СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     

Данный урок нацелен на то, чтобы расширить знания учащихся о творчестве М.Ю. Лермонтова, а также совершенствовать умение анализировать и выразительно читать стихотворный текст.

Просмотр содержимого документа
«Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова»

Тема: «Демон в творчестве М.Ю. Лермонтова».



Цели:

  1. Расширить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова .

  2. Совершенствовать умение анализировать и выразительно читать стихотворный текст.

  3. Нравственное и эстетическое воспитание.

Оборудование:

  • Текст поэмы «Демон»

  • Аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий»

  • Мультимедийная презентация

  • Портреты М.Ю. Лермонтова.



Ход урока.

О, вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф.И.Тютчев

Учитель литературы.

1.Вступление. Слайд 1

Ребята, тема сегодняшнего урока непроста: «Образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова ». В мировом искусстве есть сквозные образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков.

Со временем они меняются, но не исчезают вовсе. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

Слайд 2

II. Вхождение в урок

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий»

Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»?

Выделите общее. Слайд 3

Чтение словарной статьи Ожегова.) Слайд 4

– В творчестве М.Ю. Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношении с окружающим миром.

Вашему вниманию было предложено 4 стихотворения М.Ю. Лермонтова, прочитав которые, вы должны были сделать вывод о лирическом герое этих стихотворений. Слайд 5

«Мой демон» (1829г.)

унылый и мрачный
зло – его стихия и т. д.

«Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)

всесильный – бог
я – грешник, теснота мира и т. д.

«Я не для ангелов и рая…» (1831г.)

я – чужой для мира (земли) и небес
я – зла избранник и т. д.

«Ангел» (1831г.)

соединение души с телом
разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон».

Итак, что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»?

III. Анализ поэмы

Сообщение учеников о поэме «Демон» Слайд 6

1. Поэму М.Ю. Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте.

Каким же вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова до его изгнания из рая? (1 строфа) Демон не всегда был злым духом.

Каким находим Демона после изгнания с небес? (строфа 2)

Какие эпитеты можете подобрать к образу Демона?

Запись:

(Отверженный, безжалостный властитель, бесчувственный, скучающий, одинокий).

Лермонтов создаёт замечательные картины природы Кавказа. А как Демон относится к красотам Кавказа?(Строфа 4) Слайд 7

(Равнодушен к красоте природы, презрение и ненависть ко всему, душа опустошена)

Суммируя прошлое и настоящее, назовите положительное и отрицательное, относящееся к характеристике Демона.

«За»: положительное

«Против»: отрицательное

- он сеял зло без наслажденья
- зло наскучило ему
- и входит он, любить готовый и т.д.

- лукав и коварен
- все благородное бесславил
- все прекрасное хулил и т. д.

Можем ли мы сказать: больше положительного или отрицательного начала, добра или зла заложено в характере, поступках героя? Слайд 8

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

Образ Тамары.

С какой целью автор вводит в поэму образ Тамары? Давайте на основе прочитанного составим портретную характеристику, рассказ о ее судьбе. Слайд 9

1  – портретная характеристика:

И ни единый царь земной
Не целовал такого ока…
…фонтан…своей жемчужною росою 
Не омывал подобный стан!...
…рука земная…таких волос не расплела;…

И влажный взор ее блестит 
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет…

Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине автор применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

2 – судьба героини:

Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.

А мне не быть ничьей женой!
Я гибну, сжалься надо мной!
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную свою….

Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознавать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

Любовь героев

Да, Тамара хороша. Так хороша, что даже дух изгнания обратил на нее внимание. Слайд 10

Как об этом сказано в поэме? (строфа 9).

Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило»

Таким ли мы видели его в начале поэмы? Он изменился? (да)

ДАВАЙТЕ ПОДБЕРЁМ ЭПИТЕТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ГЕРОЯ в настоящий момент:

/Влюбленный, мечтающий, чувствующий силы, чувственный, преображенный, сильный, окрыленный/

Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее?

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыне мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии: Слайд 11

Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом
Твоей любви святым покровом 
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…

Что добавим к характеристике Демона. Каков он?

(Открытый для добра, душевный, готовый к новой жизни, плачущий)

Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему? стр.460

И вечность дам тебе за миг;…
И будешь ты царица мира,
Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –
Люби меня!..

Может ли Демон обрести гармонию? Почему? Слайд 12

Любовь Демона эгоистична. Вместо того, чтобы очистить свою душу, он готов погубить душу Тамары. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывая чувство личного превосходства. Слайд 13
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее… Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал….
Увы! злой дух торжествовал!....
«Она моя! – сказал он грозно…

Гордость, это смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии, благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели, не осуществилось.

Что разозлило Демона, всколыхнуло его темные силы? Слайд 14

Душу Тамары уносит Ангел.

…И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.

Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощённая, Тамара попадает в рай. А для героя доступ туда закрыт:

И проклял Демон побеждённый

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный.
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!...

IV. Рефлексия.

– Что же собою представляет Демон? К какому выводу вы пришли?

Слайд 15

Демон на протяжении всей поэмы меняет свой облик в зависимости от тех обстоятельств, в которые он попадает. Происходит перевоплощение доброго в злого и наоборот.



Почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. В нем сливаются эти два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Слайд 16.

Объясните связь эпиграфа с темой урока.

О, вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф.И.Тютчев.

V. Д/З: составить синквейн к образу Демона.