СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обработка ступенчатых валов, предварительно центрованных заготовок» по профессии 10140 "Токарь"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать умения производить настройку универсальных токарных станков для обработки поверхностей заготовки с точностью по 12-14 квалитетам и для обработки простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8-11 квалитетам на специализированных станках;

Просмотр содержимого документа
««Обработка ступенчатых валов, предварительно центрованных заготовок» по профессии 10140 "Токарь"»

ПЛАН УРОКА 3.5

учебной практики (урок производственного обучения)


Профессия: 19149 «Токарь»

Дата проведения:

Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич

Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».

Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках»

Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часа)

Урок № 14

«Обработка ступенчатых валов, предварительно центрованных заготовок».

(6 часов).

Дидактическая цель урока:

Формирование первоначальных профессиональных умений по обработке ступенчатых валов.

Задачи урока:

Образовательная

Сформировать умения производить настройку универсальных токарных станков для обработки поверхностей заготовки с точностью по 12-14 квалитетам и для обработки простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8-11 квалитетам на специализированных станках;

Развивающая

Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.

Воспитывающая

Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.

Методы обучения:

- наглядные (показ трудовых приёмов);

- словесные (беседа, устное объяснение);

- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.

Тип урока:

Урок по изучению трудовых приёмов и операций

Вид урока:

Урок-практикум

Межпредметные связи:

-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда»

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 3.1 «Стандартные масштабы (ГОСТ 2.302-68) – определение, обозначение и применение.»

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 4.1 «Сведения о металлах и сплавах.».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 5.7 «Основные понятия о процессе токарной обработки».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.4 «Правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений для выполнения токарных операций».

Форма организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная

2. Звеньевая (бригадная)

Уровень освоения – 2

Материально-техническое и методическое оснащение урока:

1. Инструменты

- трёхкулочковый патрон

- штангенциркуль;

- проходной упорный резец;

- измерительная линейка;

- крючок для отвода и удаления стружки

2. Материалы:

- заготовки;

- пруток

3. Дидактический материал:

- контрольный образец, приложение 1

- технологическая карта, приложение 2

- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3

- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.

Ход урока

Структура

урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Примечание по методике обучения

1. Организационный момент ( 10 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку:

- информация об отсутствующих;

- выдача инструментов и материалов.

Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок.


II. Вводный инструктаж

(120 мин)

2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся

(15 мин.)


2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

( 15 мин.)



2.3. Объяснение нового материала

( 90 мин. )



III. Текущий инструктаж

(200 мин)

3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания.






















IV. Заключительный инструктаж

( 30 мин)




V. Раздаю домашнее задание

Сообщает тему и цели урока, план работы.











Беседует с обучающимися об обработке ступенчатых валов, предварительно центрованных заготовок


Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии


Объяснение принципа обработки ступенчатых валов

- контрольный образец, приложение 1;

-технологическая карта

приложение 2.

Наглядный показ рабочих приёмов.

Целевые обходы рабочих мест:

- контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рабочих приемов;

- соблюдение требований по обработке ступенчатых валов

- соблюдение технологической последовательности при обработке валов

- оказание помощи выполнения рабочих приёмов;

- наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности;

- сбор информации для подведения итогов.

4.1. Подвожу итоги работы.

4.2. Разбираю типичные ошибки.

4.3. Демонстрирую лучшие работы.

4.4. Сообщаю оценки за урок

5.1.Корректирую домашнее задание.

5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест.

Слушают, запоминают











Принимают участие в беседе.










слушают, запоминают.

Знакомятся с дидактическим материалом

Работают в бригадах:

3.1.Выполняют установку проката

3.2. Выполняют обработку ступенчатого вала

3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки»





















4.1. Слушают итоги работы

4.2. Слушают о допущенных ошибках

4.3. Презентация выполненных работ.

5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места


беседа











инструктирование с записью в журнале инструктажа










Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций




Мастер производственного обучения

______________________Просин Евгений Николаевич












Вопросы для фронтального опроса.



  1. Каким резцом производится обработка ступенчатого вала?

  2. Как производится центрование и установка заготовки?

  3. При обработке ступенчатых валов к чему необходимо стремиться?

  4. Как производят выполнение диаметральных размеров ступенчатых валов при единичном производстве?

  5. Как производят выполнение диаметральных размеров ступенчатых валов при изготовлении партии в производстве?
































Эталон ответов.


  1. Обработка ступенчатых валов отличается от обтачивания гладких цилиндрических деталей. В большинстве случаев заготовками ступенчатых валов является прокат, а диаметр заготовки несколько больше диаметра наибольшей ступени вала. Обтачивание производят проходными упорными резцами, что позволяет не применять подрезных резцов для обработки торца ступени.

  2. В начале производиться подрезание и центрование каждого торца заготовки. При подрезании второго торца выдерживают размер детали по длине. После закрепления детали в центрах осуществляют черновое обтачивание на всю длину, исключая участок, прилегающий к установленному на детали хомутику.

  3. При обработке ступенчатых валов необходимо стремиться к уменьшению числа проходов резца.

  4. При единичном производстве выполнение диаметральных размеров ступенчатого вала производят методом пробных проходов, а размеры по длине контролируют универсальным измерительным инструментом, вид которого определяется необходимой степенью точности указанных размеров.

  5. При изготовлении партии ступенчатых деталей можно значительно уменьшить время, затраченное на измерении детали, путём предварительной настройки станка по первой пробной детали.




























Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ









































Приложение 2

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Алгоритм

действий

Порядок выполнения операций

Время на выполнение операции

Обработка ступенчатых валов, предварительно центрованных заготовок

  1. Установка токарного патрона





Рис. 1

1. Установить и закрепить заготовку в патроне и поджать ее задним центром.

2. Зацентрованную заготовку 1 (рис. 1, а) зажать одним концом в патроне.

3. другой конец установить в задний центр и предварительно обточить у заднего центра на длину 20—
30 мм.

4. Переставить заготовку обточенным концом в патрон, другим — на задний центр (рис. 1,6).

5. Для закрепления заготовки в патроне без биения использовать расточенные кулачки.

6. Для предотвращения осевого перемещения заготовки при снятии стружки большего поперечного сечения применять передний центр, специальный упор или использовать уступы расточенных кулачков
(рис. 6,в).

100 мин

2.


Рис.2



Рис. 3

Рис. 4

1. Наладить и настроить станок для обработки ступенчатых валов.

2. установить резцы с широкой режущей кромкой 1 и проходной упорный 2 (рис 1) в резцедержатель.

3. установить планшайбу (рис. 2) с предохранительным кожухом.

4. установить передний и задний центр.

5. установить обрабатываемый ступенчатый вал.

6. продольный упор 2 (рис.2) на направляющие станины.

7. установить резец широкой режущей кромкой строго параллельно оси обрабатываемой заготовки.

8. Обточить поверхность 3-й ступени вала на требуемую длину по продольному упору 2 (рис. 2).

9. обточить резцом 1 1-ю ступень (у первой детали из всей партии) на длину, после чего продольный
упор вместе с мерной плиткой 3, длина

которой должна быть равна 12, переместить
к каретке и закрепить. (рис. 3)


100 мин.


ИТОГО

200 мин.

















Приложение 3


КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ

п/п

Список

обучающихся

Взаимооценка

Самооценка

Оценка

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.





18.





19.





20.





21.





22.





23.





24.





25.





итого









Критерии оценок учебного задания:

  1. Технологическая последовательность выполнения задания.

  2. Организация рабочего места.

  3. Соблюдение правил Т.Б.

  4. Трудовая дисциплина.

  5. Качество выполнения задания:

- обработки ступенчатых валов;

- уборка стружки ;

- правильное применение измерительного инструмента ;

- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.

  1. Время на выполнение.






































Приложение 4


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА


1.Какие трудности возникли у вас при обработке наружной цилиндрической поверхности?

2.Какие трудности возникли при обрезке заготовки?

3.Какие были допущены ошибки?

4. Как вы устраняли дефекты?

5. Понравилось ли вам выполнять обработку детали?

6. Какой вид обработке легче, а какой сложнее? Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при обработке поверхности.





























ПЛАН УРОКА 3.5

учебной практики (урок производственного обучения)


Профессия: 19149 «Токарь»

Дата проведения:

Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич

Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».

Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках»

Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часа)

Урок № 15

«Обработка ступенчатых валов, предварительно центрованных заготовок».

(6 часов).

Дидактическая цель урока:

Формирование первоначальных профессиональных умений по обработке ступенчатых валов.

Задачи урока:

Образовательная

Сформировать умения производить настройку универсальных токарных станков для обработки поверхностей заготовки с точностью по 12-14 квалитетам и для обработки простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8-11 квалитетам на специализированных станках;

Развивающая

Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.

Воспитывающая

Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.

Методы обучения:

- наглядные (показ трудовых приёмов);

- словесные (беседа, устное объяснение);

- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.

Тип урока:

Урок по изучению трудовых приёмов и операций

Вид урока:

Урок-практикум

Межпредметные связи:

-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда»

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 3.1 «Стандартные масштабы (ГОСТ 2.302-68) – определение, обозначение и применение.»

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 4.1 «Сведения о металлах и сплавах.».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 5.7 «Основные понятия о процессе токарной обработки».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.4 «Правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений для выполнения токарных операций».

Форма организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная

2. Звеньевая (бригадная)

Уровень освоения – 2

Материально-техническое и методическое оснащение урока:

1. Инструменты

- трёхкулочковый патрон

- штангенциркуль;

- проходной упорный резец;

- измерительная линейка;

- крючок для отвода и удаления стружки

2. Материалы:

- заготовки;

- пруток

3. Дидактический материал:

- контрольный образец, приложение 1

- технологическая карта, приложение 2

- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3

- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.

Ход урока

Структура

урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Примечание по методике обучения

1. Организационный момент ( 10 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку:

- информация об отсутствующих;

- выдача инструментов и материалов.

Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок.


II. Вводный инструктаж

(120 мин)

2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся

(15 мин.)


2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

( 15 мин.)



2.3. Объяснение нового материала

( 90 мин. )



III. Текущий инструктаж

(200 мин)

3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания.






















IV. Заключительный инструктаж

( 30 мин)




V. Раздаю домашнее задание

Сообщает тему и цели урока, план работы.











Беседует с обучающимися об обработке ступенчатых валов, предварительно центрованных заготовок


Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии


Объяснение принципа обработки ступенчатых валов

- контрольный образец, приложение 1;

-технологическая карта

приложение 2.

Наглядный показ рабочих приёмов.

Целевые обходы рабочих мест:

- контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рабочих приемов;

- соблюдение требований по обработке ступенчатых валов

- соблюдение технологической последовательности при обработке валов

- оказание помощи выполнения рабочих приёмов;

- наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности;

- сбор информации для подведения итогов.

4.1. Подвожу итоги работы.

4.2. Разбираю типичные ошибки.

4.3. Демонстрирую лучшие работы.

4.4. Сообщаю оценки за урок

5.1.Корректирую домашнее задание.

5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест.

Слушают, запоминают











Принимают участие в беседе.










слушают, запоминают.

Знакомятся с дидактическим материалом

Работают в бригадах:

3.1.Выполняют установку проката

3.2. Выполняют обработку ступенчатого вала

3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки»





















4.1. Слушают итоги работы

4.2. Слушают о допущенных ошибках

4.3. Презентация выполненных работ.

5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места


беседа











инструктирование с записью в журнале инструктажа










Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций




Мастер производственного обучения

______________________Просин Евгений Николаевич












Вопросы для фронтального опроса.



  1. Каким резцом производится обработка ступенчатого вала?

  2. Как производится центрование и установка заготовки?

  3. При обработке ступенчатых валов к чему необходимо стремиться?

  4. Как производят выполнение диаметральных размеров ступенчатых валов при единичном производстве?

  5. Как производят выполнение диаметральных размеров ступенчатых валов при изготовлении партии в производстве?
































Эталон ответов.


  1. Обработка ступенчатых валов отличается от обтачивания гладких цилиндрических деталей. В большинстве случаев заготовками ступенчатых валов является прокат, а диаметр заготовки несколько больше диаметра наибольшей ступени вала. Обтачивание производят проходными упорными резцами, что позволяет не применять подрезных резцов для обработки торца ступени.

  2. В начале производиться подрезание и центрование каждого торца заготовки. При подрезании второго торца выдерживают размер детали по длине. После закрепления детали в центрах осуществляют черновое обтачивание на всю длину, исключая участок, прилегающий к установленному на детали хомутику.

  3. При обработке ступенчатых валов необходимо стремиться к уменьшению числа проходов резца.

  4. При единичном производстве выполнение диаметральных размеров ступенчатого вала производят методом пробных проходов, а размеры по длине контролируют универсальным измерительным инструментом, вид которого определяется необходимой степенью точности указанных размеров.

  5. При изготовлении партии ступенчатых деталей можно значительно уменьшить время, затраченное на измерении детали, путём предварительной настройки станка по первой пробной детали.




























Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ









































Приложение 2

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Алгоритм

действий

Порядок выполнения операций

Время на выполнение операции

Обработка ступенчатых валов, предварительно центрованных заготовок

  1. Установка токарного патрона





Рис. 1

1. Установить и закрепить заготовку в патроне и поджать ее задним центром.

2. Зацентрованную заготовку 1 (рис. 1, а) зажать одним концом в патроне.

3. другой конец установить в задний центр и предварительно обточить у заднего центра на длину 20 - 30 мм.

4. Переставить заготовку обточенным концом в патрон, другим — на задний центр (рис. 1,6).

5. Для закрепления заготовки в патроне без биения использовать расточенные кулачки.

6. Для предотвращения осевого перемещения заготовки при снятии стружки большего поперечного сечения применять передний центр, специальный упор или использовать уступы расточенных кулачков (рис. 6,в).

100 мин

2.


Рис.2



Рис. 3

Рис. 4

1. Наладить и настроить станок для обработки ступенчатых валов.

2. установить резцы с широкой режущей кромкой 1 и проходной упорный 2 (рис 1) в резцедержатель.

3. установить планшайбу (рис. 2) с предохранительным кожухом.

4. установить передний и задний центр.

5. установить обрабатываемый ступенчатый вал.

6. продольный упор 2 (рис.2) на направляющие станины.

7. установить резец широкой режущей кромкой строго параллельно оси обрабатываемой заготовки.

8. Обточить поверхность 3-й ступени вала на требуемую длину по продольному упору 2 (рис. 2).

9. обточить резцом 1 1-ю ступень (у первой детали из всей партии) на длину, после чего продольный
упор вместе с мерной плиткой 3, длина

которой должна быть равна 12, переместить к каретке и закрепить. (рис. 3)

100 мин.


ИТОГО

200 мин.













Приложение 3


КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ

п/п

Список

обучающихся

Взаимооценка

Самооценка

Оценка

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.





18.





19.





20.





21.





22.





23.





24.





25.





итого










Критерии оценок учебного задания:

  1. Технологическая последовательность выполнения задания.

  2. Организация рабочего места.

  3. Соблюдение правил Т.Б.

  4. Трудовая дисциплина.

  5. Качество выполнения задания:

- обработки ступенчатых валов;

- уборка стружки ;

- правильное применение измерительного инструмента ;

- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.

  1. Время на выполнение.






































Приложение 4


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА


1.Какие трудности возникли у вас при обработке наружной цилиндрической поверхности?

2.Какие трудности возникли при обрезке заготовки?

3.Какие были допущены ошибки?

4. Как вы устраняли дефекты?

5. Понравилось ли вам выполнять обработку детали?

6. Какой вид обработке легче, а какой сложнее? Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при обработке поверхности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!