СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обращения в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения, ИКТ, технология здоровьесбережения, технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве.

Просмотр содержимого документа
«Обращения в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»»

Технологическая карта урока

Преподаватель: Айриян Гаяне Хореновна

Учебная дисциплина: русский язык/литература

Курс: 11 класс

Тема урока: Обращения в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: проанализировать роль обращений в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» в системе взаимоотношений «свои-чужие»

Задачи

Когнитивные:

  1. Способствовать формированию навыка смыслового чтения, умения понимать и анализировать текст художественного произведения, определять смысловую роль синтаксических единиц в произведении.

Операциональные:

  1. Развивать аналитические способности систематизации, сравнения, сопоставления.

  2. Создавать условия для развития наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Аксиологические:

  1. Создавать связь содержания учебного занятия с жизненным опытом обучающихся.

  2. Развивать рефлекторные способности при оценке своей деятельности.

УУД

Личностные:

1.Формировать умение соотносить свои слова, действия с общепринятыми этическими и культурными нормами.

2.Развивать способности совершать личный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные:

1.Формировать ситуации саморегуляции, мобилизации сил и энергии, развития волевого усилия.

2.Обеспечивать организацию собственной учебной деятельности.

Коммуникативные:

1.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с речевой ситуацией.

2.Использовать богатство лексического, грамматического и синтаксического строя русского языка.

Познавательные:

1.Постановка и формулирование проблемы, познавательной цели.

2.Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

3.Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Постановка и формулирование проблемы, познавательной цели.

2.Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

3.Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов.

Личностные:

1.Формирование целостного мировоззрения.

2.Оценивание усвоенного содержания предмета с точки зрения нравственности и эстетики.

Метапредметные:

1.Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы собственной познавательной деятельности.

2. Уметь оценивать правильность решения учебной задачи.

3. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Основные понятия

Этикетные формы, коммуниканты, паронимы, лексическое значение слова, система взаимоотношений.

Элементы технологий

Технология проблемного обучения, ИКТ, технология здоровьесбережения, технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве.

Межпредметные связи

Русский язык, история.

Формы работы

Ф – фронтальная, Г – групповая, И - индивидуальная





Ход урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Организационный момент

Приветствие, пожелание плодотворной работы.

Мотивация учения воспитанников, определение темы урока, целеполагание

Учитель каждого приветствует индивидуально.


Считаете ли вы, что мои индивидуальные приветствия были неуместными? Почему? (Нарушали речевую ситуацию, этикетную форму общения).


Да, действительно, приветствие – одна из этикетных форм речи. И да, по всем названным причинам нам важно, как с нами поздороваются. Но, помимо непосредственного приветствия, прозвучала еще одна этикетная форма. Какая? (Обращение)

Что такое обращение? (Это слово или сочетание слово, которые называют того, к кому мы обращаемся с речью).

Определите тему урока. (Обращение).

Поговорим о целях. Зачем нам в 11-м классе говорить об обращении? Разве мы чего-то о нем не знаем?

В 5-м классе мы знакомимся с обращением как единицей синтаксиса. В 8-м классе расширяем наши знания, говоря о распространенных и нераспространенных обращениях, об особенности постановки знаков препинания при обращениях. В 9-м и 11-м классах в ОГЭ и ЕГЭ мы выполняем задания, связанные с пунктуационным оформлением обращения. (18 задание ЕГЭ). Чего же мы еще не знаем об обращении? Ваши варианты.


Мы с вами понимаем, что обращения как синтаксическая единица встречаются и в литературных произведениях. Выполняя задание 18 ЕГЭ по русскому языку, мы с вами в этом убеждаемся, потому что в последние годы предложения для этого задания разработчиками ФИПИ берутся именно из произведений русской классической литературы.

Мы сейчас с вами проверим, как хорошо вы помните некоторые произведения именно благодаря ярким обращениям, которые в них встречались.

Назовите произведение, автора и персонажа, который произносит фразу. По одной фразе роздано обучающимся. Отвечают те, кому досталась эта фраза. Дети могут помогать друг другу.

- Батько! Где ты! Слышишь ли ты? (Н.В. Гоголь, повесть «Тарас Бульба», слова принадлежат Остапу)

- Грушницкий, еще есть время: откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. (М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени», слова принадлежат Печорину)

И вот ввели в семью чужую...

Да ты не слушаешь меня... —

«Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!..»

— Дитя мое, ты нездорова;

Господь помилуй и спаси!

Чего ты хочешь, попроси...

Дай окроплю святой водою,

Ты вся горишь... — «Я не больна:

Я... знаешь, няня... влюблена». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», слова принадлежат старой няне и Татьяне Лариной)

- Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки – это много? (М.А. Шолохов, рассказ «Судьба человека», слова принадлежат коменданту Мюллеру)

- Как это вам удалось, Филипп Филиппович, подманить такого нервного пса? (М.А. Булгаков, повесть «Собачье сердце», слова принадлежат доктору Борменталю)

-Вы, Шариков, чепуху говорите, и возмутительнее всего то, что говорите её безапелляционно и уверенно. (М.А. Булгаков, повесть «Собачье сердце», слова принадлежат доктору Борменталю)

Итак, сегодня мы рассмотрим с вами обращения на примере прекрасного образца русской классической литературы – повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Стадия вызова (изучение нового материала)

Чтобы разговаривать с вами предметно, давайте вспомним основных персонажей повести, для чего вам необходимо будет заполнить таблицу, сопоставив описание персонажей с их фамилией или именем. Проводится самопроверка.

Блестящий хирург, величина мирового значения, профессор, занимается проблемой омоложения человеческого организма


Молодой доктор, ассистент великого хирурга


Горничная и медсестра профессора


Кухарка


Человек, в которого превращается подобранный профессором пёс после проделанной этим же профессором операции


Швейцар


Председатель домового комитета



  1. Фёдор

  2. Швондер

  3. Дарья Петровна Иванова

  4. Полиграф Полиграфович Шариков

  5. Иван Арнольдович Борменталь

  6. Зинаида Прокофьевна Бунина

  7. Филлипп Филиппович Преображенский

На протяжении всего действия повести все эти герои в той или иной степени взаимодействуют друг с другом, являясь коммуникантами.


Анализ роли обращений в повести

Индивидуальное задание, которое выполняется, когда остальные заполняют таблицу с персонажами.

  1. Являются ли местоимения обращениями?

  2. Когда можно обращаться к человеку на «ты», а когда на «вы»?

  3. «ВЫ». Только так обращались профессор Преображенский и доктор Борменталь к Полиграфу Полиграфовичу Шарикову до того момента, пока он не выбрал себе имя. Как вы считаете, почему они употребляли именно это местоимение, не используя никаких других форм обращения?

Итак, Шариков до определенного момента не вписывался в человеческое общество. Но в процессе развития сюжета мы видим влияние на этого персонажа домкома Швондера. Все встает на свои места. И по тому, как обращаются друг к другу герои, мы сможем многое понять и о них самих, и о том, как они относятся к другим. Все герои повести являются и адресатами, и адресантами. Какая разница между этими паронимами? (Адресат получает, адресант оправляет). (5 задание ЕГЭ)


Работа в группах.

Напоминаю, что действие повести происходит в 1925 году.

Вопросы, на которые должна ответить группа:

  1. Каково личное отношение адресанта к адресату?

  2. Есть ли в этих обращения идеологический подтекст? Если да, то какой.

Группа №1

Филипп Филиппович Преображенский обращается к:

- доктору Борменталю (доктор Борменталь, голубчик, уважаемый доктор, Иван Арнольдович, дорогой Иван Арнольдович, доктор, милый мальчик);

- Шарикову (Шариков);

- Швондеру и домкому (милостивый государь, господа);

- Зине (Зина, Зинуша, детка);

- Дарье Петровне (Дарья Петровна);

-Фёдору (Здравствуйте, Фёдор).


Группа№2

Доктор Борменталь обращается к:

- Филиппу Филипповичу (Филипп Филиппович, дорогой Филипп Филиппович, профессор, дорогой учитель);

- Шарикову (Шариков);

- Зине (Зина).


Группа №3

Федор, Зина, Дарья Петровна обращаются к:

- Филиппу Филипповичу (Филипп Филиппович, господин профессор).

Шариков обращается к:

- Зине (Зинка);

- доктору Борменталю (Борменталь);

-Филиппу Филипповичу (Филипп Филиппович, товарищ, папаша).


Группа №4

Швондер обращается к:

- Филиппу Филипповичу (Профессор, профессор Преображенский, товарищ);

-Шарикову (гражданин Шариков).


На основе работы групп мы пришли с вами к определенным выводам. В своей повести Михаил Афанасьевич Булгаков очень четко на примере обращений создает парадигму «Свои-чужие». Давайте попробуем разобраться, кто у нас является своим, а кто чужим (работа с фигурами на доске, доказательство своей точки зрения).

Правильный вариант:

1 группа – Филипп Филиппович, доктор Борменталь, Зина, Дарья Петровна, Федор

2 группа – Швондер, Шариков.


Основными антагонистами в повести являются профессор Преображенский и домком Швондер. Внимание на экран. (Просмотр отрывка из фильма).

Почему автор акцентирует внимание на таких обращениях, как «господа», «милостивый государь», товарищ»?

До 1917 года в России господствовал дворянский этикет. Отсюда и обращение профессора Преображенского, не желающего принимать постреволюционную действительность и через обращения выражающего свой протест.

Слово «товарищ» - форма обращения в антимонархической, революционной или советской среде.

Могли бы Швондер и профессор Преображенский в системе взаимоотношений стать своими?

Подведение итогов

Эволюционировало ли слово «товарищ» в современном нам обществе?

Да. В системе вооруженных сил Российской Федерации это уставное обращение.

И мы можем подобрать синонимичное ему слово в некоторых случаях. Это слова «друг», «союзник».

Таким образом, мы с вами убедились в том, что, анализируя обращения, мы можем дать речевую характеристику персонажа, понять взаимоотношения героев произведения в системе «свой-чужой».

Рефлексия

А как вы считаете, мы с вами чужие или свои?

Весь урок мы говорили с вами о повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Но закончить нашу встречу я хотела бы цитатой из другого великого произведения русской литературы. Это слова Тараса Бульбы из одноименной повести Н.В. Гоголя:

«Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!»

Домашнее задание

Напишите сочинение в формате итогового сочинения «Нет уз святее товарищества».