Цели урока: Сформировать представление об обращении, его роли в предложении; учить находить обращение в предложении; учить отличать подлежащее от обращения; учить постановке знаков препинания при обращении; развивать устную и письменную речь учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Обращение" (5класс)»
Наши цели, задачи и способы действия
Как?
Зачем?
Работаем
в парах
Интонация
Что?
Наблюдаем
Обращение
Знаки
препинания
Делаем
выводы
- Не оставь меня, кум милый!...
- Кумушка, мне странно это…
- Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
- Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.
- Голубушка, как хороша!...
- Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…
- На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.
- Это называется звательной интонацией .
мой, что это там за рожа?
трудиться, не лучше ль на
себя, кума, оборотиться?
- Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным .
- Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным .
- Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
- В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил.
- Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
- В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
- Обращение выделяется запятыми.
- Это знаки выделения.
- Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
- Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
- Стой, братцы, стой!
- Ты с басом, Мишенька, садись против альта…
- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
- Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант) , и тот, к кому обращаются (адресат).
- Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение.
- Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.
- Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
- А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно…
- Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак , а следующее слово пишется с большой буквы.
Какой член предложения, как и обращение,
может быть выражен существительным в
именительном падеже? Расставьте знаки
препинания, объясните свой выбор.
- Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
- Тебя мой куманёк век слушать я готова.
Составьте предложения так, чтобы в одном
случае данные слова были подлежащими, а в
других – обращениями:
друг мамочка Николай Иванович
- Друг пришел ко мне на день рождения.
- Друг, ты приходи ко мне, пожалуйста, на день рождения.
- Мамочка – самый дорогой для меня человек.
- Мамочка , ты самый дорогой для меня человек.
- Николай Иванович работает инженером-конструктором.
- Николай Иванович , подготовьте, пожалуйста, чертежи.
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?
2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
- 1.Сегодня я узнал…
- 2.Было интересно…
- 3. Я выполнял задания…
- 4.Я понял, что…
- 5.Теперь я могу….
- 6. Я научился…
- 7. Я смог….
- 8.У меня получилось….
Выбери рисунок