СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Герасима в произведении И.С.Тургенева «Муму»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ Герасима в произведении И.С.Тургенева «Муму»»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Малышева Анна Александровна

Место работы

МБОУ «Школа № 119 с углубленным изучением отдельных предметов»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

2 четверть

Тема урока

Образ Герасима в произведении И.С.Тургенева «Муму»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

  • Метапредметные: регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.


Предметные: умение анализировать художественный текст, высказывать свое мнение, оценивать поступки героев, делать выводы, развитие устной монологической речи, развитие навыка анализа образа литературного героя, сравнение героев произведения.

Ключевые слова: портрет, барыня, коморка, доброта, милосердие, жестокость.

Краткое описание: понять характер персонажа, вдуматься в смысловые оттенки слова «милосердие», рассмотреть поступки героев.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Психологический настрой учащихся на урок. Проверка домашнего задания, актуализация и “выход” на объяснение нового материала.

Какие основные факты биографии вам запомнились?



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Восстановите последовательность эпизодов. 



1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

 

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

 

3. Герасим находит щенка.

 

4. Любовь Герасима к Татьяне.

 

5. Расставание с Татьяной.

 

6. Барыня требует уничтожить собаку.


7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

 

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

 

9. Встреча Муму и барыни


Проверка

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Знакомство с новыми определениями, понятиями, совершенствование устной речи, включая в нее новые речевые элементы. Рассматриваем образ главного героя и его взаимоотношение с другими персонажами.



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Историко-культурный контекст рассказа (историческая справка - заранее готовит учащийся): Крепостничество и крепостные.

Составление кластера.

– Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается схема.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

– Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? 

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.”

– Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”?

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Просмотр мультфильма (фрагмент)

– Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма “Муму” режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


-

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Портрет Герасима. 

– Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих?» Выпишите из текста ключевые слова и фразы, которые характеризуют Герасима.

“Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Словесная характеристика (работа в парах): Подумайте и напишите 4-5 предложений: В чем сходство Алеши из произведения А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» и Герасима из повести «Муму»?


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Работа с текстом

Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной. 

– И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”).

Работа с текстом.

– Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.

– Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)
– Что она была за человек? 

– Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?
– Что решила причудливая старуха?

Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. 

– Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
– Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

– Как ведет себя Герасим после этого случая?

– Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.

Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

– Слезами горю не поможешь.
– Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).
– И рад бы заплакать, да смех одолел.
– Барский гнев да барская милость равно опасны.
– Неволя холопу, а воля господину.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию. Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна


5