СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Катерины в драме «Гроза»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ Катерины в драме «Гроза»»

Тема: Образ Катерины в драме «Гроза»

Цели урока:

Образовательная: выработать у школьников навык характеристики литературного героя, рассмотреть образ Катерины, её позицию в драме.

Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, сохранить в себе нравственные качества, стремление оставаться полноценной личностью, воспитывать уважение к окружающим.

Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя, анализировать текст, вести дискуссию.

План урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Чтение и анализ текста.

4.Итог урока.

5.Задание на дом.

Литература:

1 Учебник для СПО Литература под.ред. Г.А. Обернихиной

Оборудование: портрет писателя, текст пьесы.

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

- На прошлых уроках мы рассмотрели две группы персонажей драмы Островского «Гроза». Это представители «тёмного царства» и жертвы «тёмного царства». Сегодня наша задача – рассмотреть образ Катерины и решить для себя, можно ли отнести Катерину к жертвам «тёмного царства».

3.Чтение и анализ текста

- Давайте вспомним, какой основной конфликт в драме «Гроза»?

(Основной конфликт драмы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлениях к равноправию, к свободе человеческой личности).

- Между какими персонажами этот конфликт разворачивается?

(Между Катериной и Кабанихой).

- Давайте посмотрим, какие отношения сложились у Катерины и Кабанихи?

(Уже с первого появления на сцене становится ясно, что между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Свекровь вечно недовольна снохой, постоянно её укоряет за то, что «не очень-то нынче старших уважают», настраивает сына против матери. Катерина возражает на это: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь» (д.1-е, явл.5-е).

- К Кабановой Катерина обращается на «ты». Как вы думаете, почему? (Катерина говорит с ней, как с равной, она стремится к ясным, доброжелательным отношениям в семье. По мнению Катерины, муж и жена должны уважать друг друга. Кабанова же считает, что жена должна мужа бояться. Она стремится к тому, чтобы всё в доме было по старому порядку: провожая мужа, жена должна поклониться ему в ноги, а потом «выть». Катерина её отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!» (д.2-е, явл.7-е) Это в очередной раз показывает, что Катерина не желает мириться со старыми порядками, навязываемыми Кабанихой).

- С кем Катерина делится своими тайными мыслями?

(Катерина открывается Варваре, говорит ей, что любит Бориса, рассказывает, как хорошо ей жилось в родном доме: «…жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле…» (д.1-е, явл.7-е)

- Для чего Островский показывает жизнь Катерины в родном доме?

(Автор использует приём контраста, антитезы, чтобы ярче показать угнетённость Катерины в доме Кабанихи).

- Почему Катерина доверяет именно Варваре?

(Варвара – единственный человек в доме Кабанихи, который проявил к Катерине сочувствие, увидел её душевное состояние).

- Катерина мечтает превратиться в птицу: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» (д.1-е, явл.7-е). Для чего Островский использует образ птицы? (Автор использует этот образ, чтобы показать, что мечты Катерины – это стремление к воле. Образ птицы – это народно - поэтический образ, он показывает близость Катерины к народу, к природе).

- В доме Кабановых сердце Катерины неспокойно, потому что здесь всё держится на страхе и угнетении, она чувствует: «Быть греху какому-нибудь!».

- Как отнеслась Катерина к предложению Варвары устроить свидание с Борисом?

(Катерина приходит в смятение. «Бросить его, бросить далеко, в реку, кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжёт, точно уголь», - думает она, держа в руках ключ от садовой калитки.)

- Почему ключ жжёт ей руки?

(В душе Катерины происходит борьба между чувством и долгом. Эта сцена раскрывает внутренний конфликт.)

- Почему происходит этот внутренний конфликт?

(Катерина не любила Тихона по-настоящему, она вышла замуж по необходимости, так делали все, и никого не интересовало её чувство к Тихону. Да и Тихон женился, потому что маменька этого хотела. По-своему он любит Катерину: не хочет держать её в страхе, хорошо к ней относится. Но перечить указам маменьки Тихон не в силах. Катерина видит, что муж безволен, слабохарактерен, она может его лишь жалеть).

- Как вы считаете, можно ли любить, жалея? (Вопрос открыт)

- Проследите, как развиваются отношения Катерины и Бориса. Чья любовь вам кажется искренней? Докажите.

(Катерина нуждалась в любви и искала её в Борисе, хотя скорее она полюбила не самого Бориса, а его образ, который создала сама. Но, не понимая этого, верила в чистоту и искренность этой любви. Ради неё Катерина готова была презреть мораль и старые устои: «Твоя теперь воля надо мною! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда» (д.3-е, явл.3-е). Борис не воспринимает с должной серьёзностью чувства Катерины, считает, что их отношения должны остаться тайной. Когда Катерина признаётся в содеянном, Борис уезжает по приказу дяди. Катерина просит взять её с собой, но он уезжает один, по-прежнему боясь ослушаться дядю. Значит, Борис мало чем отличается от Тихона).

- В душе Катерины вновь происходит борьба, теперь между страхом перед карой небесной и желанием освободиться: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно» (д.4-е, явл.5-е)

- Почему Катерина выбирает смерть?

(Выход Катерина видит для себя в смерти, потому что и умереть, покончив жизнь самоубийством, - грех, и жить с таким грузом на душе – тоже грех. Катерина выбирает смерть, считая, «кто любит, тот будет молиться»).

- Сравните Катерину с героинями других писателей, например, с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» или Верой из «Героя нашего времени».

- Поразмышляйте над смыслом названия драмы.

(Гроза – кара небесная за грехи; природное явление, «электричество»; символ очищения, освобождение от старой жизни и начало новой).

4.Итог урока

- Вернёмся к основному вопросу нашего урока. Кто же Катерина: жертва «тёмного царства» или человек с сильным характером? (Вопрос открыт)

- Как повлияла гибель Катерины на других жителей города Калинова?

(Варвара с Кудряшом убежали; Тихон впервые пошёл против матери, обвинив её в смерти Катерины; Кулигин открыто протестует против порядков Дикого и Кабанихи).

- Смерть Катерины – вызов власти Кабанихи. Если даже слабые выразили протест, значит, власти «тёмного царства» придёт конец.

5.Задание на дом

Прочитать статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», ответить тезисно на вопросы:

1)как критик относится к «тёмному царству»;

2)как он относится к жертвам «тёмного царства»;

3)как Добролюбов относится к Катерине?















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!