СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе в 7 классе. Повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Трагедия главного героя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема маленького человека - одна из главных в летературе. Вводить это понятие уже можно с 7 класса, изучая повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель", на примере образа Самсона Вырина.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 7 классе. Повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Трагедия главного героя»

Урок по литературе в 7 классе


Тема. Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Трагедия главного героя.

Цель: продолжить знакомство с пушкинской прозой; история создания

«Повестей покойного И.П. Белкина»; сюжет и композиция повести; тема

маленького человека в произведении А. Пушкина; в чём трагедия главного

героя.


Ход урока


  1. Оргмомент

  2. Проверка д/з

? 1. Как вы считаете, какие исторические факты и события в жизни

А.С. Пушкина повлияли на формирование его характера и творчества,

мировоззрения?

2. Раскройте понятие лирики? Какие тематические группы выделяют в

лирике? Главное отличительное свойство лирики?

3. Что такое пафос, его разновидности? Какова его роль?

4. Дайте определение философской лирики. назовите стихотворения, котор-

ые относятся к философским?

5. Определите размер стихотворения «Если жизнь тебя обманет»

6. Что вас больше всего привлекает в творчестве А. Пушкина?


  1. АОЗ

? 1. Что такое сюжет?

  1. Каков сюжет повести «Станционный смотритель»?

  2. Назовите главных героев повести?

  3. Что такое композиция? Её составные части?

  4. Композиция повести «Станционный смотритель»


  1. Новый материал

1. Словарная работа

\/ Прочтите эпиграф, с которого начинается повесть


Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Князь Вяземский

? Какие слова вам не понятны?

Коллежский – в дореволюционной России I часть составных гражданских чинов

Регистратор – коллежский регистратор. В дореволюционной России – низший

гражданский чин по табели о рангах.


2. Беседа

? 1. С чего начинается повесть?

  1. В каком году происходят события?

  2. В какой губернии, станции?

  3. Почему не даётся название губернии и станции? О чём это говорит?

  4. Что говорит Пушкин о чинах?

  5. Случайно ли в повествование Пушкин вводит библейские мотивы (историю блудного сына)?

  6. Как вы думаете, почему, спустя несколько лет, главный герой, проезжая через знакомую губернию, ещё ничего не зная о своих давнишних знакомых, был опечален? Почему Пушкин говорит об этом?

  7. Почему, войдя в комнату, главный герой снова видит картинки, рассказывающие о блудном сыне?

  8. Как вы думаете, почему только во второй приезд главный герой говорит об имени станционного смотрителя?

  9. Как изменился Самсон Вырин за те 3-4 года, что его не видел Белкин?

  10. Почему нового героя Пушкин называет проезжим, ни путником, ни путешественником?

  11. Говоря об обмане и подкупе врача гусаром, о чём хочет сказать автор? Для чего всё это проделывает гусар?

  12. Почему С.Вырин сам усаживает свою дочь в кибитку ротмистра?

  13. Почему С.Вырин слёг с горячкой?

  14. В чём проявляется низость и подлость немца-лекаря?

  15. Почему С.Вырин говорит о своей дочери: «Авось приведу я домой заблудшую овечку мою»?

  16. Какие поступки говорят о нечестности, низости Минского?

  17. Как поступил С.Вырин с деньгами, которые ему дал гусар? Почему?

  18. Как вы думаете, зачем С.Вырин вернулся за брошенными деньгами?

  19. «Смотритель постоял, постоял – да и пошёл...» Какой смысл заключён в этой строчке?

  20. Как С.Вырину удалось узнать, где живёт его Дуня? Почему с помощью обмана?

  21. Почему при встрече с отцом Дуня потеряла сознание?

  22. «Что ты за мною всюду крадёшься, как разбойник? Или хочешь меня зарезать? пошёл вон!»

= Почему гусар так сказал отцу Дуни? Кто из них является разбойником?

  1. «Вот уже третий год как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху ни духу. Жива ли, нет ли, бог её ведает... Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге; молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою... Так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...»

  2. Третье посещение станции. Что узнал Белкин?

    - почему село Н?

    - почему осенью? // умирает природа –

\/ Зачитайте пейзаж.

  • До этого встречается в повести описание природы?

  • Почему? Какое он имеет значение?

? «Мне стало жаль своей напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром...»? Почему герой так говорит?

  1. Как описано кладбище?

? «...кладбище, голое место, ничем не ограждённое, усеянное деревянными крестами, не осенённое ни единым деревцом. Отовсюду не видал я такого печального кладбища».

  1. Почему повесть заканчивается словами:

    «И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных»?


  1. Итог

? 1. Чем заинтересовала вас повесть А. Пушкина «Станционный

смотритель»?

2. Какие чувства и мысли пробуждает она у современного читателя?

3. Какие отрывки вы хотели бы проиллюстрировать? Почему?

4. Как описывает Пушкин радости и горести Самсона Вырина? Какое

значение при этом имеют портретные зарисовки и описания внутренней

обстановки постоялого двора?

5. Одной из заслуг Пушкина в литературе того времени было его

обращение к «маленькому человеку», то есть к простому человеку из

народа. Как же показал автор судьбу станционного смотрителя

С.Вырина? Как выразил своё отношение к нему?

6. Как относится рассказчик к тем, о ком он повествует? Кому он больше

сочувствует?

7. В чём трагедия Самсона Вырина?

8. Какова основная мысль повести?

  1. Д/з. Отметить портрет и художественные детали в описании Самсона Вырина и Дуни.

    Письменно: какие вопросы вы предложили бы для обсуждения этой повести?