Образ коня в литературе
Лошади появились на Земле задолго до человека. К тому времени, как доисторический человек стал обживать пещеры, лошадь существовала на Земле, по крайней мере, уже миллион лет. И по сей день они живут рядом с нами, покоряя наши души и сердца своей красотой и грацией, помогая в повседневных делах. Лошадь — друг человека. Люди посвятили ей немало произведений..
- Абрамов Ф. "О чем плачут лошади" Айтматов Ч. "Прощай, Гульсары" Акимушкин И. "На коне - через века" Алексеев С. "Рыжик" Алмазов Б. "Прощайте и здравствуйте, кони!" Алмазов Б. " Самый красивый конь" Астафьев В. "Конь с розовой гривой" Л. Брандт «Браслет 2»
- Берна П. "Лошадь без головы" Боярский П. "Седлайте коней" Бриль Ю. "Не троньте лошадей!" Веллер М. "Конь на один перегон"
- Джемс В. "Дымка (конь ковбоя) " Ибрагимов Г. "Чубарый" Конан-Дойл А. "Серебряный" Куприн А. И. "Изумруд"
- Мориц Ю. "Пони" Паустовский К. "Теплый хлеб" Робертс Ч. "Жеребенок " Салтыков-Щедрин М. Е. "Коняга" Сетон-Томпсон Э. "Мустанг-иноходец" Сетон-Томпсон Э. "Про коня"
- "Сивка-бурка": Русская народная сказка Соколов-Микитов И. "Фурсик" Спеджин М. "Эти удивительные лошади и пони за работой, в игре и в спорте". Сьюэлл А. "Чёрный Красавчик" Толстой Л. Н. "Холстомер" Ушинский К. "Слепая лошадь" Френсис Д. "Фаворит" Хэрриот Д. "О всех созданиях - прекрасных"
Кони (лошади), вплоть до 30-х годов XX века были основным транспортным средством и главным помощником крестьянина в сельскохозяйственных работах. Лошадей холили, любили, их ценили очень дорого (в начале XVIII века за боярскую лошадь давали около 20 рублей, простая стоила 4 рубля, а лучшие “аргамаки” — 100 рублей; ни за одного крепостного не дали бы такую сумму).
Лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.
На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру (живопись, ваяние, художественную литературу).
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
В разных вариациях чередуются слова “конь” и “лошадь”, поэтому вспомним их этимологию.
- В.И.Даль пишет так: “Конь — м. стар. комонь, славнс. клюся, стар. араб. фарь; лошадь добрая, не кляча”. А что же “лошадь”? Ещё 235 лет назад А.П.Сумароков предположил и обосновал версию, что “от новых татар, принявших слово лошадь, коня в неё превратили... Ибо в наших славянских книгах конь лошадью никогда не назывался (от АЛАША — мерин+АТ — конь)”. А вот учёный Г.Ф.Одинцов обосновал чисто славянское происхождение этого слова от почти исчезнувшего прилагательного лоший — “плохой” (чтобы ввести в заблуждение злых духов). Лошадь же, вообще конь: особ. не жеребец и не кобыла, мерин.
Вот и у Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему “верой-правдою”, конь же предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина.
Есть и другая замечательная версия, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка.
А корми его пшеницей да белояровой,
А ещё пои его... да ключевой водой,
...Ещё будет тебе конь да лошадь добрая
Ещё добра-де лошадь богатырская.
С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь.
...А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезжаю,
А судьба для меня — за коня!
Да, разной была судьба как у коней, так и у их хозяев: одни садились на “тёмно-карих жеребчиков нелегчёныих” и ехали “к городам да за получкою”. Но молодой Вольга Святославович не может состязаться с оратаем Микулой Селяниновичем и его “кобылой соловою”, у которой “гужики шёлковые”. Залюбуешься, когда идёт она, а “как хвост-то у ней расстилается, а грива-то у неё развевается”, и “грудью она пошла”.
Кабы она, кобыла, коньком бы была,
За эту кобылу пятьсот бы дал.
И об этом же жалеет её хозяин Микула Селянинович:
Кабы эта кобыла коньком бы была...
Конечно, если бы он знал, сколько славных дел сделал Конёк-горбунок (конёк — уменьшительно-ласкательное слово от конь) для своего хозяина из сказки Ершова.
Он —
Игрушечка-конёк,
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
...на земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет...
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит...
«Сивка-Бурка»: сильный, статный “конь бежит, земля дрожит, из ушей столбом дым валит, из ноздрей пламя пышет”.
Сказочные лошади. Таблица сравнения
Лошади и кони фигурируют как герои литературных произведений, песен, народных сказок, былин и преданий многих народов мира, фигурируют в пословицах и поговорках. Существует огромное количество пород и мастей лошадей, каждая из которых по своему хороша. Читая какое-нибудь литературное произведение, где описываются лошади, даже порою и сказочные, можно представить примерно какими они могли быть и чем они похожи на лошадей, существующих в жизни. Все лошади в сказках разные. Я попыталась проанализировать несколько сказок, чтобы сравнить главных героев этих произведений – лошадей.
Сказочный персонаж Существующая масть или порода
- Ирина ТОКМАКОВА Счастливо, Ивушкин! ...Самое ужасное, что во всех этих трехкомнатных квартирах люди почему-то не держат лошадей…Теперь …что-то плохое обязательно случится с Лушей…. Списанные, значит, негодные, ненужные, ничьи. Но Луша!!! Луша умница, труженица, добрая, такая рассудительная, любимая… Ивушкин ее любил, потому что Луша его друг. Луша скосила на Ивушкина большой лиловый глаз, передернула серой в светлых пятнышках шкурой, махнула хвостом,... …А уж как она любила Ивушкина! Они вместе неслись через луг ...и на душе у обоих становилось весело, легко и разноцветно….А зимой! Ивушкин насыпал Луше овса, садился рядом на скамеечку, и они с Лушей беседовали... …А что же теперь получается? Вся семья уедет в город,а она останется одна - голодная, холодная, печальная и никем не любимая? Брошенная? "Так не бывает, - думала Луша. - Разве своих бросают?" …папа, мама и мальчик с букетом свернули в переулок и дошли до ворот с вывеской "Садово-парковое хозяйство". В это время …из низ выезжала ...запряженная в телегу серая со светлыми пятнышками лошадь.
Сказочный персонаж Существующая масть или порода
Астрид ЛИНДГРЕН Пеппи длинный чулок На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит почерневший от времени ветхий дом. Вот в этом-то доме и живет Пеппи Длинный чулок… ...Вилла «Курица» — так назывался этот старый дом… ...Пеппи могла бы шутя поднять лошадь, если б захотела, — и знаете, она это часто проделывает. Ведь у Пеппи есть лошадь, которую она купила в тот самый день, когда поселилась в своей вилле. Пеппи всегда мечтала о лошади. Лошадь живет у нее на террасе. А когда Пеппи хочется после обеда выпить там чашечку кофе, она, не долго думая, выносит лошадь в сад.
чубарые (крапчатые, пятнистые) лошади - яркая экзотическая масть
Сказочный персонаж Существующая масть или порода
Народная СКАЗКА Сивка-БУРКА Жил-был старик; у него было три сына… Третий сын Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел… Старик свистнул - гайкнул богатырским посвистом: - Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой! Сивка бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. - Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служи ему, как мне служил. Иван-дурак … поехал в чисто поле, в широко раздолье… … сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: - Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой! Сивка-Бурка бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез - напился-наелся, в друго вылез - молодцом оделся, сел на коня и поехал.
Сивая масть - темно серая или вороная с проседью. Бурая - коричневая масть. Каурая — «дикая» масть. Окраска - рыжевато-коричневая, грива и хвост темнее корпуса. Значит, можно предположить, что Сивка-Бурка – это серо – коричневая лошадь с темной гривой и хвостом.
Сказочный персонаж Существующая масть или порода
Лошадь вороной масти с белой звездочкой во лбу и белым чулком на передней ноге. "Звездочки" и так называемые "носочки" или "чулки" бывают у лошадей любой масти.
- Анна СЬЮЭЛ Черный красавчик Эта всемирноизвестная сказочная повесть Анны Сьюэлл об удивительных приключениях, которые происходят в Англии в середине XIX века с конем по кличке Черный Красавчик. Повествование ведется от его имени. «Белый чулок на передней ноге и белая звезда во лбу красиво оттеняли мою черную шерсть, которая стала теперь шелковистой и мягкой» - так описывает себя сам Черный Красавчик.
Сказочный персонаж Существующая масть или порода
Светло-игреневая лошадь Игреневая масть — рыжая или бурая всегда с белыми или дымчатыми гривой и хвостом. Длинная светлая грива имеет один и тот же цвет в течение всего года.
- Леонид АРДАЛИОНОВ Конь ветерок ил-был в Волшебной Стране конь Ветерок. Почему его так называли? А как иначе? Ведь с самого раннего детства, когда Ветерок был еще жеребенком, никто и никогда не мог его обогнать. Как игривый ласковый ветерок он летел над землей, едва касаясь ее копытцами. Радуясь собственной удали, Ветерок гордо вскидывал тонкую шею: «И-оо»; и белоснежная грива развевалась, как волосы Морской Владычицы, парящей во время бури над океаном. Когда же Ветерок переходил на галоп, то казалось, что его копыта выстукивают барабанную дробь, и никто в эти моменты, кроме зорких эльфов, не мог различить мелькавших в бешеном темпе стройных ног жеребенка.
Сказочный персонаж Существующая масть или порода
- Константин УШИНСКИЙ Слепая лошадь. Сказка Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом… В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра – так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади… Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?
Раз увидев ФРИЗА, ты уже не забудешь эту породу и не спутаешь никогда ни с какой другой. Это совершенно ни на что не похожий силуэт, это мощь в соединении с энергичностью и динамизмом! Эти длиннющие вьющиеся грива и хвост: казалось, такое бывает только на картинках в детских книжках сказок, а вот оно - на самом деле! Таких самобытных, ни на кого не похожих пород, как фриз, очень мало. Масть у фриза бывает только вороной.
Стихотворения Б.Слуцкого «Лошади в океане»
- Человек
- жестокий
- бесчувственный
- равнодушный
- бессердечный
- Лошади
- добрые
- доверчивые
- беспомощные
- беззащитные
Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.
Сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика), описанного в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.
Но может и осчастливить. как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
… крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Как это здорово! Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они, наверное, о “прянике конём”. Это же мечта всех деревенских малышей,
“ Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами...
ВЫВОДЫ: