СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обработка символьных строк

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы с ресурсами Интернета по заданной теме, закрепление правил написания программ на языке Pascal.

Просмотр содержимого документа
«Обработка символьных строк»

Тема: Обработка символьных строк


Тип урока: комбинированный:

  • проверка знаний – компьютерное тестирование;

  • новый материал – задание web-квеста;

  • закрепление – практические упражнения;

  • проверка знаний – устный опрос, решение проблемы урока.

Цель урока:

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы с ресурсами Интернета по заданной теме, закрепление правил написания программ на языке Pascal.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

    1. Научить оперировать целочисленным и строковым типами данных.

    2. Углубить знание о типах данных Pascal.

    3. Тренировать навыки работы в оболочке программы Pascal.ABC.NET.

    4. Тренировать умение находить информацию в сети Интернет.

  2. Развивающие:

    1. Развивать умения анализировать.

    2. Осуществлять навык поиска и выделения необходимой информации.

    3. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

    4. Формировать умения работы в сети Интернет.

  3. Воспитательные:

    1. Совершенствовать навыки общения.

    2. Вовлечь в активную деятельность.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания (компьютерное тестирование) (6 мин).

  3. Объяснение нового материала (10 мин).

  4. Физкультминутка – гимнастика для глаз (1 мин).

  5. Закрепление (25 мин)

    • разбор примеров, практические упражнения (18 мин);

    • устный опрос, решение проблемы урока (7 мин).

  6. Обобщение урока, домашнее задание (2 мин).

Оборудование и программный материал:

  • оболочка программы Pascal.ABC.NET.

  • программа MyTest;

  • учительский и ученические ПК;

  • возможность выхода в Интернет;

  • web-квест «Основы алгоритмики»;

  • карточки с задачами на языке Pascal.

Применяемые технологии:

  1. Проблемного обучения.

  2. Личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения.

  3. Web-квест.

  4. Игровая.

  5. ИКТ.

Используемые методы:

  • репродуктивный;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемного изложения материала;

  • исследовательский;

  • сравнительно-аналитический;

    • фронтальный опрос:

    • индивидуальная – работа с электронными источниками информации;

    • самостоятельная работа за компьютером;

      • компьютерное тестирование;

      • коллективное обсуждение.


Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.


  1. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания (компьютерное тестирование)

Для проверки домашнего задания пересядьте, пожалуйста, за компьютеры. Откройте тест «Целочисленный тип данных» на рабочем столе. На работу вам дается 5 минут. Начали!

Тест:

1. Переменные целого типа могут принимать только целые значения. Верно ли данное утверждение?

Да

2. Сколько байтов памяти отводится для типа integer:

2

3. Найдите ошибку в записи: a; b; c: integer;

после а b встречено ";" ожидалось ","

4. Число 724 можно отнести к integer ?

Да

5. Что значит "диапазон допустимых значений"?

Переменная может принимать значения данного диапазона чисел

6. Укажите верные операции над целыми числами:

+ - * / mod div

7. Как называются перечисленные операции? " = = ="

отношения

8. Какие операции можно производить над данными целочисленного типа?

Арифметические и отношения

9. Что возвращает функция random ?

Случайное число

10. Что возвращает функция succ ?

Следующее число

Заканчиваем работу с тестом и анализируем свои ошибки: каков процент выполнения и почему.

Теперь развернитесь ко мне лицом.


  1. Объяснение нового материала

Что ж, мои юные программисты, продолжаем изучать алгоритм. Что является величиной алгоритма? (информационный объект: число, символ, таблица). Каждый объект является данными для программы и имеет свой тип.

Что мы знаем о типах данных? (Тип определяет множество допустимых значений объекта, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Кроме того, тип определяет формат внутреннего представления данных в памяти ПК.)


Тема сегодняшнего урока: «Обработка символьных строк».

На доске вы видите вопрос: «Есть ли различия между строковым и целочисленным типом данных?». В конце урока мы должны решить данную проблему и ответить на озвученный вопрос.

Разворачиваемся к компьютерам. Продолжаются путешествия наших героев: Вани-непоседы, Тимы-мыслителя и Данилы-мастера. (Сайт учителя tamau.ucoz.ru : Технологии – Web-квест – Примеры web-квестов – Web-квест «Основы алгоритмики») Открываем 5 задание web-квеста (Картинка «Кит»). С первой ссылкой мы уже работали, открываем вторую ссылку «ЗДЕСЬ».

Итак, назовите тему сегодняшнего урока. (Обработка символьных строк)

Выписываем в тетрадь название, обозначение, диапазон значений, формат, операции.

По ходу работы с содержимым web-страницы учитель уточняет и конкретизирует сведения о строковом типе.


Строковый тип данных

Для обработки строковой информации в Турбо Паскаль введен строковый тип данных. Строкой в Паскале называется последовательность из определенного количества символов. Количество символов последовательности называется длиной строки. Синтаксис:

var s: string[n];

var s: string;

Учитель: Какие данные описываются строковым типом? Как записывается тип (назовите индентификатор)?

n - максимально возможная длина строки - целое число в диапазоне 1..255. Если этот параметр опущен, то по умолчанию он принимается равным 255.

Учитель: Каков диапазон?

Строковые константы записываются как последовательности символов, ограниченные апострофами. Допускается формирование строк с использованием записи символов по десятичному коду (в виде комбинации # и кода символа) и управляющих символов (комбинации ^ и некоторых заглавных латинских букв).

Пример:

'Текстовая строка'
#54#32#61
'abcde'^A^M

Пустой символ обозначается двумя подряд стоящими апострофами. Если апостроф входит в строку как литера, то при записи он удваивается.

Переменные, описанные как строковые с разными максимальными длинами, можно присваивать друг другу, хотя при попытке присвоить короткой переменной длинную лишние символы будут отброшены.

Учитель: Приведите примеры записи строковых констант в программе.

В Турбо Паскаль имеется простой доступ к отдельным символам строковой переменной: i-й символ переменной st записывается как st[i]. Например, если st - это 'Строка', то st[1] - это 'С', st[2] - это 'т', st[3] - 'р' и так далее.

Учитель: Важно! Можно определить порядковый номер символа в строке.

Над строковыми данными определена операция слияния (конкантенации), обозначаемая знаком +. Например:

a := 'Turbo';

b := 'Pascal';

c := a + b;

В этом примере переменная c приобретет значение 'TurboPascal'.

Учитель: С помощью слияния двух строк получается третья, операция записывается как арифметическая «сложение».

Кроме слияния над строками определены операции сравнения ,=,,=. Две строки сравниваются посимвольно, слева направо, по кодам символов. Если одна строка меньше другой по длине, недостающие символы короткой строки заменяются символом с кодом 0.

Учитель: какие еще операции можно производить над строковым типом данных? Как происходит сравнение?

Очень близок к символьному типу еще один текстовый тип, только там используется один… ЧТО? Правильно: символ, записывается он char. Каждому символу алфавита соответствует индивидуальный числовой код от 0 до 255. Операции над данными можно производить те же, что с символьным типом. Выражения типа char можно присваивать любым строковым переменным.


  1. Закрепление.

    • разбор примера (20 мин);

Вы получили примеры программ с строковым типом данных. Рассмотрим первый пример «Введение данных ученика: фамилия, имя»:

var

fam,name: string;

begin

writeln ('Введите фамилию',fam);

readln (fam);

writeln ('Введите имя',name);

readln (name);

write (fam,' ',name);

end.

Назовите переменные, определите соответствующий им тип данных. Обратите внимание на исполняемую область – что будет выведено в результате программы?

Рассмотрим второй пример «Преобразование числа в строку и обратно». Здесь используются 2 типа данных, потому что мы оперируем с 2 величинами: «число 365» и «строка «365»».

var

s: string;

num: integer;

begin

s := '356';

num := StrToInt(s);

writeln('Число, соответствующее строке ''',s,''' - это ',num);

num := 563;

s := IntToStr(num);

writeln('Строка, соответствующая числу ',num,' - это ''',s,'''');

end.

Теперь самостоятельно введите текст третьей программы в оболочку Pascal.ABC.NET, результатом программы будет сумма кодов каждой буквы слова БАЙТ:

var

a: string;

i,b:byte;

begin

a:= 'БАЙТ';

b:=ord(a[1])+ord(a[2])+ord(a[3])+ord(a[4]);

writeln (b);

end.

Кто готов? Выполните программу, исправьте высветившиеся ошибки. (Учитель проверяет правильность записи текста программы и помогает индивидуально тем, у кого проблемы).


5. Физкультминутка.

Пересаживаемся за парты. Очки положите на стол, и

1) Следите за моей ладонью только глазами (вправо-влево, вверх-вниз),

2) теперь упражнение «Своя ладонь у лица, ладонь учителя у доски», посмотрите в окно,

3) закройте глаза ладошками, не нажимая.


Обсуждение проблемы урока.

Итак. Мы подробно разобрали новый тип данных. Ответьте мне на вопрос: есть ли различие между строковым и целочисленным типами данных? Да.

Теперь давайте обсудим, в чем состоит это различие. И помогут нам в этом герои квеста: Ваня-непоседа, Тима-мыслитель и Данила-мастер.

Что заметил наш непоседа? (Внешние различия: Разное обозначение в программе, Целочисленным типом описываются числа, а строковым – последовательность любых символов)

Что определил мыслитель? (Свойства: в диапазон целочисленных типов входят числа от и до числовых значений, а в диапазон строкового типа составляет длина строки, количество символов от и до, составляющих эту строку)

Что выделил мастер? (Операции: Над данными целочисленного типа можно производить все арифметические операции, а над данными строкового типа – операцию слияния, которая похожа на операцию сложения, но это не одно и то же. Кроме того, сравнение происходит по коду символа слева направо, а в целочисленном сравниваются значения самих величин.


6. Обобщение урока, домашнее задание

Записываем Д.З. в тетрадь: §3.3.3, №14. Задание также есть в электронном дневнике.

Что сегодня мы узнали на уроке?

- Подробно разобрали символьный тип данных.

- Потренировались в написании программ.

- Выполнили задания квеста.

- Ответили на проблемный вопрос.


Рефлексия:

Ребята, я прошу вас в карточках отметить те предложения, которые описывают ваши впечатления и чувства.

Я узнал(а)

Я научился(лась)

Материал на уроке мне был понятен и доступен (весь, частично, непонятен)

Лучше всего у меня получилось

У меня возникли трудности

Я доволен своей работой на уроке (полностью, частично, нет)

На уроке мне было интересно (да, частично, нет)

Я готов применять полученные знания на практике (да, частично, нет)

Свою работу на уроке оцениваю на оценку











Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс