СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Александра Невского в кинематографии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Был изучен феномен восприятия личности Александра Невского как национального символа на примере оточественного кинематографа

Просмотр содержимого документа
«Образ Александра Невского в кинематографии»






Реферат

«Образ Александра Невского в кинематографии»





















2021год




Содержание

1.Введение

2.Образ А. Невского в кинематографе

2.1. фильм «Александр Невский»

2.2. фильм «Господин Великий Новгород»

2.3. фильм «Житие Александра Невского»

2.4. фильм «Александр. Невская битва»

3.Заключение

4. Источники





















Введение

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что имя Александра Невского навсегда вошло в память нашего народа. Русь с достоинством оценила суровую, полную тяжких трудов жизнь Александра, его самоотверженные подвиги, высоту и чистоту святой души. Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Ознакомившись с интервалом истории, который касается жизни и свершений этого великого русского человека, понимаешь, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героический символ Александра Невского блещет из прошлого, освещая нам дорогу в будущее, являясь примером идеала русского духа.

Веками слава о подвигах Александра Невского хранилась в России, к его военному опыту обращались в грозные времена национальных потрясений и испытаний.

Его заслуги высоко оценили потомки. В 1547 году на Московском соборе Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику святых.

В 1725 году императрица Екатерина Первая учредила орден Александра Невского и до 1917 года он был одним из высших орденов Российской империи.

В 1942 году был учрежден боевой орден Александра Невского, которым награждались командиры, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

Его Великие победы в качестве высших проявлений силы и стойкости русского духа относятся к разряду событий прошлого, прочно вошедших в фундамент исторической памяти народа и уже в силу этого определивших его самосознание.

Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства: в древнерусской литературе, художественной литературе, изобразительном искусстве, кинематографе, скульптуре. Одним из важных видов культуры, хранящих память князя, можно назвать кинематограф.

Цель работы: Изучить феномен восприятия личности Александра Невского как национального символа на примере отечественного кинематографа.

Задачи:

  1. Показать процесс создания фильмов об Александре Невском (исторический и культурный контекст)

  2. Определить особенности восприятия зрителями образа Александра Невского.

  3. Рассмотреть критические отзывы на художественные фильмы об Александре Невском.

















Фильм «Александр Невский»

«Александр Невский» — советский художественный исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 1930-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. В главной роли снялся Николай Черкасов. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев.

«Александр Невский» вышел на экран 1 декабря 1938 года и заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и учёную степень доктора искусствоведения. После подписания пакта Молотова — Риббентропа фильм был изъят из проката. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны вернулся на экраны.

Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новгородского княжества с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году. Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.

На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоёванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Воевода Павша, оказавший сопротивление захватчикам и по приказу предателя-посадника Твердилы повешенный на фасаде церкви, призывает псковичей звать князя Александра для освобождения города.

Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ею опытного полководца князя Александра, прозванного Невским.

Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Александр строит свои войска клещами, в то время как тевтонцы наступают прямо по центру. Русские окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжёлыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен.

Князь и псковской люд судят тевтонцев. Рядовых кнехтов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа. Предателя-посадника и католического монаха, благословлявшего сожжение детей на костре, толпа линчует на месте. После этого псковичи и новгородцы бурно празднуют победу. Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, перефразирует Евангелие от Матфея: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит, и стоять будет Русская Земля!».

Несмотря на то, что картина обращается к истории XIII века, она имела остросовременный характер, в которой содержались ссылки, и параллели ко времени её создания и злободневной внешне - политической обстановке. Фильм содержит легко читаемую аллегорию: под рыцарями –

крестоносцами подразумевается нацистская Германия, а под Новгородской Русью - Советский Союз. Эта аллегория использовалась в качестве антифашистской пропаганды.

Риторика, подобная высказываниям Александра в фильме, была характерна в эпоху создания фильма. Так, фразу со сходным посылом Сталин произнёс 26 января 1934 года на XVII съезде ВКП (б), где в своём отчётном докладе говорил о Германии и Японии: «Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира. Но мы не боимся угроз и готовы ответить ударом на удар поджигателей войны. Кто хочет мира и добивается деловых связей с нами, тот всегда найдет у нас поддержку. А те, которые попытаются напасть на нашу страну, — получат сокрушительный отпор, чтобы впредь неповадно было им совать свое свиное рыло в наш советский огород. Такова наша внешняя политика».

Несмотря на несомненный успех и одобрение высшего руководства страны фильм вызвал оживлённые дискуссии. Между деятелями культуры, представителями партии и историками при создании фильма и после развернулись дебаты о «подлинном» и «истинном» образе Александра Невского. Также фильм критиковался за исторические несоответствия, за несовременность и отрыв от действительности, субъективность, схематичность, упрощения, излишний пафос, использование кинематографических и оперных штампов.

По мнению Довженко к недостаткам фильма относятся неоправданное влияние живописной традиции на картину и исторические искажения[1]:

«Есть как бы угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначать секретарем Псковского обкома». По мнению Довженко, учитывая то влияние, которое оказывает кинематограф нужно быть предельно осторожными и вдумчиво использовать исторический материал, чтобы избежать применение излишнего пафоса, легко переходящего в комизм и способного вызвать анекдот подобного рода[1]: «Папочка, скажи, какой царь, кроме Петра, был ещё за Советскую власть?!» — А папа отвечает: «Александр Невский».

Известный литературовед и диссидент Л. З. Копелев писал в 1990 году:

«К сожалению, я принадлежал к тем людям, кто без всяких оговорок был вдохновлён действительно гениальным фильмом Эйзенштейна «Александр Невский», не осознавая, что этот фильм... отравлял сознание ... В тридцатые годы мы ещё были энтузиастами, мы хотели бороться с фашизмом, не подозревая, что вместе с направленной против «псов», против рыцарей крестоносцев пропагандой принимаем яд шовинизма и ненависти ко всему чужеродному, иноплеменному и иноязычному».

С подобными утверждениями не согласен был киновед В. Б. Шкловский по мнению которого фильм был поставлен «с расчётливой пышностью и суровой историчностью», пророчески предугадавшего события Великой Отечественной войны. Главное достоинство ленты это продуманная чёткость построения: «Последовательно проведено сопоставление двух масс, двух судеб: рыцарской — нападающей; судьбы людей, врубающихся в чужую страну, и судьбы людей, защищающих свою землю». По мнению Шкловского картину: «напрасно несколько снобистски вычёркивают из лучших картин Эйзенштейна. Это патриотическая картина. Человек может быть за себя скромен, а за свой народ он имеет право на гордость»[2].

Первый французский историк советского кино Леон Муссинак, в коммунистической «Юманите», писал: «Ни один фильм не оказывал на меня столь сильного впечатления. «Александр Невский» для звукового кино — то же самое, что «Броненосец Потёмкин» — для немого. Это шедевр, обладающий абсолютной полнотой содержания и формы. Настоящий монумент, который нужно анализировать»[44].

В сети интернет очень много отзывов простых зрителей на картину Эйзенштейна «Александр Невский». Вот лишь некоторые из них: «В общем, фильм со всех сторон знаменательный. Хоть он и черно-белый и снят более 70-ти лет назад, хоть и отсутствуют спецэффекты, без которых современный фильм уже не ценится, хоть и звуковое оформление скрипит и временами пропадает, хоть и есть у него множество других недостатков чисто технического характера - всё равно этот фильм остаётся жемчужиной мирового кино. Особенно хочу отметить музыкальную сторону фильма - начиная со знаменитой "Вставайте люди русские" и заканчивая темой наступления рыцарей. На меня это производило и производит наиболее сильное впечатление при просмотре фильма.

Ещё конечно нельзя не вспомнить знаменитое: "Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет". Да и патриотическая тема на высоте - это то, что сегодня остро не хватает современному российскому кино.

Однозначно рекомендую фильм всем – вспомните, что вы принадлежите к Великому народу».

«Есть фильмы после просмотра, которых испытываешь гордость за наш русский народ. К таким фильмам я отношу фильм "Александр Невский" снятый в далёком 1938 году. Режиссёр фильма: Сергей Эйзенштейн, известный нам по снятым фильмам "Броненосец Потёмкин" и "Иван Грозный". Считаю фильм "Александр Невский" великим фильмом о русских людях, поднявшихся на защиту нашей Родины. Те времена для нашего народа были тяжёлые: с Востока на Русь нападали монголо-татары, с запада немецкие рыцари. В это трудное время наш народ не только выстоял, но и победил. Восхищаюсь образом Александра Невского, которого так замечательно сыграл Николай Черкасов. Это собирательный образ всех русских богатырей, имеющих непобедимый дух, добрый и стойкий мужской характер, способный свернуть в бараний рог любую вражескую силу. Замечательный сценарий, состав актёров, потрясающая музыка Сергея Прокофьева, которая заставляет мурашкам бежать по спине - всё это собрано в этом фильме».

Я тоже считаю, что фильм «Александр Невский» задевает струны русской души и воспитывает любовь к Родине. И пускай критики говорят про фильм что угодно, всё равно зритель запомнит эпическую картину битвы (снятую, кстати, летом, в павильоне с крашеной фанерой вместо льда, хотя в это и невозможно поверить), отмеряющую ритм сражения музыку Прокофьева, образ Александра Невского, и звучащую с экрана библейскую цитату: «Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет». Создателям фильма удалось главное – превратить его в самостоятельное художественное произведение. И пусть много лет спустя этот фильм смотрится местами наивно, но от этого не менее мощно. Просмотрев ещё раз фильм «Александр Невский», я убедилась в том, что этот фильм не имеет времени, его смотрели, смотрят и будут смотреть.


























Фильм «Господин Великий Новгород»

В 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, вышел художественный фильм "Господин Великий Новгород" режиссера Алексея Салтыкова. В главной роли - Александр Франскевич-Лайе.

Особенностью данного фильма является то, что его действия происходят сразу в двух эпохах: в период Великой Отечественной Войны и во времена Александра Невского. И если в «Александре Невском» данное сравнение было лишь метафорой, то здесь аналогия проводится уже напрямую.

По сюжету, действия происходят в августе 1941 года. Новгород готовится к обороне от фашистских захватчиков. Получив приказ оставить город, горком уходит в подполье и разворачивает партизанское движение. При этом крайне важно спасти бесценные музейные коллекции и культурные ценности. Два вагона с раритетами были вывезены в Киров ещё в июле, а последние баржи с самыми крупногабаритными предметами (такими, как Корсунские врата Софийского собора и гигантские колокола Софийской звонницы) покинули город незадолго до того, как он был оставлен 19 августа 1941 года. Хотя от уничтожения и разграбления удалось спасти не всё, сотрудники новгородского музея не жалели себя, спасая уникальные памятники старины.
Вступление в Новгород немцы бурно отмечают торжественным факельным шествием вокруг памятника тысячелетию России. Пытаясь выяснить судьбу колоколов Софийской звонницы, немцы сгоняют мирное население в Георгиевский собор Юрьева монастыря, запирают там и пытаются взорвать, но собор неожиданно для немцев выдерживает. Про кресты на церквях и золотые купола один из немецких военачальников издевательски заявляет, что следовало бы их всех переплавить на посуду. Действие во время Великой Отечественной войны чередуется с историческими ретроспекциями, рассказывающими о борьбе Александра Невского с иноземными захватчиками. Гитлеровцы намерены окончательно уничтожить древний русский город, и для этой цели направляют туда баржу с тротилом. Подпольщики пытаются спасти Новгород — они организуют диверсию на пристани, а баржу подрывает вместе с собой один из партизан.

Фильм вышел в широкий прокат, был одобрен зрителями и критиками и довольно натурально передал атмосферу Великой Отечественной войны.

Последние кадры фильма демонстрируют документальные съемки освобожденного в 1944 году Новгорода.

Интересна идея режиссера создать связь с прошлым и настоящим с помощью исторических врезок времён Александра Невского. Салтыков крепко связал разные эпохи актёрами, которые существуют в военном Новгороде и одновременно в тех, древних временах. Может быть, это герои сами отождествляют себя с героями прошлого. А может быть это далёкие предки поразительно похожи на современных людей.
Критики из-за того, что данный фильм был выпущен в 1984, когда патриотические настроения уже поутихли и он своей темой был слишком похож на фильм Эйзенштейна, сочли его копиркой с фильма 1938 года.








Фильм «Житие Александра Невского»

«Житие Александра Невского» - исторический фильм о последних днях Александра Невского. Год создания - 1991. В главной роли - Анатолий Горгуль, режиссёр - Георгий Кузнецов.

Кинофильм повествует о том, как проходят последние дни жизни князя Александра, который возвращается из Орды во Владимир. В пути князю становится плохо. Временами к нему возвращается сознание - и прошлое не дает покоя…

Основной упор в данном кинофильме делается на православие и образ Невского, как князя-праведника. С одной стороны понятно желание режиссера осуществить то, что не могло быть в эпоху Сталина – показать роль религии в жизни правителя. Но, цитированием настоящего «Жития Александра Невского», а так же прочими разговорами на религиозную тематику, сценаристы сделали фильм скучным.

Кинокритик Наталья Андреевна Сиривля в журнале «Искусство кино», написала рецензию на фильм режиссёра Георгия Кузнецова под названием «История, которую мы потеряли».

«Знаменитые фильмы С. Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», снятые для того, чтобы наглядно воплотить основы сталинской философии истории (что в результате получилось - другой вопрос, задача перед авторами ставилась именно такая), были в свое время своеобразным учебником для миллионов советских людей. И потому вероятно, в своих нынешних попытках переосмысления прошлого наше кино возвращается к этим двум историческим фигурам с какой-то роковой неизбежностью.

Фильм «Житие Александра Невского», поставленный режиссером Г. Кузнецовым (ТО «Евразия», Екатеринбург), как явствует уже из названия, открыто полемичен по отношению к эйзенштейновскому шедевру. Там мы видим апофеоз светской государственности, воплощенной в образе гениального полководца, народного вождя и защитника Руси от немецко-фашистских рыцарей. Здесь, в нынешнем фильме, нам предлагается сугубо религиозное, «православное» видение тех же самых исторических фигур и событий. Там Александр Невский был центральной фигурой монументальной исторической фрески, здесь - он лицо, по сути бездействующее: в фильме изображаются последние дни его земной жизни, возвращение из Орды домой, во Владимир, во время которого он смертельно заболел и скончался (тот самый финал, который не позволено было снять Эйзенштейну). Умирающего князя посещают видения: воспоминания о событиях прошедшей жизни, а также, что самое удивительное, в бреду он созерцает эпизоды будущего своего посмертного «жития». Он видит, например, чудеса, совершающиеся у его святых мощей и описанные затем в «Четьях-Минеях». Поскольку посмертные чудеса — главный аргумент в вопросах канонизации, они нужны для того, чтобы всеми способами подчеркнуть святость князя. Герой этой картины — не просто исторический персонаж, но торжественно канонизированный церковью святой».








Фильм «Александр. Невская битва»

«Александр. Невская битва» — исторический фильм режиссёра Игоря Каленова. Вышел в российский прокат 1 мая 2008 года. В главной роли — Антон Пампушный.

Действие фильма происходит в 1239 - 1240 годах. Начало правления молодого князя Александра в Новгородской республике. Новгородский князь Александр любим народом, но имеет и многих противников. Огромная армия Батыя угрожает нашествием с юга. Шведские рыцари замышляют крестовый поход на Русь, они засылают в Новгород шпиона. Боярская оппозиция готовит покушение на Александра, вынашивает предательский план сдачи города. Князь молод, но жизнь требует от него воинской доблести, дальновидности дипломата и глубокой житейской мудрости... В финале фильма Александр разбивает шведов в сражении, вошедшем в историю как Невская битва. После данной победы его стали именовать Александром Невским.

Режиссёр Игорь Калёнов так пишет о своём фильме: «Я понимаю, что сравнений с гениальной картиной «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна нам не избежать. Но мы сняли другое кино. Не плакат и не эпос, а историю о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика».

Давайте посмотрим отзывы зрителей на данный фильм:

«Ну что можно сказать по результату просмотра? Идея, и, я так понимаю, большая часть работы принадлежит человеку, который профессионально занимался, или занимается реконструкциями. Это ни похвала, ни осуждение, просто констатирую факт. Хорошо, что автор не полез за точностью каких-либо событий или фактов, хотя чувствуется, что соблазн у него такой видимо был, в некоторых моментах фильма это проскальзывает.

Ну и кое-какие исторические неточности я все же увидел. Например, не доказано достоверно, что имел место быть политический сговор шведов и рыцарей Ливонского ордена против Северной Руси, это чисто придумка

автора. Имеется ввиду поездка Андреаса фон Вельвена вице магистра Ливонского ордена, как его назвал режиссер (опять ошибка, такой

должности не было в иерархии Ливонского ордена, был ландмайстер, второе лицо в ордене после магистра) к королю Швеции. Было лишь благословение и тех и других от Папы Римского на крестовый поход против славянских язычников. А действовали они порознь, на свой страх и риск. Это, кстати, очень распространенное заблуждение в исторической среде. И, понятное дело, не было никаких карт и чертежей для высадки в устье Невы. Ну и еще много чего. А вот Невское сражение действительно было сделано классно! Чувствуется реконструкторская жилка и размах».

Просмотрев фильм "Александр. Невская битва» я увидела

захватывающий исторический экшен, воссоздающий дух того времени. Авторы постарались: чувствуется кропотливая работа над костюмами и декорациями. Съемки проходили на «местах боевой славы»: в Псковской, Новгородской, Вологодской и Ленинградской областях. Несмотря на то, что фильм является художественным и в нём есть исторические неточности, автор сценария Владимир Вардунас попытался воспроизвести исторический персонаж как можно реальнее. По мнению создателей картины, князь Александр с юных лет обладал теми качествами, которые способны сделать человека успешным правителем и в наши дни. Помимо воинской доблести, здесь нужна рассудительность, житейская мудрость, дипломатия и даже способность идти на компромиссы. Невский в трактовке режиссера и продюсера Игоря Калёнова и сценариста Владимира Вардунаса – это образ идеального правителя, способного справиться с внешней и внутренней угрозой, восстановить в полном объеме властную вертикаль и при всем при том снискать общенародную любовь своими личными, человеческими достоинствами.


























Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что образ Александра Невского прочно закрепился в нашей культуре. Это образ мудрого, опытного и храброго князя - война. Но, несмотря на большое количество художественных и исторических произведений об Александре Невском, отдельные аспекты его деятельности, а иногда и вся политика князя, далеко не всегда оцениваются однозначно.

Тем не менее, можно утверждать, что в целом восприятие образа этого

национального героя общественным сознанием остается позитивным, о

чем свидетельствуют и новые произведения искусства, его представляющие. Это позволяет сделать вывод о том, что феномен Александра Невского в исторической памяти современного общества вплоть до настоящего времени сохраняет свое уникальное место.

А документальные и художественные фильмы должны помогать формировать историческую память о событиях прошлого, патриотические чувства и воспитывать на исторических фактах подрастающее поколение страны. Важно иметь в виду и то, что документальный и исторический кинематограф, помимо передачи исторически реального прошлого, является еще и средством актуализации и пропаганды истории, формирования уважительного отношения к своим традициям и обычаям.

Хотелось бы пожелать нашему кинематографу, чтобы интерес к такому стержневому деятелю отечественной истории, как Святой князь Александр Невский, не угасал и в будущем, как ближайшем, так и отдаленном. И чтобы каждое такое прикосновение к его биографии, а точнее, к житию великого русского политика и воина сопровождалось не только творческим её осмыслением, но и благоговейным трепетом.




Источники

  1. Довженко А. Глядя в глаза //Искусство кино. – 1965. - №3 – с.7-8

  2. Шкловский В.Б. Эйзенштейн. – М.: Искусство, 1976. – с. 243-250

  3. Сиривля Н.А. История, которую мы потеряли//Искусство кино. – 1993. - №11- с.12

https://www.sites.google.com/site/sitesaleksandrnevskij/home/aleksandr-nevskij-v-literature

https://present5.com/obraz-aleksandra-nevskogo-v-zhivopisi-vystavochnyj/

https://w.histrf.ru/articles/article/show/alieksandr_nievskii_v_litieraturie_i_kino

https://zen.yandex.ru/media/id/5e96a712faa668570a7a3ad9/aleksandr-nevskii-podborka-filmov-o-sviatom-blagovernom-kniaze-5fca787d702d845a13f47ff0

https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskiy-svyatoy-kinogeroy/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Память_об_Александре_Невском

https://ruxpert.ru/Музыка_и_песни_об_Александре_Невском

https://ru.wikipedia.org/wiki/Житие_Александра_Невского_(фильм)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дружина_(телесериал)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Ярославич_Невский#Кинематограф

https://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Невский_(фильм)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!