «Узнайте звук».
– Вставайте только мальчики, если ответ начинается со звука [э], и только девочки, если ответ
начинается со звуков [й’э].
– Небольшой зверек с ценным мехом. (Енот – [й’э].)
– Сооружение для хранения зерна. (Элеватор – [э].)
– Самая низкая школьная отметка. (Единица – [й’э].)
– Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор – [э].)
– Машина с большим ковшом. (Экскаватор – [э].)
У писательницы Н. Гернет есть рассказ «Что получилось?».
Это не просто рассказ, а р а с с к а з -з а д а ч а . Решите ее.
Когда Надя и Сережа пошли первый раз в школу, мама подарила им по разрезной азбуке. Они
уже давно выучили все буквы и очень любили из них складывать разные слова. Сережа сложил
даже целый рассказ. Правда, у него, как нарочно, куда-то задевались все буквы Е. Но только он и
без них обошелся. Взял да и поставил вместо буквы Е разные другие буквы. «Прочитай!», –
говорит Сережа Наде. Надя прочитала, да только ничего не поняла. Помогите ей, ребята, она ведь
маленькая.Поставьте сбежавшую от Сережи букву Е в те слова, где ей полагается быть. Вот что может
натворить лишь одна пропавшая буква. А встала она на свое место – и все теперь понятно. Как
важно написать букву там, где она нужна.
Заменить нужно выделенные буквы.
В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали лес и сало. Нас ждали в соли. Тетя
Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки
на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.
И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка».
Измените одну букву: лото – лето; мел – сел – пел; село – соло – сало – само; река – рука;
сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие звуки обозначает буква «е»?
– Когда буква «е» обозначает два звука?