Урок 29-30. Обработка графической информации. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – систематизированные представления о формировании представлений на экране монитора;
метапредметные – умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов;
личностные – способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Решаемые учебные задачи:
-
формирование представлений о пространственном разрешении монитора;
-
рассмотрение основных понятий, связанных с компьютерным представлением цвета (цветовая модель, глубина цвета, палитра монитора);
-
расширение и систематизация представлений о видеосистеме персонального компьютера.
Электронное приложение к учебнику:
-
презентация «Формирование изображения на экране монитора»;
-
электронная тетрадь, 7 класс.
Ход урока
-
Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы урока
-
Разбор нового материала.
Изображение на экране монитора формируется из отдельных точек – пикселей.
Пространственное разрешение монитора – это количество пикселей, из которых складывается изображение на его экране. Изображение высокого разрешения состоит из большого количества мелких точек и имеет хорошую чёткость. Изображение низкого разрешения состоит из меньшего количества более крупных точек и может быть недостаточно чётким.
Человеческий глаз воспринимает каждый из многочисленных цветов и оттенков окружающего мира как сумму взятых в различных пропорциях трёх базовых цветов: красного, зелёного и синего. Такая модель цветопередачи называется RGB. Рассматриваемая особенность восприятия цвета человеческим глазом положена в основу окрашивания каждого пикселя на экране компьютера. На самом деле пиксель – это три крошечные точки красного, зелёного и синего цветов, расположенные так близко друг к другу, что человек их воспринимает как единое целое. Пиксель принимает тот или иной цвет в зависимости от яркости базовых цветов.
? Для чего были придуманы 2 цветовые модели?
Современные компьютеры обладают необычайно богатыми палитрами, количество цветов в которых зависит от того, сколько двоичных разрядов отводится для кодирования цвета пикселя.
Глубина цвета – длина двоичного кода, который используется для кодирования цвета пикселя. Количество цветов в палитре N и глубина цвета i связаны между собой соотношением 2i=N.
В настоящее время наиболее распространёнными значениями глубины цвета являются 8, 16, 24 бита.
28=256
216=65536
224=16777216
Задача №1.
Какой минимальный объём памяти (в Кбайт) нужно зарезервировать, чтобы можно было сохранить любое растровое изображение размером 64 на 64 пикселов при условии, что в изображении могут использоваться 256 различных цветов?
Ответ: 4 Кбайт
Задача №2.
Какой минимальный объём памяти (в Кбайт) нужно зарезервировать, чтобы можно было сохранить любое растровое изображение размером 32 на 1024 пикселов при условии, что в изображении могут использоваться 128 различных цветов?
Ответ: 28 Кбайт
Задача №3.
Рисунок размером 128 на 256 пикселей занимает в памяти 24 Кбайт (без учёта сжатия). Найдите максимально возможное количество цветов в палитре изображения.
Ответ: 64 цвета
Работа с компьютерной презентацией «Формирование изображения на экране монитора»
Качество изображения на экране компьютера зависит как от пространственного разрешения монитора, так и от характеристик видеокарты (видеоадаптера), состоящей из видеопамяти и видеопроцессора.
Видеопамять – электронное энергозависимое запоминающее устройство. Глубина цвета зависит от видеопамяти.
Видеопроцессор несколько десятков раз в секунду считывает содержимое видеопамяти и передаёт его на монитор, который превращает полученные данные в видимое человеком изображение. Частота обновления экрана измеряется в герцах (Гц).
? Каковы основные параметры, определяющие качество компьютерного изображения?
Пространственное разрешение, глубина цвета и частота обновления экрана.
Задача №4.
Средняя скорость передачи данных по некоторому каналу связи равна 28800 бит/с. Сколько секунд потребуется для передачи по этому каналу цветного изображения размером 640х480 пикселей при условии, что цвет каждого пикселя кодируется 3 байтами?
Задача №5.
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 19200 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 1280 на 800 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется 24 битами?
-
Практическая работа с электронной тетрадью (упр. №161 - №170)
-
Подведение итогов урока и выставление оценок.
Домашнее задание: учебник, §3.1, стр.115, упр.9-11 (письменно).
3