СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [э] ОДНОЙ БУКВОЙ Е. БУКВЫ Е, е- пнш 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урокрусского языка разработан для учащихся 1-х классов.

Ц е л и : познакомить учащихся с функцией буквы «е» обозначать два звука [й’], [э] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «е»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать любознательность.

Просмотр содержимого документа
«ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [э] ОДНОЙ БУКВОЙ Е. БУКВЫ Е, е- пнш 1 класс»

Тема: ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [э] ОДНОЙ БУКВОЙ Е. БУКВЫ Е, е

Ц е л и : познакомить учащихся с функцией буквы «е» обозначать два звука [й’], [э] в

определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с

буквой «е»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого

согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе

одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в

буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и

орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по

смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его

звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать

умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его

содержание; воспитывать любознательность.

Планируемые результаты (предметные).

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками й’], [э]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами е

Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания.

О б о р у д о в а н и е : загадки; ребусы; карточки-буквы; фишки-звуки; шаблоны-

прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(Ель.)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ежиха.)

– Сравните слова-отгадки. Чем они похожи?

– Произнесите первый слог.

– Сегодня на уроке узнаем, какие звуки обозначает буква «е» в начале слова.

III. Конструирование большой и малой букв Е, е.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Е», «е».

Ева гребнем расчесалась –

В нем три зубчика осталось. Г. Виеру

«Е» на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась. В. Степанов

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит

сконструировать из них буквы «Е», «е».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей

(с. 43).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

– Что изображено в верхнем ряду?

– Как называются деревья? (Ели.)

– Что делали мальчики? (Мальчики ели булочки.)

– Сравните значение слов «ели» в обоих случаях. (В первом случае слово «ели» обозначает

название хвойных деревьев во множественном числе, это слово-предмет. Во втором случае слово

«ели» указывает на то, что делали мальчики, это слово-действие.)

– Под каждым рисунком положите условный знак – прямоугольник соответствующего цвета.

(Слово-предмет обозначаем розовым прямоугольником, слово-действие – голубым

прямоугольником.)

– Прочитайте слово «ели» по слогам и орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «е»?

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Какая буква обозначает два звука? (Буква «е» обозначает два звука – [й’э].)

– Когда буква «е» обозначает два звука? (В начале слова.)

– Сколько слогов в слове «ели»?

– Назовите ударный слог.

Е л ь – хвойное вечнозеленое дерево с конусообразной кроной.

– Отгадайте загадку.

По округе славится

Зеленая красавица:

Сарафан – как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка – с опушечкой,

С острою макушечкой.

(Ель.)

– Дерево названо так по колючей хвое. В древнерусском языке сначала появились слова «ель»,

«елинь» – «еловый лес», позже «ельник», а уж только потом «ёлка», причем это слово

употреблялось в основном в значении «рождественская ёлка», «новогодняя ёлочка» – символ

Нового года. А традиция встречать Новый год ёлкой пришла к нам из Германии.

С незапамятных времен из уст в уста передавалась легенда о деревьях, что пышно расцветают

среди зимы. В честь этой легенды в Германии и стали устраивать зимой веселое празднество. Но

так как в стужу не теряли свое зеленое убранство одни лишь ёлки-ели, выбрали именно это

дерево. Ветви ёлки украшали фонариками, игрушками, блестками, чтобы всем казалось, будто

она и на самом деле расцвела.

– Как зовут девочку, если в ее имени есть буква «е»? (Лера.)

– Прочитайте слово «Лера» по слогам и орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «е»? После какой буквы стоит буква «е»? (После

согласной буквы.)

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Какой звук обозначает буква «е»? (После согласного буква «е» обозначает звук [э] и

показывает, что предыдущий согласный произносится мягко.)

– Рассмотрите иллюстрации во втором ряду (с. 43).

– Кто нарисован слева? Что делал портной? (Портной «мерил» ткань.)– Прочитайте слово «мерил» по слогам и орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «е»? (В середине слова, после согласной.)

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Сколько в слове «мерил» слогов?

– Назовите ударный слог.

– Какой звук обозначает буква «е» в слове «мерил»? (После согласного буква «е» обозначает

звук [э] и показывает, что предыдущий согласный произносится мягко.)

– Кто изображен в центре? (Мэр.)

– Объясните значение слова «мэр».

Мэр – глава городского правления.

– Составьте предложение со словом «мэр».

Встреча делегации с мэром столицы.

– Прочитайте слово «мэр» орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «э»?

– Какой звук обозначает буква «э»?

– Как произносится предшествующий согласный звук [м]? (Согласный твердый.)

– Какой предмет нарисован справа? Для чего нужен мел?

– Прочитайте слово «мел» по слогам и орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «е»? После какой буквы стоит буква «е»? (После

согласной буквы.)

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Какой звук обозначает буква «е»? (После согласного буква «е» обозначает звук [э] и

показывает, что предыдущий согласный произносится мягко.)

М е л – это мельчайшие остатки древней жизни на Земле: раковин, обломков скелетов

вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. Так, на

месте нынешнего Белгорода очень давно было теплое море, потом оно обмелело, а известняки

остались. Вот от них и «формируют» мел. Слова «мел», «мелкий», «молоть» – однокоренные.

– Отгадайте загадку.

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел.)

– Составьте предложение со словом «мел».

Мелом пишут на доске.

– Какая буква потерялась?

ли ла л то с ло л с

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Еле, еле, еле, елеЗавертелись карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,

Раз, два, раз, два!

Вот и кончилась игра!

V. Задания на развитие внимания, мышления.

1. Р е б у с ы .

– Где спряталась ель?

ник м ник м ница

с дерей аквар с ский

п мени пост др

р сы тр тонн

в кан

2. И г р а «Дополни предложения».

И зимой, и летом зеленеет в лесу … (ель). Под елью спрятался маленький колючий … (ёжик).

На тарелке лежала вкусная … (еда).

В этом году я впервые попробовала вкусную сине-черную ягоду. Она называется …

(ежевика).

– Составьте звукобуквенные схемы угаданных слов, используя фишки.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VI. Игра «Узнайте звук».

– Вставайте только мальчики, если ответ начинается со звука [э], и только девочки, если ответ

начинается со звуков [й’э].

– Небольшой зверек с ценным мехом. (Енот – [й’э].)

– Сооружение для хранения зерна. (Элеватор – [э].)

– Самая низкая школьная отметка. (Единица – [й’э].)

– Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор – [э].)

– Машина с большим ковшом. (Экскаватор – [э].)

У писательницы Н. Гернет есть рассказ «Что получилось?».

Это не просто рассказ, а р а с с к а з -з а д а ч а . Решите ее.

Когда Надя и Сережа пошли первый раз в школу, мама подарила им по разрезной азбуке. Они

уже давно выучили все буквы и очень любили из них складывать разные слова. Сережа сложил

даже целый рассказ. Правда, у него, как нарочно, куда-то задевались все буквы Е. Но только он и

без них обошелся. Взял да и поставил вместо буквы Е разные другие буквы. «Прочитай!», –

говорит Сережа Наде. Надя прочитала, да только ничего не поняла. Помогите ей, ребята, она ведь

маленькая.Поставьте сбежавшую от Сережи букву Е в те слова, где ей полагается быть. Вот что может

натворить лишь одна пропавшая буква. А встала она на свое место – и все теперь понятно. Как

важно написать букву там, где она нужна.

Заменить нужно выделенные буквы.

В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали лес и сало. Нас ждали в соли. Тетя

Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки

на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.

И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка».

Измените одну букву: лото – лето; мел – сел – пел; село – соло – сало – само; река – рука;

сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие звуки обозначает буква «е»?

– Когда буква «е» обозначает два звука?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!