1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 2 четверть |
Тема урока | Образ Герасима в произведении И.С.Тургенева «Муму» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. |
Метапредметные: регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию. познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно. коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. |
Предметные: умение анализировать художественный текст, высказывать свое мнение, оценивать поступки героев, делать выводы, развитие устной монологической речи, развитие навыка анализа образа литературного героя, сравнение героев произведения. |
Ключевые слова: портрет, барыня, коморка, доброта, милосердие, жестокость. |
Краткое описание: понять характер персонажа, вдуматься в смысловые оттенки слова «милосердие», рассмотреть поступки героев. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Психологический настрой учащихся на урок. Проверка домашнего задания, актуализация и “выход” на объяснение нового материала. Какие основные факты биографии вам запомнились? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Восстановите последовательность эпизодов. | | 1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. | | 2. Жизнь Герасима в доме барыни. | | 3. Герасим находит щенка. | | 4. Любовь Герасима к Татьяне. | | 5. Расставание с Татьяной. | | 6. Барыня требует уничтожить собаку. | | 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. | | 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. | | 9. Встреча Муму и барыни | | Проверка |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Знакомство с новыми определениями, понятиями, совершенствование устной речи, включая в нее новые речевые элементы. Рассматриваем образ главного героя и его взаимоотношение с другими персонажами. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Историко-культурный контекст рассказа (историческая справка - заранее готовит учащийся): Крепостничество и крепостные. Составление кластера. – Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…) – Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.) – На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…) – Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…) Выстраивается схема. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания. – Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? “В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.” – Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”? |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Просмотр мультфильма (фрагмент) – Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма “Муму” режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева? С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
- |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Портрет Герасима. – Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих?» Выпишите из текста ключевые слова и фразы, которые характеризуют Герасима. “Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Словесная характеристика (работа в парах): Подумайте и напишите 4-5 предложений: В чем сходство Алеши из произведения А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» и Герасима из повести «Муму»? |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Работа с текстом Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной. – И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”). Работа с текстом. – Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. – Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”) – Что она была за человек? – Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима? – Что решила причудливая старуха? Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. – Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему? – Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной? – Как ведет себя Герасим после этого случая? – Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя. Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему. – Слезами горю не поможешь. – Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется). – И рад бы заплакать, да смех одолел. – Барский гнев да барская милость равно опасны. – Неволя холопу, а воля господину. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна |