НАХАБИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № с УИОП
Название проекта: Поэзия о Космосе
Название направления: Лингвистика и филология
Тема проекта: Образ Юрия Гагарина в поэзии.
Тип проекта – поисково-информационный
Автор проекта ученица 5 В класса Истратова Мария
Руководитель проекта Пшеничная Т.Ф.
Цель проекта:
сделать обзор поэтических произведений о полете в Космос первого в мире космонавта Юрия Гагарина;
определить их тематику и идейную направленность
Задачи проекта
- Узнать, кто из известных поэтов писал о полете Юрия Гагарина, и подобрать стихотворения.
- Систематизировать отобранный материал.
- Сделать анализ произведений.
МЕТОДЫ ПРОЕКТА
- Поиск.
- Наблюдение.
- Анализ и синтез.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап
- Этап планирования
- Исследование
- Анализ полученных результатов
- Вывод
Подготовительный этап – поиск информации
Этап планирования
- Найти тексты стихотворений о Ю. Гагарине.
- Прочитать их.
- Систематизировать.
- Обобщить.
- Сделать вывод
Исследование
- Поиск информации - интернет ресурсы.
- Отобрано - 30 стихотворений. В исследование не включены стихи поэтов, авторство которых не указано.
- Авторы : известные советские поэты Александр Твардовский, Константин Симонов, Ольга Бергольц, Владимир Высоцкий, Алексей Сурков, Степан Щипачёв, Андрей Дементьев и другие. Объекты: тема, идея, герой.
Анализ полученных результатов.
Основная тематика стихотворений о Ю. А. Гагарине
- Полет Ю.А. Гагарина
- Образ Ю.А. Гагарина в характеристике авторов
- Ю.А. Гагарин глазами матери
- Герой от первого лица
- На смерть Ю.А. Гагарина
Полет Ю.А. Гагарина.
Авторы: К. Симонов , О. Бергольц , С. Щипачев , Н. Добронравов, С. Кирсанов , В. Федоров и другие (всего 13 авторов)
Основная идейная направленность:
восторг, радость, удивление, гордость, сопричастность людей всей Планеты к великому подвигу советского народа. Поэты пишут о космосе и мужестве, о горизонтах науки и смелости человека. Герой -простой советский парень из смоленской деревни.
Ольга Бергольц «Полет»
Мы глядим, робея. Неужели
Он – как мы,
а мы – под стать ему?
Неужели ж это мы летели.
Сквозь десятки зорь,
и стран,
и тьму?
Это мы – вся плоть и кровь народа.
Образ Ю.А. Гагарина в характеристике авторов
Авторы: Б. Дубровин , И. Ринк , А. Щербаков , М. Упенюк , А. Дементьев , Ф. Чуев (всего 6 авторов).
Идейная направленность: процесс становления героя.
Герой - человек, друг, космонавт, о его поиски и раздумья, о мечты и надежды.
Ю.А. Гагарин глазами матери.
Авторы: П. Нефедов « Баллада о шнурке», Н. Старшинов « Мать и сын».
Идейная направленность: духовная близость матери и сына.
Герой- человек, известный всей Планете, сын простой русской женщины, нежно и трепетно любит свою мать
Герой от первого лица
В. Высоцкий « Я первый смерил жизнь обратным счетом», 1970 г.
Идейная направленность: пронзительная исповедь героя.
Герой – человек, космонавт, исследователь, оказавшийся в экстремальных условиях.
Он откровенно раскрывает мысли, чувства, физические ощущения, пережитые во время полета. Употребление местоимения «Я» создает между читателем и героем очень доверительные личные отношения. Чувства героя непоказные, не наигранные. За 108 минут полета вся жизнь проносится у него перед глазами космонавта. Он понимает значимость события, но сожалеет, что его жизнь « в скрижали занесут» . Космонавт говорит о перегрузках как исследователь, без страха за свою жизнь, смотрит на себя как бы со стороны:
« И вихрем чувств пожар души задуло», «Стучали в ребра легкие, звеня. Я на мгновенье сердцем подавился - Оно застряло в горле у меня». Но вот « исчезли перегрузки, - тишина. Эксперимент вошел в другую фазу», «вновь чередом своим пошла весна».
На смерть Ю. А. Гагарина.
Авторы: А. Твардовский, Н. Добронравов, А. Сурков, Ф. Чуев, Ю. Павлов , И. Слепнев , Л. Воробьев (7 авторов).
Идейная направленность: всенародные горе и скорбь, боль и печаль.
Герой - символ века, времени, поколения, образ, дела и поступки которого всегда будут жить в памяти всего человечества, ибо он сделал то, что люди веками пыталось сделать в мечтах, сказаниях и преданиях ради познания смысла жизни на земле и в космосе.
- Вывод:
- 1. Работа над проектом показала, что Юрия Гагарина, открывшего перед человечеством новую эру — эру освоения космического пространства, любят, помнят и чтят во всех уголках нашей планеты. Его полет в Космос нашел широкое отражение в поэзии 20 и 21 века.
- 2. Тема проекта не изучена в литературе и ждет своего исследователя.
- 3. Значимость стихотворений о Ю. А. Гагарине велика, потому что они передают мысли, эмоции, гордость людей, ставших современниками великого подвига простого советского человека. В них рассказывается о великом времени и о великих свершениях нашего народа. О подвиге простого русского парня, великом сыне великого народа.
источники
- 1. Википедия.
- 2. www.myshared.ru/slide/1064000. Общие требования и правила оформления ученических работ.
- 3.zanimatica.narod.ru Стихи о первом космонавте
- 4.myastronomy.ru Астрономическая поэзия
- 5. https://stihi-russkih-poetov.ru