Разработка урока по технологии.
учитель: Алимагомедова Мадина Магомедбековна
Учебник: Технология. Технология ведения дома. 5 класс, под редакцией В.Н. Синица, В.Д. Симоненко
Тип урока:
Урок открытия нового знания.
Тема:
Обработка накладного кармана
Цель: изучение истории я кармана, области его применения и правила его обработки.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать самостоятельному добыванию необходимых знаний
Способствовать формированию умений применения новых знаний в жизненных ситуациях
Развивающие:
Способствовать формированию познавательной активности, построению правильной логической цепочки для постановки целей и задач урока
Способствовать выбору эффективных форм решения проблемы, построения алгоритма действий.
Способствовать умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и организовывать сотрудничество в парах или группах.
Воспитательные:
Способствовать формированию навыков ведения домашнего хозяйства
Способствовать формированию эстетического вкуса, жизненного и профессионального самоопределения
Методы: словесный, репродуктивный, частично - поисковый, проблемный, исследовательский.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Технологии: ИКТ, исследовательская (частично-поисковая), работа с информацией, здоровье сберегающая.
Наглядность:
Презентация, наглядно-демонстрационный материал:, иллюстрации и изделия с накладными карманами, образцы карманов, изготовленных различными способами.
Оборудование:
Обработка кармана по этапам - технологические карты,
швейные принадлежности, раскроенные карманы.
Интеграция:
история (исторические сведения), технология (основная работа по
обработке кармана), русский язык (правильное написание трудных
или новых слов; назначение приставок в терминах ручных, машинных утюжильных работ), литература (значение пословиц и поговорок).
Ход урока
Оргмомент - 3 минуты.
Проверка отсутствующих и готовность к уроку. Настрой на работу.
Определение темы, цели и задач урока - 10 минут.
Девочки, вы любите сказки?
Однажды, зимним деньком, в то время как снег падал большими хлопьями, в домике гномиков приключилась неприятная история. Белоснежка проводив гномов на работу, занималась домашним хозяйством— наводила порядок, носила воду, готовила ужин. С работы гномики вернулись расстроенные и уставшие. Белоснежка спросила, что случилось. За ужином Гномики рассказали ей, что во время работы они все время теряли свои инструменты, потому что им их некуда было класть, и им приходилось их постоянно искать.
Белоснежка задумалась, как помочь гномам.
Поможем Белоснежке, что же можно придумать? - (карман)
Ребята, на столах у вас лежат пословицы и поговорки, в которых пропущено одно слово. Давайте все вместе прочитаем и найдём это загадочное слово. .
«Считай деньги в своем …»
«Запас … не тянет»
«Не надейся Роман на чужой …»
«Из чужого … платить легко»
«Чего не досмотришь, то … доложишь»
«У Варвары всё в …»
«У вора … дырявый»
«За словом в … не лезет»
Что это за слово? (Это слово-карман).
Как оно связано с темой нашего урока?
Вывод: Правильно, сегодня тема нашего урока «Карман» .
Много лет тому назад в мужском костюме не малую роль играли пояса, которыми подвязывали рубахи, кафтаны, а к ним прикрепляли небольшую сумку – кошелек.
Уже тогда возник вопрос – куда девать мелкие вещицы, деньги, носовые платки и т.д.
А мы знаем, откуда появился карман? Где? Для чего?
Вывод: нет, значит, какая у нас цель? (узнать!)
Цель: познакомиться с историей возникновения кармана.
А как обработать карман?
Какими нитками?
Какими способами?
Кто-нибудь сам пытался обработать карман?
А хватает ли вам знаний для этого?
А что же делать?
А с чего начать?
А представьте, что вас попросили помочь обработать карман и
вдруг … оказывается вы этого не умеете!!! (Проблемная ситуация)
Что вы будете делать?
Работа в группе (записываются на доске все предложенные варианты ответов обучающихся) (технология применения приёма «кластер»)
(Проблемная ситуация)
Научусь
Попытаюсь выполнить
Откажусь
Скажу, что не умею
Попрошу другого
Вывод: И так, какая перед нами цель? (научиться)
Цель: научиться обрабатывать карман.
А теперь объединяем вместе и проговариваем:
Цель нашего урока: познакомиться с историей возникновения кармана и научиться его обрабатывать.
А каким способом мы будем достигать цель, с помощью чего, как?
Работа в группе (записываются на доске все предложенные варианты ответов обучающихся) (технология применения приёма «кластер»)
(Проблемная ситуация)
Найти в интернете
Составить план, начать работать
Спросить у учителя
Попробовать самому
Я знаю сам
Вывод: И так, какие перед нами задачи? (называют, вместе корректируем)
Задачи:
найти, изучить материал из истории кармана;
научиться правильно обрабатывать карман
Актуализация знаний - 10 минут.
С появлением кармана возникли различные пословицы и поговорки. Слово карман имеет в них как прямой, так и переносный смысл.
«Пустой карман» - нет денег.
«Не по карману» - очень дорого.
«Держи карман шире» Что означает эта поговорка? (отказ в просьбе)
«Набить карман» О чем говорит эта поговорка? (разбогатеть)
«За словом в карман не лезет». Какой смысл у этой поговорки? (умный общительный человек, который всегда знает, что ответить собеседнику)
А знаем ли мы что такое карман?
Для чего нужен карман?
Какие виды карманов вы знаете?
(Побуждение к мотивации: идёт дискуссия)
КАРМАН - деталь одежды, предназначена для переноски и хранения мелких предметов.
А как появился карман?
Исследовательская работа обучающихся - 10 минут.
Заранее выполненная домашняя работа. Этапы развития истории кармана
А знаете ли вы, кто изобрел карман?
1. Есть много версий по этому поводу, но наиболее интересна версия израильских ученых. Они утверждают - карманы изобрел еврейский портной Беня Карман, проживавший в городе Кирьят-Шмона.
Слово «карман» происходит от неустановленной формы «Кодман» «мешкообразная одежда».
2. В 14 вв. эти «кармашки» носили и мужчины, и женщины. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы.
3. В 15-16 веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма.
4. 17 век. Дамы на поясах имеют украшенный карман для мелочей.
5. 18-19 век. В женской и мужской одежде только к концу века появились карманы, изготовленные вместе с одеждой.
6. В начале 20-21 века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары.
Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется – они были всегда.
Физминутка - 1 минута.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Рука об руку потрите
Друг на друга посмотрите
А теперь тихонько сели
Мы работать захотели.
5. Открытие нового знания - 3 минуты
(Самостоятельное построение алгоритма на основе предложенного материала.)
(А сейчас давайте рассмотрим иллюстрацию с видами карманов. Какие виды вы нашли? (Накладные, прорезные, в шве)
А какой карман будет на нашем фартуке? (накладной)
Терминологию каких работ мы будем использовать? (заметать, застрочить, заутюжить)
6. Первичная рефлексия (закрепление) 3 минуты
Какие карманы изображены на слайде?
(Накладной, прорезной, в шве, внутренний)
Вводный инструктаж.
Итак, прежде, чем начать работу, мы ещё должны вспомнить о профессиях.
Профессия - смётчица.
Смётчицы выполняют ручные работы.
Требования к намёточным швам: точный припуск, стежки не более 0,8 мм.
А машинную обработку делают специалисты профессии швея.
На швейной фабрике качество работы проверяет контролёр.
Требования качества: ровная строчка, соблюдение величины припуска, умение выполнять закрепку.
Техника безопасности.
При работе с иглами и ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму.
Нельзя пользоваться ржавыми иглами, они могут оставить следы на ткани.
Иглы хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте её в свою одежду.
Ножницы во время работы должны лежать на столе или в рабочей коробке с сомкнутыми лезвиями.
При работе по плотной ткани на средний палец рабочей руки нужно надевать напёрсток. Он предохранит палец от уколов иглой.
Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась. Длина её должна быть не более 50 см.
Нельзя перекусывать нитки зубами. Для этого есть ножницы.
7. Практическая работа: «Обработка накладного кармана» - 30 минут
Оборудование: ткань, нитки, игла, ножницы, швейная машина, утюг.
Ход работы.
1. Текущий инструктаж.
Обучающиеся выполняют работу, опираясь на технологическую карту, где описывается подробно весь порядок выполнения обработки кармана.
В процессе работы учитель обязательно обращает внимание на выполнение правил по ТБ, указывает на ошибки в работе, следит за правильным выполнением работы.
2. Заключительный инструктаж.
Двое – трое учениц, которые справляются раньше других (а такие всегда найдутся!), качественно выполнившие работу и получившие отличную или хорошую оценку, могут стать контролёрами (то есть стать реальными помощниками учителя!).
Задача контролёра: проверить качество выполненных работ в соответствии с техническими условиями и выставить оценку за практическую работу:
качественные ровные строчки, равномерно обработанный верхний срез кармана, одинаковые припуски по боковым и нижнему срезам, хорошая ВТО.
Итоговый инструктаж.
Самоконтроль и взаимоконтроль. Выставление оценок в индивидуальный оценочный лист за работу, уборка рабочих мест.
8. Итог урока. Рефлексия 7 минут.
С каким видом карманов мы познакомились?
Какие профессии вы освоили?
Какую цель мы ставили? Достигли? Какие трудности встретили?
Каждый ли справился со своей задачей? Кому ещё нужно поработать?
9. Домашнее задание - 3 минуты.
Приготовить небольшие сообщения «Для чего мне и моим родным карман?»
Инструктаж.
Литература.
Для учителя:
Голондарева Н.Б. «Технология, поурочное планирование», Волгоград, 2005;
Капустин Н.П. Личностно ориентированные технологии. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе, Москва,1994г.
Нелюбов С. Древности и старина, 2007, №2,стр.20-27
Ривкин Е.Ю. «Краткий алгоритм подготовки учителя к уроку», Современный урок: научно-практический журнал. НОУ Центр «Педагогический поиск», 2010, №1, стр.3-4.
Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС ООО», теория и технологии, Волгоград, изд. «Учитель», 2013г.
Рязанцев А., Магические пуговицы // Русская Традиция: Альманах. – М.: ООО Издательство «Ладога-100», 2001. – Вып. 1.
Для обучающихся:
Симоненко В.Д. «Технология», 5 класс, М.: «Вента – Граф», 2010;
Симоненко В.Д., Синица Н.В. «Технология», технология ведения дома, 5 класс, Москва, изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г.