СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обработка информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

Просмотр содержимого документа
«Обработка информации»

Обработка информации Разнообразие задач обработки информации Преобразование информации по заданным правилам Преобразование информации путём рассуждений Разработка плана действий и его запись Создание движущихся изображений Это интересно

Обработка информации

Разнообразие задач обработки информации

Преобразование информации по заданным правилам

Преобразование информации путём рассуждений

Разработка плана действий и его запись

Создание движущихся изображений

Это интересно

Ключевые слова Типы обработки информации Преобразование формы представления информации Преобразование информации  по заданным правилам Систематизация Поиск План действий Анимация

Ключевые слова

  • Типы обработки информации
  • Преобразование формы представления информации
  • Преобразование информации по заданным правилам
  • Систематизация
  • Поиск
  • План действий
  • Анимация

Разнообразие задач обработки информации Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. ! В результате обработки имеющейся  входной информации мы получаем новую выходную информацию .

Разнообразие задач обработки информации

Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи.

!

В результате обработки имеющейся входной информации мы получаем новую выходную информацию .

Разнообразие задач обработки информации

Разнообразие задач обработки информации

Систематизация информации Систематизировать информацию – это значит расположить её по определённым правилам. ! При систематизации информации используется способ сортировки , то есть размещения её в определённом порядке ( упорядочивание ). Виды сортировки:  по алфавиту;  по номерам;  в хронологической последовательности

Систематизация информации

Систематизировать информацию – это значит расположить её по определённым правилам.

!

При систематизации информации используется способ сортировки , то есть размещения её в определённом порядке ( упорядочивание ).

Виды сортировки:

  • по алфавиту;
  • по номерам;
  • в хронологической последовательности
Давайте подумаем Задача:   Систематизируйте г рафическую информацию , произведя сортировку по основному признаку предмета . Спортивный инвентарь Музыкальные  инструменты Цветы Проверка

Давайте подумаем

Задача: Систематизируйте г рафическую информацию , произведя сортировку по основному признаку предмета .

Спортивный

инвентарь

Музыкальные инструменты

Цветы

Проверка

Поиск информации Поиск – важнейший вид обработки информации. Если информация систематизирована, то поиск осуществляется быстро. Поиск необходимой информации производится в некотором хранилище информации.

Поиск информации

Поиск – важнейший вид обработки информации.

Если информация систематизирована, то поиск осуществляется быстро.

Поиск необходимой информации производится в некотором хранилище информации.

Методы поиска информации i

Методы поиска информации

i

Изменение формы представления информации Изменение формы представления информации – это переход от одной формы представления информации  к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи. ! Мы изменяем форму представления информации, когда занимаемся её кодированием.

Изменение формы представления информации

Изменение формы представления информации – это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи.

!

Мы изменяем форму представления информации, когда занимаемся её кодированием.

Преобразование информации по заданным правилам Правило преобразования входной информации в выходную может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий. Задача: В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС? С А В 18 см Решение Р=?

Преобразование информации по заданным правилам

Правило преобразования входной информации в выходную может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий.

Задача: В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС?

С

А

В

18 см

Решение

Р=?

Давайте подумаем С Задача: В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС? ? ? А В 18 см Решение задачи: Вывод:  в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника. Р = АВ + ВС + АС 1) ВС = АВ – 3 = 18 – 3 = 15 (см) 2) АС = АВ : 3 = 18 : 3 = 6 (см) 3) Р = 18 + 15 + 6 = 39 (см) Ответ: периметр равен 39 см.

Давайте подумаем

С

Задача: В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС?

?

?

А

В

18 см

Решение задачи:

Вывод: в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника.

Р = АВ + ВС + АС

1) ВС = АВ – 3 = 18 – 3 = 15 (см)

2) АС = АВ : 3 = 18 : 3 = 6 (см)

3) Р = 18 + 15 + 6 = 39 (см)

Ответ: периметр равен 39 см.

Преобразование информации путём рассуждений Решение задач, то есть преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений. Для этого: 1 3 Анализируем исходную информацию Рассматриваем  различные варианты решения Выделяем значимые объекты, устанавливаем связи Производим выбор 2 4 При таком подходе к решению задачи используются знания человека и его жизненный опыт.

Преобразование информации путём рассуждений

Решение задач, то есть преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений. Для этого:

1

3

Анализируем исходную информацию

Рассматриваем различные варианты решения

Выделяем значимые объекты, устанавливаем связи

Производим выбор

2

4

При таком подходе к решению задачи используются знания человека и его жизненный опыт.

Преобразование информации путем рассуждений Преобразование информации путём рассуждений – это способ обработки информации, ведущий к получению нового содержания, новой информации. ! Схема преобразования информации Логические рассуждения Выходная информация Входная информация

Преобразование информации путем рассуждений

Преобразование информации путём рассуждений – это способ обработки информации, ведущий к получению нового содержания, новой информации.

!

Схема преобразования информации

Логические

рассуждения

Выходная информация

Входная информация

К K Л СОСНА НИЖЕ ЕЛИ, С Е K Л Б Т С Е Л Б ЛИПА НИЖЕ БЕРЁЗЫ, Т С С Т СОСНА ВЫШЕ ТОПОЛЯ ? Решение " width="640"

Давайте подумаем

Задача: Возле школы растут шесть деревьев: СОСНА, БЕРЁЗА, ЛИПА, ТОПОЛЬ, ЕЛЬ и КЛЁН. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно

БЕРЁЗА НИЖЕ ТОПОЛЯ,

Б Т

ЛИПА ВЫШЕ КЛЁНА,

Л К

K Л

СОСНА НИЖЕ ЕЛИ,

С Е

K Л Б Т С Е

Л Б

ЛИПА НИЖЕ БЕРЁЗЫ,

Т С

С Т

СОСНА ВЫШЕ ТОПОЛЯ ?

Решение

Задачи на рассуждение Пример: На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде. Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито. МОЛОКО ЧАЙ КОФЕ МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА КВАС Презентация «Задача о напитках» из электронного приложения  к учебнику даёт наглядную информацию о решении данной задачи. Проверка

Задачи на рассуждение

Пример: На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде. Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.

МОЛОКО

ЧАЙ

КОФЕ

МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА

КВАС

Презентация «Задача о напитках» из электронного приложения к учебнику даёт наглядную информацию о решении данной задачи.

Проверка

Разработка плана действий и его запись Во многих информационных задачах требуется разработать план действий, обеспечивающих нужный результат. Задача: Как набрать ровно 7 литров воды  имея в наличии два ведра:  одно – трёхлитровое, второе – пятилитровое? 3 л 5 л

Разработка плана действий и его запись

Во многих информационных задачах требуется разработать план действий, обеспечивающих нужный результат.

Задача: Как набрать ровно 7 литров воды имея в наличии два ведра: одно – трёхлитровое, второе – пятилитровое?

3 л

5 л

Запись решения задачи  словесным способом Набрать полное пятилитровое ведро ( 0 литров в первом и 5 литров во втором). Перелить воду из пятилитрового ведра в трёхлитровое (3 литра в первом и 2 литра во втором). Вылить волу из трёхлитрового ведра (0 литров в первом и 2 литра во втором ведрах). Перелить из пятилитрового ведра в трёхлитровое оставшуюся воду  (2 литра в первом ведре и 0 литров во втором). Набрать полное пятилитровое ведро ( 2 литра в первом и 5 литров во втором). + =  7 л 2 л 5 л

Запись решения задачи словесным способом

  • Набрать полное пятилитровое ведро ( 0 литров в первом и 5 литров во втором).
  • Перелить воду из пятилитрового ведра в трёхлитровое (3 литра в первом и 2 литра во втором).
  • Вылить волу из трёхлитрового ведра (0 литров в первом и 2 литра во втором ведрах).
  • Перелить из пятилитрового ведра в трёхлитровое оставшуюся воду (2 литра в первом ведре и 0 литров во втором).
  • Набрать полное пятилитровое ведро ( 2 литра в первом и 5 литров во втором).

+

=

7 л

2 л

5 л

Запись решения задачи  табличным способом № п/п Вёдра М (3л) 1 Б (5л) 2 3 4 5 2 0 + 5 = 5 0 0 + 3 = 3 5 – 3 = 2 2 3 – 3 = 0 2 – 2 = 0 0 + 2 = 2 0 + 5 = 5

Запись решения задачи табличным способом

п/п

Вёдра

М (3л)

1

Б (5л)

2

3

4

5

2

0 + 5 = 5

0

0 + 3 = 3

5 – 3 = 2

2

3 – 3 = 0

2 – 2 = 0

0 + 2 = 2

0 + 5 = 5

Создание движущихся изображений В наше время для создания мультфильмов существуют специальные программы, которые существенно облегчают работу художникам -мультипликаторам.

Создание движущихся изображений

В наше время для создания мультфильмов существуют специальные программы, которые существенно облегчают работу художникам -мультипликаторам.

Создание движущихся изображений Раньше  Для создания 10-минутного мультфильма художнику требовалось около года работы. В наше время  Художник способен закончить 10-минутный фильм за 1-2 недели. ! Для создания мультфильма продолжительностью 1 минута необходимо создать около 1500 изображений.

Создание движущихся изображений

Раньше

Для создания 10-минутного мультфильма художнику требовалось около года работы.

В наше время

Художник способен закончить 10-минутный фильм за 1-2 недели.

!

Для создания мультфильма продолжительностью 1 минута необходимо создать около 1500 изображений.

Самое главное Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании. При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации.  Во многих информационных задачах требуется разгадать правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий,  обеспечивающий нужный результат.  План действий может быть записан по пунктам,  в виде таблицы или схемы. Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату. Обработка информации бывает двух типов: 1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; 2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

Самое главное

  • Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании.
  • При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации.
  • Во многих информационных задачах требуется разгадать правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат.
  • План действий может быть записан по пунктам, в виде таблицы или схемы.
  • Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.
  • Обработка информации бывает двух типов:

1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

Это интересно Найдите в электронном приложении к учебнику эти ресурсы и познакомьтесь с ними:  Презентация  «Задача о напитках» 2. Логическая игра  «Переливашки»

Это интересно

Найдите в электронном приложении к учебнику эти ресурсы и познакомьтесь с ними:

  • Презентация «Задача о напитках»

2. Логическая игра «Переливашки»

Вопросы и задания ? 1. В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по классам. Определите основания этих классификаций:  Объект Объект Основание классификации Волк, медведь, лиса, заяц Основание классификации Волк, медведь, лиса, заяц Животные Платье, пиджак, рубашка, брюки Платье, пиджак, рубашка, брюки Кино, пальто, радио, шоссе Одежда Кино, пальто, радио, шоссе Существительные среднего рода Берёза, тополь, рябина, липа Берёза, тополь, рябина, липа Лиственница, кедр, ель, сосна Лиственные деревья Лиственница, кедр, ель, сосна Хвойные деревья Проверка

Вопросы и задания

?

1. В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по классам. Определите основания этих классификаций:

Объект

Объект

Основание классификации

Волк, медведь, лиса, заяц

Основание классификации

Волк, медведь, лиса, заяц

Животные

Платье, пиджак, рубашка, брюки

Платье, пиджак, рубашка, брюки

Кино, пальто, радио, шоссе

Одежда

Кино, пальто, радио, шоссе

Существительные среднего рода

Берёза, тополь, рябина, липа

Берёза, тополь, рябина, липа

Лиственница, кедр, ель, сосна

Лиственные деревья

Лиственница, кедр, ель, сосна

Хвойные деревья

Проверка

Вопросы и задания ? 2. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число - номер столбца, второе - номер строки следующей кодовой таблицы:  1 1 к 2 2 3 п 3 л а 4 м р 5 с б н в 6 т о 7 у ь г ф 8 д ъ 9 х ы е э ц ё 10 ч 11 ю ж ш 12 я з щ и пробел , й . Зашифруйте с помощью таблицы слово КОМАНДА. Проверка КОМАНДА  (1,1) (5,1) (3,1) (1,3) (4,1) (5,3) (1,3)

Вопросы и задания

?

2. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число - номер столбца, второе - номер строки следующей кодовой таблицы:

1

1

к

2

2

3

п

3

л

а

4

м

р

5

с

б

н

в

6

т

о

7

у

ь

г

ф

8

д

ъ

9

х

ы

е

э

ц

ё

10

ч

11

ю

ж

ш

12

я

з

щ

и

пробел

,

й

.

Зашифруйте с помощью таблицы слово КОМАНДА.

Проверка

КОМАНДА (1,1) (5,1) (3,1) (1,3) (4,1) (5,3) (1,3)

? Вопросы и задания 3. Для школьников важен пятиразовый режим питания: первый завтрак - 20%, второй завтрак - 15%; обед - 40%; полдник - 10%; ужин - 15% дневного рациона. При этом приёмы пищи по времени должны быть организованы ориентировочно в 7.00, 10.00, 13.00, 16.00 и 19.30. Представьте эту информацию в табличной форме:  Режим питания школьника Приём пищи Приём пищи первый завтрак Время Время второй завтрак Часть дневного рациона Часть дневного рациона 7.00 обед 20% 10.00 полдник 15% 13.00 ужин 40% 16.00 10% 19.30 15% Проверка

?

Вопросы и задания

3. Для школьников важен пятиразовый режим питания: первый завтрак - 20%, второй завтрак - 15%; обед - 40%; полдник - 10%; ужин - 15% дневного рациона. При этом приёмы пищи по времени должны быть организованы ориентировочно в 7.00, 10.00, 13.00, 16.00 и 19.30. Представьте эту информацию в табличной форме:

Режим питания школьника

Приём пищи

Приём пищи

первый завтрак

Время

Время

второй завтрак

Часть дневного рациона

Часть дневного рациона

7.00

обед

20%

10.00

полдник

15%

13.00

ужин

40%

16.00

10%

19.30

15%

Проверка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!