Учитель каждого приветствует индивидуально. Считаете ли вы, что мои индивидуальные приветствия были неуместными? Почему? (Нарушали речевую ситуацию, этикетную форму общения). Да, действительно, приветствие – одна из этикетных форм речи. И да, по всем названным причинам нам важно, как с нами поздороваются. Но, помимо непосредственного приветствия, прозвучала еще одна этикетная форма. Какая? (Обращение) Что такое обращение? (Это слово или сочетание слово, которые называют того, к кому мы обращаемся с речью). Определите тему урока. (Обращение). Поговорим о целях. Зачем нам в 11-м классе говорить об обращении? Разве мы чего-то о нем не знаем? В 5-м классе мы знакомимся с обращением как единицей синтаксиса. В 8-м классе расширяем наши знания, говоря о распространенных и нераспространенных обращениях, об особенности постановки знаков препинания при обращениях. В 9-м и 11-м классах в ОГЭ и ЕГЭ мы выполняем задания, связанные с пунктуационным оформлением обращения. (18 задание ЕГЭ). Чего же мы еще не знаем об обращении? Ваши варианты. Мы с вами понимаем, что обращения как синтаксическая единица встречаются и в литературных произведениях. Выполняя задание 18 ЕГЭ по русскому языку, мы с вами в этом убеждаемся, потому что в последние годы предложения для этого задания разработчиками ФИПИ берутся именно из произведений русской классической литературы. Мы сейчас с вами проверим, как хорошо вы помните некоторые произведения именно благодаря ярким обращениям, которые в них встречались. Назовите произведение, автора и персонажа, который произносит фразу. По одной фразе роздано обучающимся. Отвечают те, кому досталась эта фраза. Дети могут помогать друг другу. - Батько! Где ты! Слышишь ли ты? (Н.В. Гоголь, повесть «Тарас Бульба», слова принадлежат Остапу) - Грушницкий, еще есть время: откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. (М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени», слова принадлежат Печорину) И вот ввели в семью чужую... Да ты не слушаешь меня... — «Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, милая моя: Я плакать, я рыдать готова!..» — Дитя мое, ты нездорова; Господь помилуй и спаси! Чего ты хочешь, попроси... Дай окроплю святой водою, Ты вся горишь... — «Я не больна: Я... знаешь, няня... влюблена». (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», слова принадлежат старой няне и Татьяне Лариной) - Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки – это много? (М.А. Шолохов, рассказ «Судьба человека», слова принадлежат коменданту Мюллеру) - Как это вам удалось, Филипп Филиппович, подманить такого нервного пса? (М.А. Булгаков, повесть «Собачье сердце», слова принадлежат доктору Борменталю) -Вы, Шариков, чепуху говорите, и возмутительнее всего то, что говорите её безапелляционно и уверенно. (М.А. Булгаков, повесть «Собачье сердце», слова принадлежат доктору Борменталю) Итак, сегодня мы рассмотрим с вами обращения на примере прекрасного образца русской классической литературы – повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». |