СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь ученику и учителю при изучении повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"

Просмотр содержимого документа
«"Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"»

Ресурсный центр обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Презентацию выполнил: учащийся 8 класса Шульпин Данил Учитель: Козлова Людмила Петровна Нижний Новгород, 2020г.

Ресурсный центр обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий

Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Презентацию выполнил:

учащийся 8 класса

Шульпин Данил

Учитель:

Козлова Людмила Петровна

Нижний Новгород, 2020г.

Цели: - научить глубокому осмыслению повести, помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»; - развивать навыки аналитического мышления; - воспитывать уважение к простому человеку, чувство ответственности за свои поступки .

Цели:

- научить глубокому осмыслению повести, помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;

- развивать навыки аналитического мышления;

- воспитывать уважение к простому человеку, чувство ответственности за свои поступки .

В русской литературе существует выражение «маленький человек». Маленький человек — не только человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, силой характера, но при этом добрый, душевный, безобидный.  Обратимся к повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»... В русской литературе она занимает особое место. Именно в ней впервые были изображены жизненные невзгоды, боль и страдания «маленького человека». С неё в русской литературе начинается тема «униженных и оскорблённых», тема «бедных людей», которая затем привлечёт внимание Гоголя, Достоевского, Чехова.

В русской литературе существует выражение «маленький человек». Маленький человек — не только человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, силой характера, но при этом добрый, душевный, безобидный.

Обратимся к повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»...

В русской литературе она занимает особое место. Именно в ней впервые были изображены жизненные невзгоды, боль и страдания «маленького человека». С неё в русской литературе начинается тема «униженных и оскорблённых», тема «бедных людей», которая затем привлечёт внимание Гоголя, Достоевского, Чехова.

Актуальность темы: Более ста лет прошло с той поры, как был создан образ Самсона Вырина - героя повести А.С.Пушкина

Актуальность темы:

Более ста лет прошло с той поры, как был создан образ Самсона Вырина - героя повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". С тех пор тема "маленького человека" стала одной из главных в литературе XIX века. Писатели-гуманисты не могли оставаться равнодушными к бедствиям и страданиям других людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Их трудная жизнь, полная лишений, их борьба за выживание стали предметом изображения в "Станционном смотрителе" Пушкина, "Шинели" Гоголя, "Униженных и оскорбленных", "Бедных людях" Достоевского, в стихотворениях Некрасова, в рассказах Чехова. Это произведения о тех, кто в нечеловеческих условиях не утратил веры в бескорыстие и добро, в любовь, сохранил надежду на лучшее. Они не могут не волновать и читателя XXI века.

А.С.Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч вёрст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увёз его дочь Дуню, а Самсон Вырин похоронен на местном кладбище.

А.С.Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч вёрст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться.

Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увёз его дочь Дуню, а Самсон Вырин похоронен на местном кладбище.

Сейчас здесь располагается музей «Дом станционного смотрителя». Это первый в нашей стране музей литературного героя. Планировка интерьера музея воссоздана по архивным документам и повести А.С.Пушкина.

Сейчас здесь располагается музей «Дом станционного смотрителя». Это первый в нашей стране музей литературного героя. Планировка интерьера музея воссоздана по архивным документам и повести А.С.Пушкина.

Переступив порог музея, мы попадаем в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени. Из небольших сеней, освещённых фонарём со свечой, вход на «чистую» половину для приезжающих.

Переступив порог музея, мы попадаем в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени. Из небольших сеней, освещённых фонарём со свечой, вход на «чистую» половину для приезжающих.

Это большая продолговатая горница в четыре окна. Большая часть помещения предназначена для ожидания лошадей «господами приезжающими». Здесь уютно. На окнах — горшки с бальзамином , стены украшены лубочными картинками.

Это большая продолговатая горница в четыре окна. Большая часть помещения предназначена для ожидания лошадей «господами приезжающими». Здесь уютно. На окнах — горшки с бальзамином , стены украшены лубочными картинками.

Путешественники, ожидая лошадей, располагались за большим столом. Смотрители держали для проезжих чай, кофе, сахар, сливки, баранки и другие продукты. В случае ночлега спать можно было на широких лавках, а если путник заболел в дороге, то по правилам, смотритель обязан был приютить его и предоставить постель.

Путешественники, ожидая лошадей, располагались за большим столом. Смотрители держали для проезжих чай, кофе, сахар, сливки, баранки и другие продукты. В случае ночлега спать можно было на широких лавках, а если путник заболел в дороге, то по правилам, смотритель обязан был приютить его и предоставить постель.

Войдя в горницу, путешественник мог сразу обратиться к смотрителю станции. Стол смотрителя помещался в «красном» углу. На столе вы видите бронзовый подсвечник, чернильницу с гусиным пером, ящик для денег, книги для записи подорожных.

Войдя в горницу, путешественник мог сразу обратиться к смотрителю станции. Стол смотрителя помещался в «красном» углу. На столе вы видите бронзовый подсвечник, чернильницу с гусиным пером, ящик для денег, книги для записи подорожных.

Над столом висят правила. Главное из них - «Какому чину по скольку выдавать лошадей». Согласно этому циркуляру, Пушкин, чиновник 10-ого класса, мог расчитывать лишь на пару коней. В то время, как особы 1-ого класса получали по двадцать лошадей. Рядом ещё одно «Постановление». В одном из пунктов говорится: «Путешествующим запрещено чинить станционному смотрителю притеснения, оскорбления или побои… Станционные смотрители в ограждение от обид пользуются по высочайшей воле 14-ым классом». Но если не было лошадей, то их не спасал от гнева раздражённого проезжего чин коллежского регистратора — 14-ый класс, самый маленький чин в России.

Над столом висят правила. Главное из них - «Какому чину по скольку выдавать лошадей». Согласно этому циркуляру, Пушкин, чиновник 10-ого класса, мог расчитывать лишь на пару коней. В то время, как особы 1-ого класса получали по двадцать лошадей.

Рядом ещё одно «Постановление». В одном из пунктов говорится: «Путешествующим запрещено чинить станционному смотрителю притеснения, оскорбления или побои… Станционные смотрители в ограждение от обид пользуются по высочайшей воле 14-ым классом».

Но если не было лошадей, то их не спасал от гнева раздражённого проезжего чин коллежского регистратора — 14-ый класс, самый маленький чин в России.

Из чистой половины входим в небольшую комнату Дуни. Мы видим старинный комод, скромное зеркальце, небольшую шкатулку, столик для рукоделия, пяльцы. Всё говорит о том, что в доме царили покой и счастье, хотя должность станционного смотрителя никак не назовёшь лёгкой и спокойной.

Из чистой половины входим в небольшую комнату Дуни. Мы видим старинный комод, скромное зеркальце, небольшую шкатулку, столик для рукоделия, пяльцы.

Всё говорит о том, что в доме царили покой и счастье, хотя должность станционного смотрителя никак не назовёшь лёгкой и спокойной.

В музее словно оживают все образы повести: голубоглазая красавица Дуня, молодой гусар Минский и Самсон Вырин, «маленький человек» - главный герой повести, который был счастлив, счастлив своей любовью к дочери. В ней он видел смысл жизни, но счастье это было разрушено. «…Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

В музее словно оживают все образы повести: голубоглазая красавица Дуня, молодой гусар Минский и Самсон Вырин, «маленький человек» - главный герой повести, который был счастлив, счастлив своей любовью к дочери. В ней он видел смысл жизни, но счастье это было разрушено.

«…Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

«Вошёл в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; … и всё кругом показывало ветхость и небрежение». Не случайно А.С.Пушкин в своей поэме дважды упоминает и подробно описывает эти лубочные картинки, они повторяют историю Дуни. Самсон Вырин, хорошо знавший содержание этих картинок, воспитанный на них, ждёт свою дочь, свою Дуню. Ждёт, что она несчастная, глубоко раскаявшаяся, вернётся домой. Он готов простить её, как простил отец своего заблудшего сына, но Дуни нет. Самсон Вырин не может с этим смириться и пешком отправляется за своей дочерью в Петербург: «Авось, - думал смотритель, приведу домой заблудшую овечку мою». В этом «авось» и неуверенность, и надежда. Попытка вернуть Дуню — это протест, хотя и очень робкий.

«Вошёл в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; … и всё кругом показывало ветхость и небрежение».

Не случайно А.С.Пушкин в своей поэме дважды упоминает и подробно описывает эти лубочные картинки, они повторяют историю Дуни.

Самсон Вырин, хорошо знавший содержание этих картинок, воспитанный на них, ждёт свою дочь, свою Дуню. Ждёт, что она несчастная, глубоко раскаявшаяся, вернётся домой. Он готов простить её, как простил отец своего заблудшего сына, но Дуни нет. Самсон Вырин не может с этим смириться и пешком отправляется за своей дочерью в Петербург: «Авось, - думал смотритель, приведу домой заблудшую овечку мою».

В этом «авось» и неуверенность, и надежда. Попытка вернуть Дуню — это протест, хотя и очень робкий.

Самсон Вырин возвращается домой, но чувство тревоги за дочь не покидает его. Почему? Ведь он видел, что Дуня счастлива с Минским. Вырин понимает, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит трагедией. Но трагичной оказывается судьба самого главного героя. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает. Самсон Вырин относился к низшему социальному слою. Это был робкий, униженный, забитый человек, но он был наделён высокими душевными качествами.

Самсон Вырин возвращается домой, но чувство тревоги за дочь не покидает его. Почему? Ведь он видел, что Дуня счастлива с Минским. Вырин понимает, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит трагедией.

Но трагичной оказывается судьба самого главного героя. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает.

Самсон Вырин относился к низшему социальному слою. Это был робкий, униженный, забитый человек, но он был наделён высокими душевными качествами.

Самсон Вырин умер, так и не дождавшись своей Дуни. Умер, глубоко убеждённый в том, что Дуня не может быть счастлива с Минским. И в этом его трагедия и трагедия таких, как он «маленьких людей», живущих в жестоком, несправедливом мире, с очень «удобным» правилом: чин чина почитай.

Самсон Вырин умер, так и не дождавшись своей Дуни. Умер, глубоко убеждённый в том, что Дуня не может быть счастлива с Минским. И в этом его трагедия и трагедия таких, как он «маленьких людей», живущих в жестоком, несправедливом мире, с очень «удобным» правилом: чин чина почитай.

Вывод: Александр Сергеевич Пушкин не просто рассказывает нам о судьбе станционного смотрителя, но и призывает читателей поразмышлять вместе с ним, задуматься о доброте и милосердии, чести и долге и, может быть, изменить что-то в своей жизни. Таким образом,

Вывод:

Александр Сергеевич Пушкин не просто рассказывает нам о судьбе станционного смотрителя, но и призывает читателей поразмышлять вместе с ним, задуматься о доброте и милосердии, чести и долге и, может быть, изменить что-то в своей жизни.

Таким образом, "Станционный смотритель" явился первой попыткой объективно и правдиво рассказать о "маленьком человеке".

Литература и ссылки: 1. Гершензон М. Мудрость Пушкина.- М., 1990. 2.Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве  Пушкина.- М., 1973. 3. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина» / Под ред. В.Е. Хализева.- М., 1989. 4. http://revolution.allbest.ru/literature/00012929_0.html 5. http://slovo.ws/comp/ru/3406.html

Литература и ссылки:

1. Гершензон М. Мудрость Пушкина.- М., 1990.

2.Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве

Пушкина.- М., 1973.

3. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина» / Под ред. В.Е. Хализева.- М., 1989.

4. http://revolution.allbest.ru/literature/00012929_0.html

5. http://slovo.ws/comp/ru/3406.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!