Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»
Министерства образования Чувашской Республики
Методическая разработка урока
на тему:
"Обработка числовой информации в Excel"
Разработчик:
Мнейкина Анастасия Александровна
методист ЦЦОД «IT-Куб.Вурнары»
Вурнары – 2024
Содержание
План занятия 3
План урока 4
Ход урока 5
Литература 12
План занятия
по теме: Обработка числовой информации в Excel.
Преподаватель: Мнейкина Анастасия Александровна
Должность: Методист ЦЦОД «IT-Куб.Вурнары»
Предмет: Цифровая гигиена и работа с большими данными Группа: 1
Возрастная категория: 7 – 10 лет
Тема урока: Устройство персонального компьютера
Тип урока: Объяснение нового материала
Вид урока: Смешанный
Цели урока:
закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
практическое применение изученного материала;
приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
развивающие:
развитие познавательного интереса, речи и внимания студентов;
развитие способности логически рассуждать;
развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
воспитательные:
воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
Оборудование урока: компьютеры с ОС MS Windows, программа Microsoft Excel, компьютерная презентация, раздаточный материал, принтер, мультимедийный проектор.
План урока
Организационный момент. Создание рабочей обстановки (2 мин.)
Актуализация знаний (3 мин.)
Обучающиеся отвечают на вопросы
Мотивация учебной деятельности (3 мин.)
Создание мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся через привлечение их внимания к актуальности изучаемой темы.
Основная часть (31 мин.)
4.1. Изложение нового материала (обучающиеся внимательно смотрят презентацию, которую демонстрирует преподаватель) (14 мин.)
4.2. Закрепление изученного материала. Обучающиеся выполняют различные задания: сначала работают на интерактивной доске по желанию, выполняют задания на карточках, проводят самопроверку, далее работают за компьютерами. (17 мин.)
Заключительная часть (6 мин.)
Обобщение, подведение итогов. Оценка деятельности обучающихся (6 мин.)
Ход урока
Организационный момент.
Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность учащихся к занятию, переключает их внимание на изучение материала.
Актуализация знаний
Фронтальный опрос по теме: «Microsoft Excel». Вопросы для фронтального опроса:
Принципы работы табличного процессора Microsoft Excel?
Редактирование таблицы в редакторе Excel.
Мотивация учебной деятельности
- Начать сегодняшнее занятие мне бы хотелось со слов одного из самых знаменитых людей в истории человечества Блеза Паскаля:
«Человек, несомненно, сотворен,
чтобы мыслить: в этом главное его
достоинство и главное дело жизни…»
Действительно, только мыслящий и думающий человек может верно обработать данную ему информацию. Ведь информатика, как известно, - это не только «про компьютер», так же как арифметика – не «про калькулятор», а музыка – не «про пианино».
- А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, разгадав несложные ребусы.
Обучающимся раздаются карточки с ребусами и отводится определенное время на решение заданий. Правильные ответы:
а) формула; г) строка;
б) диаграмма; д) столбец;
в) ячейка; е) выражение
б)
а)
- Итак, как вы видите, все зашифрованные понятия связаны с табличным процессором Excel. И речь на уроке пойдет об обработке числовой информации в Excel .
4. Основная часть
4.1. Изложение нового материала (обучающиеся внимательно смотрят презентацию, которую демонстрирует преподаватель)
Хотелось бы, чтобы в процессе нашей деятельности были достигнуты следующие цели:
закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
практическое применение изученного материала;
приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить и распечатать на принтере;
формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;
Актуализация опорных знаний.
— Области применения электронных таблиц весьма разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. Это: наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, проектирование, моделирование.
Сегодня на занятии мы попробуем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач. Но вначале проверим знания принципов работы табличного процессора, правил записи формул.
Повторение проводится с использованием презентации и мультимедийного проектора в игровой форме: из нескольких закрашенных ячеек электронной таблицы составлен вопросительный знак:
Обучающиеся выбирает любую ячейку и отвечает на скрытый в ней вопрос, появляющийся по гиперссылке. Если обучающийся не отвечает на выпавший ему вопрос или отвечает неполно, другие могут ответить или дополнить его ответ. Причем за одной из ячеек скрыт «бонус», т.е. возможность получить 1 балл, не отвечая и имеется ячейка, выбрав которую студент теряет право ответа на вопрос.
За правильный и полный ответ обучающийся получает 1 или 2 фишки, в зависимости от сложности вопроса.
Итак, начнем работать.
Каково главное назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) – 1 балл
Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) - 1 балл
Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) – 1 балл
Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон, блок ячеек) – 1
Укажите адрес данной группы ячеек. (A1:C3) – 1 балл
В электронной таблице выделен блок ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек) – 2 балла
Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа) -2 балла
Что такое относительный адрес (ссылка)? (Используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула). -2 балла
Что такое абсолютный адрес (ссылка)? (Используется для указания фиксированного адреса ячейки) – 2 балла
Дан адрес ячейки — А$6. Какой параметр адреса будет меняться при копировании? (Столбец А) -1 балл
Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число 15) -1 балл
Надо ли набирать формулы в каждой из ячеек В3 и В4 или можно занести их в эти ячейки как-то быстрее? (Нет, нужно использовать копирование) -1 балл
Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейку С1, после ее копирования в ячейку С2? (=$A$1*B2) – 1 балл
Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1? (75) – 2 балла
15. Укажите правильную запись формулы в ячейке С2 математического выражения x + 3y и предскажите результат. (=A2+3*B2, 25) -2 балла
Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно? (8; 10) – 2 балла
4.2. Закрепление изученного материала. Обучающиеся выполняют различные задания.
Каждый студент будет представлять одну из фирм: «Богатый урожай», «Мой дом».
Студентам раздаются таблички с названиями фирм, карточки с заданиями (запросами клиента).
Представители фирм оформляют таблицу, вводят в неё информацию и распечатывают результат (чек для оплаты в кассу; чек должен быть красиво и эффективно оформлен; в роли кассира выступает учитель).
Если работа над задачей вызывает затруднения, студент может воспользоваться помощью преподавателя.
Ролевая игра проводится в течение 20 мин.
Фирма «МОЙ ДОМ»
Фирма «Мой дом» занимается поставкой стройматериалов и помогает клиенту рассчитать расход и стоимость материалов для ремонта помещения. В наличие фирмы имеется следующий набор стройматериалов:
Материал для пола | Материал для стен | Материал для потолка |
Ламинат 1 м2 120 руб. | Обои Ширина 1 м Длина рулона 12 м 100 руб. | Водоэмульсионная краска 250 г на 1 м2 150 руб. Масса в упаковке – 3 кг |
Ленолиум 1 п. м (длина) 420 руб. | Стеклообои Ширина 1,5 м Длина рулона 10 м 180 руб. | Натяжной потолок 1 м2 220 руб. |
Паркет дубовый 1 м2 195 руб. | Панели пластиковые Ширина 0,25 м Длина 3 м 150 руб. | Потолочные плитки 0,5 х 0,5 м 10 руб. |
Для формирования таблиц используются данные о стоимости, массе стройматериалов в упаковке и их расходе при использовании.
Клиент указал размеры помещения под офис — высота – 3 м, периметр стен – 84 м, общая площадь помещения - 360 м2 , общая площадь окон и дверей – 72 м2. (Площадь стен =Периметр стен*Высота)
Для этого он хотел бы закупить следующие виды материалов:
ВАРИАНТ 1:
Ламинат;
Стеклообои;
Натяжной потолок.
ВАРИАНТ 2:
Ленолиум;
Панели пластиковые;
Потолочные плитки.
ВАРИАНТ 3:
Организуйте расчет количества стройматериалов и их стоимости. Распечатайте клиенту чек с указанием названия, количества и стоимости основных стройматериалов.
Фирма «БОГАТЫЙ УРОЖАЙ»
Фирма «Богатый урожай» занимается поставкой семян и помогает клиенту рассчитать, сколько упаковок семян нужно для его садово-огородного участка, сколько они будут стоить. В наличие фирмы имеется следующий набор семян:
Томаты | Огурцы | Картофель |
Сорт «Бычье сердце» 2 г на 1 м2 12 руб. Масса семян в упаковке – 5 г | Сорт «Корнишон» 2 г на 1 м2 4 руб. Масса семян в упаковке – 6 г | Сорт «Великан» 200 г на 1 м2 30 руб. Масса семян в упаковке – 5 кг |
Сорт «Розовый великан» 2 г на 1 м2 8 руб. Масса семян в упаковке – 5 г | Сорт «Конкурент» 2 г на 1 м2 3 руб. Масса семян в упаковке – 6 г | Сорт «Голландский» 200 г на 1 м2 50 руб. Масса семян в упаковке – 5 кг |
Сорт «Рубин» 2 г на 1 м2 10 руб. Масса семян в упаковке – 6 г | Сорт «Неженский» 2 г на 1 м2 5 руб. Масса семян в упаковке – 8 г | Сорт «Динамит» 200 г на 1 м2 45 руб. Масса семян в упаковке – 5 кг |
Для формирования таблиц используются данные о стоимости, массе семян в упаковке и их расходе при использовании.
Клиент указал, что для посева он будет использовать участок в 10 соток (1 сотка = 100 м2). Под картофель он планирует отвести – 6 соток, под томаты – 2,5 сотки, под огурцы – 1,5 сотки.
Для этого он хотел бы закупить следующие виды семян:
ВАРИАНТ 1:
ВАРИАНТ 2:
ВАРИАНТ 3:
Организуйте расчет количества материалов и их стоимости. Распечатайте клиенту чек с указанием названия, количества и стоимости всех материалов.
5. Заключительная часть.
Обобщение, подведение итогов. Оценка деятельности обучающихся
– Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие навыки работы в среде электронной таблицы.
Выставляются оценки за практическую работу с учетом количества набранных фишек за устные ответы.
- Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
Литература
Гейн А.Г. Информатика. 10-11 кл. - М: Просвещение, 2000;
С.В. Киселев Оператор ЭВМ. Учебник для НПО, М. И.Ц. «Академия». 2008;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 9 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие, составитель М. Н. Бородин.
Электронные ресурсы
http://www.niro.nnov.ru/
НИРО Кафедра теории и методики обучения информатики
http://www.niro.nnov.ru/?id=608
http://www.ktimoi.edusite.ru/методические рекомендации о преподавании образовательной области «Информатика и ИКТ» в 2011-2012 гг
Федеральные стандарты образования http://standart.edu.ru/
Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
Методическая копилка учителя информатики http://infojournal.ru/journal/school/
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Интернет-педсовет http://pedsovet.org/
Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/subjects/11