Верещагина Зоя Анатольевна, учитель русского языка. Г.Ачинск, МБОУ «СШ № 11»
Технологическая карта урока « Образ Хозяйки Медной горы в сказе Павла Петровича Бажова . Понятие сказа. Сказ и сказка. |
Цель урока | Продолжить работу над литературным образом; раскрыть образ главной героини сказа – хозяйки Медной горы. |
Оборудование: | Учебник литературы ч.2 под ред. Коровиной, рабочие тетради ч.1 и 2, мультимедийная презентация, раздаточный материал. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Фиксация времени. |
Мотивация учебной деятельности | Приветствие учеников, обращение к гостям, | Слушают учителя. | 1 мин. |
Актуализация | На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о сказах Бажова, об условиях труда рабочих, познакомились с основными героями сказа. Дома вы читали статью о Бажове и должны были найти новые сведения по теории литературы. Что нового вы нашли? | Дают ответы (ответы: понятие сказа). | 1-2 мин. |
Постановка цели урока. | Посмотрите на слайд и запишите тему нашего урока «П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Понятие о сказе. Сказ и сказка»: сказ как жанр литературы. И определите цель своей работы на уроке. | Записывают тему и определяют свою цель. | 2 мин. |
Этап перехода к изучению темы 1.Понятие сказа 2. отличие сказа от сказки | Итак, кто такой «сказитель» и что такое «сказ»? Подберите к слову «сказ» однокоренные слова и запишите их в тетрадь. (связь с рус.языком) Сказ-сказка-сказывать и так далее Правильно, а давайте сравним слова: «сказ» и «сказка». Как вы думаете, это слова с одинаковым лексическим значением, или нет? Действительно, «сказ» и «сказка» - это очень близкие слова, но между ними есть разница, которую мы с вами должны найти | Подбирают однокоренные слова , работа со словарем. Стр.293-298 | 3 мин 3 мин. Просмотр видео 3 мин. |
Работа со словом (связь с русским языком) (поисковое чтение) | Значение этих слов мы можем найти в словарях. Выпишите определения сказа и сказки, сопоставьте, сделайте вывод. (работа по учебнику стр.64 или 298) В чем же отличие сказа от сказки? Давайте назовём отличительные черты сказки и сказа. | Работа по вариантам: Первый ищет определение «СКАЗА», второй – СКАЗКИ Называют отличительные черты. |
Подведение итога по работе учителем и переход ко 2 этапу изучения темы урока | Мы разобрались с понятием сказа, теперь можем начать знакомство с главной героиней сказа. Кто это? Без чьего образа невозможно до конца понять содержание сказа? (о Хозяйке Медной горы) . Давайте встретимся с этой героиней. Просмотрите два фрагмента сказа и ответьте на вопросы (раздаточный материал) | Следят за работой и выполняют предложенные задания. |
Работа по 2 этапу темы урока | 1.Какое место занимает Хозяйка в сказе? (работа по опорным вопросам – раздаточный материал) Для чего автор ввёл три раза описание Хозяйки Медной горы? (найдите их и приготовьтесь 2. Прочитать,чтоб полнее раскрыть образ хозяйки, показать ее с разных сторон. ) 3. Что мы узнали из описания? 4. Какой предстает перед нами Хозяйка во всех описаниях? Положительный или отрицательный она персонаж? 5. Как отразилось на Хозяйке то, что она живет в горе, среди холодного камня, а не среди людей? 6. О чем просит Хозяйка Степана при прощании? «…велит забыть ее, не вспоминать, а у самой слезы на глазах..». Почему? (Хозяйка не просто не просто дух подземных богатств, она наделена чувствами. Она обладает душой, руки у нее горячие. Это значит, что чувство любви ей также понятно). 7. Может ли она силой его удержать, почему она силой не оставляет у себя Степана? ( Понимает: насильно мил не будешь. Герои находятся в разных условиях жизни: Степан – земной человек, Хозяйка – волшебница). | Работают над опорными вопросами, чтение с остановками/ работа по тексту | 15 минут |
Приём «Чтение с остановками» |
Приём «Составление кластера» | Попробуйте собрать все качества Хозяйки Медной горы в этй схеме, составьте кластер | Учащиеся составляют кластер качеств Хозяйки | 2 мин |
Подведение предварительного итога | Можно ли согласиться, что в Хозяйке соединены лучшие качества людей: внешняя красота, чистота нравов, духовность? | Готовят ответы | |
Учитель читает наизусть стихотворение Татьяны Сарышевой | Хозяйка Медной горы Распахнуты скалы, дорога открыта, Простят ему выдумку, бегство, исканья, А ей — по зеленой траве малахита Бродить, улыбаясь: она ведь из камня. Что с каменной станется! Душно и мелко Ревнивое чувство. Теперь оно глуше. Припала к стволу ошалевшая белка, Трусливые зайцы расправили уши. Хозяйка идет. И не в том ее сила, Что стоит ей только кивнуть головою — И дерево вдруг упадет вековое, А в том, что Степана домой отпустила. Распахнуты скалы, дорога открыта, Простят ему выдумку, бегство, исканья, А ей — по зеленой траве малахита Бродить, улыбаясь: она ведь из камня. Она ведь из камня. 10. Так кто же она, Медной горы Хозяйка? «Что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?» | Слушают стихотворение. | 1 мин |
Творческое задание, рефлексия, учителем делается обобщение урока | Слушаем песню в исполнении Андрея Береснева и пытаемся представить себя в гостях у Хозяйки Медной Горы. Составление и чтение синквейнов и даймондов по теме урока | Слушают песню в исполнении Андрея Береснева и составляют синквейны и даймонды по теме урока, затем зачитываю изх (3-4 ученика) на отдельных цвеьных листочках | 5 мин. |
Домашнее задание и завершение урока. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения, сделать презентацию сказа Бажова на выбор. | Запись домашнего задания. | 3 минуты. |