СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Образ Хозяйки Медной горы в сказе Павла Петровича Бажова . Понятие сказа. Сказ и сказка.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе. Второй урок по планированию.

Просмотр содержимого документа
«« Образ Хозяйки Медной горы в сказе Павла Петровича Бажова . Понятие сказа. Сказ и сказка.»

Верещагина Зоя Анатольевна, учитель русского языка. Г.Ачинск, МБОУ «СШ № 11»

Технологическая карта урока « Образ Хозяйки Медной горы в сказе Павла Петровича Бажова . Понятие сказа. Сказ и сказка.

Цель урока

Продолжить работу над литературным образом; раскрыть образ главной героини сказа – хозяйки Медной горы.

Оборудование:

Учебник литературы ч.2 под ред. Коровиной, рабочие тетради ч.1 и 2, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Фиксация времени.

Мотивация учебной деятельности

Приветствие учеников, обращение к гостям,

Слушают учителя.

1 мин.

Актуализация

На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о сказах Бажова, об условиях труда рабочих, познакомились с основными героями сказа. Дома вы читали статью о Бажове и должны были найти новые сведения по теории литературы. Что нового вы нашли?

Дают ответы (ответы: понятие сказа).

1-2 мин.

Постановка цели урока.

Посмотрите на слайд и запишите тему нашего урока «П.П. Бажов «Медной горы хозяйка». Понятие о сказе. Сказ и сказка»: сказ как жанр литературы. И определите цель своей работы на уроке.

Записывают тему и определяют свою цель.

2 мин.

Этап перехода к изучению темы

1.Понятие сказа

2. отличие сказа от сказки

  1. Итак, кто такой «сказитель» и что такое «сказ»?

Подберите к слову «сказ» однокоренные слова и запишите их в тетрадь. (связь с рус.языком)

Сказ-сказка-сказывать и так далее

  1. Правильно, а давайте сравним слова: «сказ» и «сказка». Как вы думаете, это слова с одинаковым лексическим значением, или нет?

  2. Действительно, «сказ» и «сказка» - это очень близкие слова, но между ними есть разница, которую мы с вами должны найти

Подбирают однокоренные слова , работа со словарем. Стр.293-298

3 мин












3 мин.















Просмотр видео  3 мин.

Работа со словом (связь с русским языком)

(поисковое чтение)

Значение этих слов мы можем найти в словарях. Выпишите определения сказа и сказки, сопоставьте, сделайте вывод.

(работа по учебнику стр.64 или 298)

В чем же отличие сказа от сказки? Давайте назовём отличительные черты сказки и сказа.

Работа по вариантам:

Первый ищет определение «СКАЗА», второй – СКАЗКИ



Называют отличительные черты.

Подведение итога по работе учителем и переход ко 2 этапу изучения темы урока

Мы разобрались с понятием сказа, теперь можем начать знакомство с главной героиней сказа. Кто это? Без чьего образа невозможно до конца понять содержание сказа? (о Хозяйке Медной горы) . Давайте встретимся с этой героиней. Просмотрите два фрагмента сказа и ответьте на вопросы (раздаточный материал)


Следят за работой и выполняют предложенные задания.

Работа по 2 этапу темы урока

1.Какое место занимает Хозяйка в сказе?

(работа по опорным вопросам – раздаточный материал)

Для чего автор ввёл три раза описание Хозяйки Медной горы? (найдите их и приготовьтесь 2. Прочитать,чтоб полнее раскрыть образ хозяйки, показать ее с разных сторон. ) 3. Что мы узнали из описания?

4. Какой предстает перед нами Хозяйка во всех описаниях? Положительный или отрицательный она персонаж?

5. Как отразилось на Хозяйке то, что она живет в горе, среди холодного камня, а не среди людей?

6. О чем просит Хозяйка Степана при прощании? «…велит забыть ее, не вспоминать, а у самой слезы на глазах..». Почему? (Хозяйка не просто не просто дух подземных богатств, она наделена чувствами. Она обладает душой, руки у нее горячие. Это значит, что чувство любви ей также понятно).

7. Может ли она силой его удержать, почему она силой не оставляет у себя Степана? ( Понимает: насильно мил не будешь. Герои находятся в разных условиях жизни: Степан – земной человек, Хозяйка – волшебница).

Работают над опорными вопросами, чтение с остановками/ работа по тексту

15 минут

Приём «Чтение с остановками»

Приём «Составление кластера»

Попробуйте собрать все качества Хозяйки Медной горы в этй схеме, составьте кластер

Учащиеся составляют кластер  качеств Хозяйки

2 мин

Подведение предварительного итога

Можно ли согласиться, что в Хозяйке соединены лучшие качества людей: внешняя красота, чистота нравов, духовность?

Готовят ответы


Учитель читает наизусть стихотворение Татьяны Сарышевой


Хозяйка Медной горы

Распахнуты скалы, дорога открыта, 
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита 
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
Что с каменной станется! Душно и мелко
Ревнивое чувство. Теперь оно глуше. 
Припала к стволу ошалевшая белка, 
Трусливые зайцы расправили уши.
Хозяйка идет. И не в том ее сила, 
Что стоит ей только кивнуть головою —
И дерево вдруг упадет вековое, 
А в том, что Степана домой отпустила.
Распахнуты скалы, дорога открыта,
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
Она ведь из камня.

10. Так кто же она, Медной горы Хозяйка? «Что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?»


Слушают стихотворение.

1 мин

Творческое задание, рефлексия, учителем делается обобщение урока

Слушаем песню в исполнении Андрея Береснева и пытаемся представить себя в гостях у Хозяйки Медной Горы. Составление и чтение синквейнов и даймондов по теме урока






Слушают песню в исполнении Андрея Береснева и составляют синквейны и даймонды по теме урока, затем зачитываю изх (3-4 ученика) на отдельных цвеьных листочках


5 мин.

Домашнее задание и завершение урока.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения, сделать презентацию сказа Бажова на выбор.

Запись домашнего задания.

3 минуты.



1