СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ героя , поэта Х.Б.Андрухаева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока о подвиге адыгейского поэта Х.Б.Андрухаева.

Просмотр содержимого документа
«Образ героя , поэта Х.Б.Андрухаева»



хусен Борежевич Андрухаев



02 марта 1920 - 08 ноября 1941


Адыгейский советский поэт, Герой Советского Союза





Разработка урока

адыгейской литературы

для 7 класса .

Разработала Наумова Надежда Михайловна,учитель русского языка и литературы первой категории, МБОУСОШ № 21 поселка Каменномостского.

Тема Великой Отечественной войны 1941–1945 годов всегда актуальна и неисчерпаема по своей глубине, героике и политической значимости. Но находятся политики заново переписывающие историю, принижающие в ней роль нашего государства в победе над фашизмом, инициирующие перенос или разрушение памятников воинам-освободителям.

В таких условиях недопустимо забывать историческое прошлое нашей страны, героические подвиги дедов, отцов, матерей. На примерах их героических поступков необходимо воспитывать их такими же мужественными, преданными защитниками своей Родины.

Одним из ярких примеров этого служит героический подвиг молодого политрука Хусена Андрухаева, который пожертвовал своей жизнью, чтобы приблизить победу в той страшной, жестокой войне.



























План урока

Тема: Хусен Борежевич Андрухаев - адыгейский советский поэт , Герой Советского Союза . Достойный сын адыгейского народа .

Цель: патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание учащихся на героическом примере адыгейского поэта Хусена Андрухаева.

Задачи:

  1. Раскрытие образа Хусена Андрухаева, Героя Советского Союза и воспитание на его героическом подвиге патриотических чувств учащихся.

  2. Активизация эмоционально-чувственной сферы учащихся посредством включения в процесс художественного восприятия произведений разных видов искусства (изобразительного искусства, музыки, поэзии, художественной литературы и кинематографии).

  3. Знакомство с работами художников, в которых раскрывается языком изобразительного искусства образ Хусена Андрухаева, его героический подвиг.

Оборудование занятия

Изобразительный ряд: репродукции с картин художников Адыгеи:

В.Ф. Баркин “Xусен Андрухаев”,

A.M. Куанов “Портрет Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”, A.M. Берсиров “Шехурадж. Памяти Хусена”,

А. Чечин “Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”,

А.В. Россошанский “Рус! Сдавайся! Русские не сдаются!”.

Литературный ряд: стихотворения Xусена Андрухаева

“Песня молодости”,

“Летнее утро”; отрывок из книги К. Жанэ “Хусен Андрухаев”;

поэма И. Машбаша “Память”.

Музыкальный ряд: ауди/грамзаписи песен

“Священная война” (композитор А.В. Александров, поэт В.И. Лебедев-Кумач); “Гимн демократической молодежи”, “Дороги” (композитор А.Г. Новиков, поэт Л. Ошанин); “День Победы” (композитор Д. Тухманов, поэт В.Харитонов. Документальный фильм « Запомните меня живым !»

Музыкальная, проекционная аппаратура: мультимедийный проектор «АКИРА»



План-конспект урока

“ Хусен Борежевич Андрухаев - адыгейский советский поэт , Герой Советского Союза . Достойный сын адыгейского народа ”



Учитель: Здравствуйте , ребята ! Сегодня на уроке адыгейской литературы мы познакомимся со славным сыном адыгейского народа , Хусеном Борежевичем Андрухаевым.

После объявления учителем темы урока включается музыка песни “Священная война”, написанная композитором А.В. Александровым на стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача (“Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой!...”).

Учитель: Ребята , вам хорошо известна эта песня , которая поднимала на смертный бой с фашистами . Вы знаете , что 22 июня 1941 года ровно в 4 часа враг вероломно напал на нашу великую Родину !

Миллионы встали на смертный бой с завоевателями и среди них – наш земляк, славный сын Адыгеи, Герой Советского Союза Хусен Андрухаев.

В 21 год геройски погиб Хусен . Он прожил короткую , но яркую и героическую жизнь . А ведь он так любил жизнь !

Ученик : Хусен Борежевич Андрухаев родился 2 марта 1920 года в ауле Хакуринохабль ныне Шовгеновский район Республика Адыгея в крестьянской семье.

Он очень рано приобщился к труду, помогал родителям . Вместе с отцом работал в колхозе . Помогал матери по хозяйству. Был любимым сыном в дружной семье. Очень любили аульчане Хусена за честный и смелый характер.

Хорошо учился в школе , очень любил читать , особенно поэзию. Многие стихи Пушкина , Лермонтова , Некрасова и Маяковского знал наизусть. Побовал сочинять и сам .

Первое стихотворение Хусена Андрухаева бЫло опубликовано в местной газете , когда юному поэту исполнилось 14 лет .Оно называлось «Шехурадже» и посвящалось речке Шехурадж , на берегах которой мальчик так любил играть. После окончния школы в 1935 году Андрухаев Хусен поступил в Адыгейский педагогический техникум . Там он организовал литературный кружок , члены которого выпускали рукописный журнал , где публиковались начинающие авторы . Молодые поэты проводили литературные вечера в адыгейских аулах, собирали сказания устного народного творчества.

В 1935 принял участие в совещании молодых писателей в Ростове-на-Дону.

В 1939 году Андрухаев окончил педагогический техникум, затем работал в редакциях районной газеты. С июня 1939 года работал корреспондентом областной газеты «Социалистическая Адыгея». Журналист. Поэт.

К тому времени уже началась Вторая мировая война . Войска гитлеровской Германии уверенно подступали к границам СССР. Молодой поэт решил :

Лучшее , что он может сделать ,- это связать свою жизнь со службой в армии.



Ученик : В Красной Армии с января 1940 года. Поступил в Сталинградское военно-политическое училище, в 1941 году окончил полный курс и получил звание- младший лейтенант , затем был назначен политруком роты 733-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии 18-й армии. Был отличным офицером , смелым политруком- снайпером. Дивизия Андрухаева уже имела боевой опыт в войне с белофинами . Хусен сразу же показал себя как меткий стрелок . Начало Великой Отечественной войны застало дивизию в Армении . Рота Андрухаева была была направлена на Южный фронт.



Ученица: Бои на этом участке были тяжелыми . противник имел двукратное превосходство как вживой силе , так и в технике. Первое сражение подразделение Хусена Андрухаева приняло в конце сентября 1941 года в Запорожской области. В результате девятичасового боя наша стрелковая дивизия отбила у противника село , захватила в плен сотни гитлеровцев . Андрухаев впервые отличился как снайпер, поразив из винтовки свыше 20 фрицев.

Демонстрация отрывка из фильма « Считайте меня живым»





Хусен Андрухаев третий справа со своими товарищами по службе.









Ученик : Этот опыт был немедленно взят на вооружение на Южном фронте . Выпустили даже специальную листовку , в которой бойцов просили брать пример с политрука – снайпера . А сам Андрухаев взялся обучать способных солдат своей роты снайперскому мастерству.





Учитель: Ребята , яркий, запоминающийся образ, который мы видим на этой репродукции, создал средствами рисунка и живописи старейший художник Адыгеи Виталий Баркин




 

На нас смотрит молодой политрук с живым проницательным взглядом. Лицо героя внешне спокойно и красиво. Андрухаев как бы на мгновение повернул голову в сторону зрителя, чтобы таким мы его и запомнили.

Ученик: Хусен Андрухаев прожил короткую, похожую на вспышку молнии жизнь. Ему исполнился двадцать один год, когда он совершил свой бессмертный подвиг.

Осень 1941 года. Враг, яростно наступая, бросал в бой новые и новые дивизии. Стойко сражались бойцы роты, политруком которой был Хусен Андрухаев. Они обороняли важный рубеж у донецкого села Дьяково. Бой был жестоким. Тяжело ранило командира роты. Командование принял Андрухаев.

Учитель : Подвиг Хусена Андрухаева

8 ноября 1941 года в ожесточённом оборонительном бою на окраине села Дьяково Антрацитовского района Ворошиловградской области немцы, получив подкрепление в танках и живой силе, ведя ожесточённый артиллерийский и миномётный огонь, стремились, как можно быстрее продвинуться к майкопской и грозненской нефти и кубанской пшенице. Надо было остановить их и задержать, пока подойдут резервы. И наши воины дрались, не щадя своей жизни. В этом бою погиб командир роты. Случилась обычная в таких случаях растерянность бойцов. И тут раздался громкий голос:

— Слушай мою команду ! — поднявшись во весь рост, младший политрук Х.Андрухаев первым устремился в атаку. За ним пошли уцелевшие бойцы роты. Но противник, во много раз превосходивший атакующих, окружал храбрецов, стремясь прежде всего взять в плен командира Андрухаева. Он остался прикрывать вынужденный отход подразделения.

Окружив его немцы несколько раз кричали ему:

- «Сдавайся рус».

- “Рус! Сдавайс!” – орали фашисты.

В ответ им Хусен крикнул:

- “Русские не сдаются!” – и, подпустив немцев, разметал их гранатой и сам погиб.

Было им уничтожено в тот миг около тридцати фашистов. После боя немцы посмотрели его документы и удивились, так как они не ожидали, что такие слова перед смертью скажет горец — адыг. Перед войной немецкая пропаганда убеждала немцев, что Кавказ они возьмут без единого выстрела так как арийское население будет на их стороне. Об этих последних минутах Х.Андрухаева поведал один из немцев, плененных позже ,и ещё тогда информация попала в газету. Фраза: « Русские не сдаются» понравилась Сталину и он позже не один раз её использовал.





















Ученик : Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года младшему политруку Хусену Борежевичу Андрухаеву посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза. Похоронен в братской могиле в селе Дьяково Луганская область, Украина.

Награды Хусена Андрухаева:

1.Медаль "Золотая Звезда"

2.Орден Ленина.

Ученик : ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В октябре 1942 года Герою Советского Союза — Николаю Ильину — вручили снайперскую винтовку имени Хусена Андрухаева, на прикладе которой командование прикрепило металлическую пластинку с надписью «Имени Героя Советского Союза Х. Андрухаева».

Учитель: Героический поступок Хусена Андрухаева запечатлен на картине художника А. Чечина “Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”. На этой репродукции с картины художника вы видите Андрухаева, изображенного в полный рост в минуту наивысшего внутреннего напряжения. Мгновение – и прогремит последний для него мощный взрыв...

Подвиг Хусейна Андрухаева воссоздал на своем полотне другой художник Адыгеи Александр Россошанский, который изобразил героя крупным планом в самую роковую секунду его жизни, когда он гибнет сам и уничтожает окруживших его фашистов
































Ученик: Подвиг Хусена Андрухаева ярко отражен в посвященной ему поэме Аскера Гадагатля “Невеста друга”:

Сомкнулся круг
Как изо дна колодца,
Еще синеет небо вдалеке.
– Берите, гады! Русский не сдается!
Мой друг влетает в этот круг незримый
И, яркой вспышкой местность ослепя,
Уходит в небо горьким едким дымом,
И немцев подрывая, и себя...

Учитель :Объявляется минута молчания, посвященная памяти Хусена Андрухаева и всем погибшим в Великой Отечественной войне.

Ученица: Хусен Андрухаев стал первым писателем, получившим высшую воинскую награду – золотую Звезду Героя Советского Союза. 28 марта 1942 года газета “Правда” в передовой статье писала: “...никогда не сотрется в памяти подвиг доблестного сына советского народа младшего политрука Хусена Андрухаева, геройски погибшего в неравном бою с захватчиками...”.









Учитель: Прошли годы, и именем героя названы улицы, школы, Адыгейское педагогическое училище (ныне педколледж имени Хусена Андрухаева), которое он перед войной заканчивал. О нем написаны песни, поэмы, книги. Ему посвящены картины, рисунки, памятники. Два памятника поднялись в Дьяково, над могилой воина – поэта, и в Хакуринохабле (Шовгеновске), где открыт мемориальный музей Хусена Андрухаева.

Имя Героя носит небольшой теплоход, осуществляющий рейсы между Анапой и Джемете.



Мемориальная доска герою Хусену Андрухаеву.

Ученик: “Считайте меня живым!..” – так называется сборник стихов Андрухаева, выпущенный в 1976 году. Поэт остается жить в своих стихах. Они все прекрасны – как патриотические, так и лирические.

Мне очень нравится стихотворение « Песня молодости». Ведь молодое поколение помнит Хусена и чтит его память . Часто можно видеть молодых у памятника Хусену Богежевичу Андрухаеву.









Ученица: Я прочту отрывки из стихотворения Хусена Андрухаева “Песня молодости”

Под негромкое звучание марша “Гимн демократической молодежи” ученик декламирует стихи поэта – героя:

Сердце молодое веселится –
Все мы рады радостью одной.
И летит, крылатая, как птица,
Песня над свободною страной.
Этой песне юным сердцем вторю,
Гордости счастливой не тая:
В чистом небе и далеком море,
В щедром поле – молодость моя.
Если вдруг нежданно враг
нагрянет,
Как один прийдем на зов страны.
Весь народ стальной стеною встанет,
Заслоним Отчизну от войны.
Яростною молнией горячей
Мы врага испепелим дотла.
Чтобы нас, как мать – смеясь и
плача –
Родина героями звала.

Учитель : Ребята , на этой фотографии мы видим памятник Х.Андрухаеву у входа в музей героя .

А на этой фотографии запечатлен момент открытия памятника Хусену Андрухаеву.





Любил поэт жизнь , хотел жить долго и счастливо ! Но фашисты оборвали жизнь поэта , который так любил родной аул , родную природу.





Ученица: читает отрывок из лирического стихотворения Хусена Aндрухаева “Летнее утро”:

... А рожок пастуший
Проснется радостно,
И аул откликнется
На этот зов.
И земля, умытая
Росой прохладною.
Зазвенит
На тысячу голосов...

Учитель: Родиной Хусена Андрухаева является аул Хакуринохабль, который он очень любил и тонко чувствовал красоту окружающей его природы: неба, деревьев и, особенно, речки Шехурадж. О большой любви Хусена к своей родной природе хорошо написал в своих воспоминаниях его близкий друг – известный писатель Адыгеи Киримизе Жанэ.





Перед вами памятник героя Хусена Андрухаева.Скульптор К.К.Сидошенко









Ученик: читает отрывки из книги К. Жанэ “Хусен Андрухаев”:

“Когда я рассказывал Хусену о своей речке Афипсе, то не жалел красок: и какая она полноводная и живописная, и какие огромные рыбы водятся в ней...

– Славная твоя речка Афипс, – соглашался Хусен, побывав у меня в гостях. – Но если бы ты увидел Шехурадж! В ней есть такое, что тебе и не снилось!

Я побывал в Шехурадже. Вроде бы такая же галька и такие же кусты лозняка на берегах, как и на Афипсе. Но четырнадцатилетний Хусен написал свои первые стихи не об Афипсе, и не о какой-либо другой реке, а про свой родной Шехурадж, на берегах которого прошло детство, откуда началась для него Родина” .

Демонстрируется репродукция с картины А. Берсирова “Шехурадж. Памяти Хусена”. Тихо звучит мелодия адыгейской национальной музыки.

Ученица: Хусен Андрухаев был неравнодушен к своей природе и смотрел на нее таким вдохновенным, очарованным взглядом, каким показал его на своем портрете другой художник Адыгеи Аслан Куанов. Особенно привлекательны на этом портрете живые, добрые глаза поэта, говорящие нам о его поэтическом восприятии мира, большой любви к жизни и человеку.

Демонстрируется репродукция с портрета А. Куанова “Портрет Героя Советского Союза Хусена Андрухаева”




Учитель: Ребята , послушайте чтение отрывка из большой, посвященной Андрухаеву ,поэмы, которую написал выдающийся современный писатель Адыгеи Исхак Машбаш. Она называется “Память” .

 Демонстрируется репродукция А. Берсирова “Шехурадж. Памяти Хусена”.

Тихо начинает звучать  мелодичная адыгская музыка.

 

Демонстрируется портрет В. Баркина “Хусен Андрухаев”.

 

Демонстрируется портрет А. Куанова “Герой Советского Союза Хусен Андрухаев”.

 

Ученик:

Память Герою Советского Союза Хусену Андрухаеву

А недавно я был у твоих земляков,
Где бежит Шехурадж, звеня.

Как мальчишка, стеснялся своих стихов,–
Словно слушаешь ты меня.
Там деревья свисают над самой водой...
И все время казалось мне:
Ты мне выйдешь навстречу такой молодой,
Не погибший еще на войне!
Там гортанную песню поет река...
И все время я жду и жду:
Ты прийдешь в гимнастерке политрука,
Как тогда в сорок первом году...

...Эй, Шехурадж, веселая река,
Звени и пой, прозрачна и легка,–
Живи! Он заслонил тебя собой,
Чтоб ясной ты была и голубой.

 


Мелодия адыгейской музыки постепенно смолкает.

Заключительное слово учителя: На этом уроке мы познакомились с произведениями Хусена Андрухаева , узнали подробно его биографию.Познакомились с произведениями искусства, посвященными славному сыну Адыгеи Хусену Андрухаеву, участнику и Герою Великой Отечественной войны, отдавшему свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Светлая намять о его жизни, творчестве и героическом подвиге сохранится в наших сердцах и сердцах будущих поколений на многие века.

Урок окончен.

Под музыку песни “День Победы” учащиеся выходят из класса.

Использованная литература:

  1. Андрухаев Х.Б. Считайте меня живым /Составитель и автор предисловия Киримизе Жанэ. – Майкоп, 1976.

  2. Баркин В.Ф. /Каталог выставки к 70-летию творческой работы. – Майкоп, 2009.

  3. Беретарь Х.Я. Века соединяют берега: Стихи и поэма. – Краснодар, 1978.

  4. Берсиров A.M. /Каталог персональной выставки. Автор вступит, статьи – Н.Г. Ловпаче. – Майкоп, 1997.

  5. Великая Отечественная война. В 2-х томах. Т. 1. Стихотворения и поэмы.– М.: “Художественная литература”, 1975.

  6. Гадагатль A.M. Память лет, Поэмы о войне и мире. – Майкоп, 1980.

  7. Жанэ К. Хусен Андрухаев. – М.: Политиздат, 1974.

  8. Куанов A.M. /каталог персональной выставки. Автор вступит. статьи А. Кушу. – Майкоп, 1986.

  9. Лебедев П.Ф. О боях – пожарищах: фронтовой фольклор и малоизвестные песенные тексты из армейских многотиражных газет. – Краснодар, 1983.

  10. Машбаш И.Ш. Щедрое солнце полдня /Перевод с адыгейского. – М.: Советская Россия, 1983.

  11. Россошанский А.В. Каталог выставки к 70-летию со дня рождения. – Майкоп, 1998.

  12. Россошанский А.В. Персональная художественная выставка. Каталог. – Майкоп, 1998.