Актуализация знаний. | Задание «Асоциативная карта» (работа в группах) Трагедия - это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев. Задание «Кто есть кто?» (Приложение 1) – работа в парах Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.т (Проверка: Слайд 2) Задание «Исправь ошибку» Работа в группах 1) Клавдий отправляет Гамлета в Норвегию с письмом. 2) Розенкранца и Гильденстерна пираты освободили. 3) Офелия потеряла рассудок из-за смерти отца и брата. 4) Лаэрт вернулся из Франции, чтобы отомстить за смерть сестры. 5) Король подговаривает Лаэрта смазать ядом клинок. 6) Клавдий трижды организует убийство Гамлета. 7) Королева наливает яд в кубок с вином. 8) Гамлет погиб от руки Клавдия. | Составляют ассоциативную карту «Трагедия» в группах, выполняют предложенное задание в парах Исправляют ошибку, обсуждая правильный ответ в группах (вопросы задются поочерёдно каждой группе) | УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные |
Аналитическое чтение произведения | Мотивация учебной деятельности - Франко так писал о трагедии Шекспира: «“Гамлет” является не только наиболее личной, но также наиболее философской драмой Шекспира. Герой трагедии - мыслитель, а события трагедии подталкивают его мысли к разборке важнейших, самых тяжелых вопросов о цели существования, о ценности жизни, о природе нравственных понятий и социального строя». Давайте вслед за Гамлетом, попробуем выяснить поставленные Шекспиром вопросы, и, возможно, найдем на них ответы. Не дай мне Бог сойти с ума... О. С. Пушкин Безумье сильным требует надзора. В. Шекспир Задание «Ваше мнение». (работа в группах) 1 группа - Был ли Гамлет сумасшедшим или он надевает «маску безумия»? 2 группа - Прав ли был Клавдий, отметив: «Безумье сильным требует надзора»?(Слайд 3) Комментарий учителя: - Поведение Гамлета свидетельствовало о его сумасшествии. Но не случайно Клавдий делает вывод о принце: «Безумье сильным требует надзора» - и обдумывает его будущую судьбу. В безумных речах Гамлета много умных высказываний, к тому же он тщательно скрывает причины своего разочарования в окружающем мире. Автор раскрывает для нас загадку безумие главного героя: безумие - это маска, за которой может скрываться Гамлет, не вызывая подозрения у членов королевской семьи и вельмож. - Были ли у Гамлета причины для того, чтобы потерять рассудок? (Так, на судьбу молодого принца, который рос в счастливой семье, учился в Виттенбергском университете, любил и был любимым, одновременно пришлось столько горя, что можно было и вправду потерять разум (смерть отца, Гертруды и Клавдия. Гамлет узнает, что в королевской семье совершено страшное преступление: братоубийство, друзья принца - Розенкранц и Гильденстерн - начали шпионить за ним, и Офелия, которая, будучи послушной дочерью, тоже предала Гамлета.) 3. Прослушивание монолога Гамлета «Быть или не быть?» в исполнении И.Смоктуновского (Приложение 2) -Прослушайте монолог Гамлета «Быть или не быть?». В ходе прослушивания, подумайте о логическом ходе мысли принца: аргументы Гамлета «за» и «против» самоубийства. -Определите, как ведет себя человек, столкнувшийся со злом? Какой является позиция Гамлета по отношению к окружающему миру – пассивной или активной? 4. «Свободное письмо» (в группах) Записать в течение нескольких минут свои ассоциации, мысли по поводу прослушанного. Комментарий учителя - Герой-мыслитель, Гамлет размышляет над тем, какая жизненная позиция человека более благородная. Какой выбор сделать: покориться ударам судьбы или бороться, защищая свое достоинство? Герой не может выбрать ни то, ни другое, потому что в первом случае это означает смириться с преступлениями и жить бок о бок с людьми, которые не заслуживают уважения, а в другом - стать преступником самому, потому что борьба в этой ситуации означает месть. Поэтому Гамлет задумывается над другим выходом из ситуации: уйти из жизни. Составление схемы   Гамлет Бороться? Смириться? Умереть? (Слайд 4) - Что означают для Гамлета слова «Быть или не быть?» (Эти слова можно отнести соответственно к «жить» и «умереть». «Быть» означает бороться, рисковать, действовать.) - Почему Гамлет в монологе «Быть или не быть» не принимает окончательного решения? (Он еще не уверен в виновности Клавдия.) Пьеса в пьесе: «Мышеловка» (Слайд 5) Зрелище - петля, Чтоб заарканить совесть короля. В. Шекспир - Как вы думаете, почему пьеса, которую ставили в королевском замке, получила название «Мышеловка»? - Оправдала пьеса свое название? | Обсуждают в группах возможный ответ, высказывают свою точку зрения по вопросу, аргументируют ее. Отвечают на вопрос Прослушивают монолог Гамлета, пишут свои ассоциации в форме свободного письма, определяют, что значит «быть» и «не быть» для главного героя, составляют опорные схемы. Рассуждают по словам Гамлета, (Гамлет расставил сити для Клавдия и ждал, не попадет он в них, как мышка в мышеловку. Выдав себя, король дал принцу основания для мести.) Отвечают на вопросы учителя (Да, потому что Клавдий был настолько взволнован спектаклем, что даже не смог досмотреть ее до конца и вышел прочь. Сомнений не осталось: слова Призрака были правдой.) | УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). УУД: познавательные коммуникативные |
Дискуссия «Любил ли Гамлет Офелию?» | 1. Слово учителя -Итак, Шекспир показал нам очень сложную и противоречивую натуру. Но образ героя был бы неполным, если бы он не прошёл через испытание любовью. Проблемный вопрос: Любил ли Гамлет Офелию? (Слайд 6) На слайде - два противоположных мнения: критика В.Белинского и писателя И.С.Тургенева. Офелию « Гамлет … не любит, но только притворяется, и то только небрежно, что любит». И.С.Тургенев. «Да, он любил, этот несчастный меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие души… » В. Белинский 2. Прием «Займи позицию» (Слайд 7) Ученики располагаются в классе в зависимости от своего мнения в отношении проблемного вопроса: 1 группа - «прав Тургенев»; 2 группа - «прав Белинский»; 3 группа - «не определился». Учащиеся по очереди высказывают свое мнение, приводя доказательства и аргументы. 3. «Микрофон» -Почему Офелия сходит с ума? Как об этом говорится в трагедии? А как вам подсказывает ваша интуиция? -Зная все эти факты, может, мы сумеем ответить на вопрос: кто виноват в гибели Офелии? (Слайд 8) и «Любил ли Гамлет Офелию?» | Высказывают свои мнения, подтверждая сказанное цитатами из «Гамлета». Спорят, соглашаются, не соглашаются, соглашаются частично. Отвечают, что от горя, когда узнала, что её отец убит ИЛИ это Гамлет, отвергнувший её любовь и гибель отца. Одни ученики отвечают, что никто не виноват в гибели Офелии, она сама погибла нечаянно, другие говорят, что Гамлет виновен, так как он отверг её любовь и убил отца Офелии, она сошла с ума и в этом состоянии утопилась. | УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные |
Подведение итогов | - Трагедию «Гамлет» называют философской, потому что в ней затронуты проблемы, связанные с основами человеческого бытия (проблема жизни и смерти, проблема борьбы и бездействия, проблема любви и предательства. И в ходе анализа трагедии нам становится ясно: настоящая любовь и измена несовместимы. (Слайд 9) «Микрофон» - Какие пороки воплощают в себе герои трагедии? (Слайд 10) (Полоний - подхалимство, лицемерие; Офелия - инфантильность, неспособность бороться за свою любовь, слабость; Розенкранц и Гильденстерн - подхалимство, «шпионаж», предательство; королева - слабость, легкомыслие, предательство; король - коварство, предательство, способность на убийство; Лаэрт - коварство, вспыльчивость.) | Определяют философские проблемы трагедии, делают записи в тетради Определяют пороки героев | УУД: регулятивные |