СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обращение". Презентация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Обращение". Презентация.»

Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье Пятиклассник грамотный ученик Пятиклассник не опаздывай в школу
  • Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
  • Пятиклассник грамотный ученик
  • Пятиклассник не опаздывай в школу
В каком падеже стоят выделенные существительные? Света, ты прекрасно читаешь стихи. Мама , с добрым утром! Папа , поедем завтра на рыбалку? Расскажи мне сказку, Бабуля. Света прекрасно читает стихи. Мама готовит обед. Папа едет на рыбалку. Бабуля рассказывает сказку.

В каком падеже стоят выделенные существительные?

  • Света, ты прекрасно читаешь стихи.
  • Мама , с добрым утром!
  • Папа , поедем завтра на рыбалку?
  • Расскажи мне сказку, Бабуля.
  • Света прекрасно читает стихи.
  • Мама готовит обед.
  • Папа едет на рыбалку.
  • Бабуля рассказывает сказку.
Одиннадцатое ноября.  Классная работа. Предложения с обращениями .

Одиннадцатое ноября. Классная работа.

Предложения с обращениями .

 Найдите отличия Люди Земли борются за охрану окружающей среды. Ребята охраняют зеленые насаждения. Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды! Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

Найдите отличия

  • Люди Земли борются за охрану окружающей среды.
  • Ребята охраняют зеленые насаждения.
  • Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды!
  • Ребята, охраняйте зеленые насаждения.
 Расскажи нам,  обращение, что ты значишь,  что скрываешь? Как с тобою поступать, чтоб нам грамотными стать!

Расскажи нам,

обращение,

что ты значишь,

что скрываешь?

Как с тобою поступать, чтоб нам грамотными стать!

Наши цели, задачи и способы действия Как? Зачем? Интонация Что? Наблюдаем Обращение Знаки препинания Делаем выводы

Наши цели, задачи и способы действия

Как?

Зачем?

Интонация

Что?

Наблюдаем

Обращение

Знаки

препинания

Делаем

выводы

Не оставь меня, кум милый!... Кумушка, мне странно это…
  • Не оставь меня, кум милый!...
  • Кумушка, мне странно это…
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным .
  • Обращение это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
  • Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным .
Голубушка, как хороша!... Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…
  • Голубушка, как хороша!...
  • Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…
На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией .
  • На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.
  • Это называется звательной интонацией .
Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?

Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным . Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным .
  • Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным .
  • Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным .
Приятель дорогой, здорово! Где ты был?  Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
  • Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
  • Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми. Это знаки выделения .
  • В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
  • Обращение выделяется запятыми.
  • Это знаки выделения .
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом? Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
  • Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
  • Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант) , и тот, к кому обращаются (адресат). Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение. Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.
  • Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант) , и тот, к кому обращаются (адресат).
  • Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение.
  • Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.
 Самостоятельная работа.  Придайте обращениям ласкательную окраску при помощи суффиксов  -ечк-,-еньк-, ёнк-.   Толя, иди сюда. Не уходи, Коля, а помоги, пожалуйста, мне решить задачу. Что приуныла, сестра?

Самостоятельная работа. Придайте обращениям ласкательную окраску при помощи суффиксов -ечк-,-еньк-, ёнк-.

  • Толя, иди сюда.
  • Не уходи, Коля, а помоги, пожалуйста, мне решить задачу.
  • Что приуныла, сестра?
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно… Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
  • Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
  • А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно…
  • Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
 Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак , а следующее слово пишется с большой буквы.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак , а следующее слово пишется с большой буквы.

Обращение-это…. Интонация… Член предложения… Где может стоять и как выделяется..

Обращение-это….

  • Интонация…
  • Член предложения…
  • Где может стоять и как выделяется..
Стой братцы стой! Ты с басом Мишенька садись против альта… А вы друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
  • Стой братцы стой!
  • Ты с басом Мишенька садись против альта…
  • А вы друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Упражнение 1 Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. 1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг настойчиво добивается цели  Ветер, спой нам про дикие горы.

Упражнение 1

  • Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
  • 1. Ветер споет нам про дикие горы.
  • 2. Мой друг настойчиво добивается цели
  • Ветер, спой нам про дикие горы.
Упражнение № 2 Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.  Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.  Тебя мой куманёк век слушать я готова. Света отлично читает. Отлично Света читаешь.

Упражнение № 2

Расставьте знаки

препинания, объясните свой выбор.

  • Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
  • Тебя мой куманёк век слушать я готова.
  • Света отлично читает.
  • Отлично Света читаешь.
Упражнение № 2 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями:  Идет гражданин по тротуару. Идите гражданин по тротуару. Гражданин идите, пожалуйста , по тротуару. гражданин тётушка Николай Петрович

Упражнение № 2

Составьте предложения так, чтобы в одном

случае данные слова были подлежащими, а в

других – обращениями:

  • Идет гражданин по тротуару.
  • Идите гражданин по тротуару.
  • Гражданин идите, пожалуйста , по тротуару.
  • гражданин
  • тётушка
  • Николай Петрович
Упражнение № 3  Найдите обращения, расставьте знаки препинания 1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? 2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена! 3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. 4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры… 5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? 6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Упражнение № 3 Найдите обращения, расставьте знаки препинания

1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?

2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!

3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.

4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…

5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?

6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Домашнее задание: Упр. 212, использовать вежливые слова .

Домашнее задание:

Упр. 212, использовать вежливые слова .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!