СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ матери Марии дель Пилар в произведении Т. Уайлдера "Мост короля Людовика Святого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ матери Марии дель Пилар в произведении Т. Уайлдера "Мост короля Людовика Святого"»

«Образ матери Марии дель Пилар в художественном мире повести Т.Уайлдера “Мост короля Людовика Святого”».


Торнтон Уайлдер (годы жизни 1897-1975) занимает особое место в литературе США XX века. Его роман «Мост короля Людовика Святого», написанный в 1927 – классическое произведение литературы США того периода времени, роман-притча о любви и смерти.

В основу романа легли истории пяти человек, завершивших свой жизненный путь на рухнувшем 20 июня 1714 года мосту короля Людовика Святого. Исследуя судьбы погибших, францисканский монах брат Юнипер пытается логически обосновать деяния Промысла и «разгадать причину их гибели» (Уайлдер, 1976: 27). Маркиза де Монтемайор и ее компаньонка Пепита, дядюшка Пио и мальчик Хаиме, а также молодой человек Эстебан двадцати двух лет отроду, вроде бы случайно оказавшиеся в роковой точке, на самом деле, связаны между собой. Мать Мария дель Пилар, настоятельница монастыря Санта Марии Росы де лас Росас, – один из центральных образов романа.

Мать Мария дель Пилар – подлинный человеческий центр повести, в котором сходятся все истории воедино. Ведь Разрушение моста Людовика Святого – это не только история тех, кто погиб, но и свидетелей их жизни и смерти. В последней главе Торнтон Уайлдер собирает вместе трех женщин, переживших утрату: мать Марию, лишившуюся двух своих воспитанников – Пепиты и Мануэля, бывшую актрису Периколу, потерявшую старого друга дядюшку Пио и единственного сына дона Хайме, и донью Клару, дочь погибшей маркизы Монтемайор. Актриса Камила Перикола переживает огромную внутреннюю борьбу, когда у неё отнимают дочерей, а также погибает её единственный сын и наставник. Несмотря на то, что дядя Пио очень волновался, считая Камилу не способной на любовь, его смерть меняет в ней отношение к жизни: спустя два года девушка приходит к Матери дель Пилар и просит выслушать её, недостойную, кается. А мать Мария берёт её в помощницы по приходу, Камила помогает ухаживать за безнадёжно больными и сумасшедшими. Однако исключительность внутренней борьбы писатель отразил лишь в душевных переживаниях самой матери Марии дель Пилар. Именно она и является главным героем повести и выносит на себе всю тяжесть катастрофы. Для матери Марии гибель ее воспитанников, и особенно Пепиты, не только личная потеря, но и серьезный удар по ее планам большого социально-исторического масштаба. Ей приходится найти мотивы и силы для продолжения своего повседневного труда без надежды на преемника, понимание и достойную оценку ее трудов, словом, без человеческой поддержки и без доказательств богоугодности ее дел. Иными словами, дела Марии дель Пилар питаются уже не верой в великое будущее её начинаний, а этическими ценностями.

Обратимся к поэтике имени главной героини притчи. Пресвятая Дева Мария дель Пилар (или же Пресвятая Дева Мария на Колонне) – покровительница Испании, всего испанского мира и испаноязычных народов, Богоматерь Столпа. Согласно легенде, святая Дева явилась святому апостолу Иакову Старшему на берегах реки Эбро, в городе Сарагосса, тогда называвшемся Цезарея Августа, и поддержала святого в его нелегком миссионерском долге — распространении христианства в Испании [3]. Причем, Богоматерь появилась, стоя на колонне (колонна, столп — по-испански pilar), отсюда и имя — Пресвятая Дева дель Пилар.

Если говорить о колонне или столбе, можно выйти на несколько основных символических значений согласно словарю Джека Тресиддера:

  • поддержка, прочность, постоянство, опора, устойчивость;

  • священная Ось Мира, центр, восхождение;

  • божественная и земная жизненная сила;

  • одиночество, отчуждённость, светлая печаль, боль потери [1].

В христианских странах имя Богородицы ассоциируется с самыми лучшими женскими качествами, понятием материнства, домашнего тепла, уюта. В произведении внешний облик и душевные качества матери Марии описываются в следующих строчках произведения: (цитирую) «Ее простое красное лицо выражало большую доброту, но больше идеализма, чем доброты, и больше начальственности, чем идеализма» [1]. И действительно, такая интерпретация имени вполне отвечала задачам Уайлдера создать образ участливой, способной переживать чужую боль как свою и всегда готовой помочь настоятельницы монастыря.

Характер и образ матери Марии наделены чертами протестантскости: стремление самостоятельно найти путь к Богу, принцип всеобщего священства (когда человек может являться сам для себя священником), внедрение церкви в мирскую жизнь верующих: (цитирую) «Она билась с косностью своей эпохи, желая облечь хоть каким-то достоинством женщину». Деятельность матери Марии, несомненно, велика и охватывает сразу несколько сфер жизни: она противостоит архиепископу Лимы, инквизиции, незаметно посвящает себя деятельной любви к ближнему (глухонемым и безумным), задумывается о равноправии богатых и бедных, мужчин и женщин, перуанцев, индейцев и белых европейцев, цитирую («…она предавалась безумным мечтам о тех днях, когда женщины организуются для защиты женщин: женщин в пути; женщин в услужении; женщин больных и старых; женщин, которых она видела в шахтах Потоси и в ткацких мастерских; девочек, которых она подбирала у дверей дождливой ночью»; «Вся ее работа: ее больницы, ее приют, ее монастырь, ее внезапные спасательные вылазки – все зависело от денег. Никто не восхищался искренне чистой добротой, но она была вынуждена наблюдать, как доброта ее и чуть ли не сам идеализм приносятся в жертву администрированию – в такой страшной борьбе добывались субсидии у церковного начальства».

Автор не случайно в заключительной части произведения доверяет матери Марии суждение о смысле времени и любви. Он описывает этот монастырь настолько необычным, насколько необычна фигура его настоятельницы. По словам повествователя, мать Мария опережает свое время, с чем и связано её одиночество. Она одинока в своих церковных трудах, у неё нет опоры и поддержки, нет того, кто продолжил бы вести её начинания и расширять её дело, ей некому передать свой житейский и духовный опыт: (цитирую) «Она — сиделка, ухаживающая за больными, которым не выздороветь; она — священник, без устали творящий службу у алтаря, к которому никто не приходит» [1].

Мать Мария, несомненно, экзистенциально переживает столкновение с действительностью, как свидетельствует факт внутренней борьбы: «Прошлой ночью она вырвала идола из своего сердца и вышла из этого испытания бледной, но твердой. Она примирилась с тем фактом, что не имеет никакого значения, двигается ее работа или нет, – достаточно просто работать» [1]. Это выражается в чувстве тревоги и беспокойства, особенно связанном с потерей смысла жизни, с данностью, которую невозможно изменить. Мать Мария отказалась не только от человеческих стимулов, но от всяческих гарантий своих стараний: (цитирую) «… скоро и мы умрем, и память об этих пятерых сотрется с лица земли; нас тоже будут любить и тоже забудут»[1].

Владимир Григорьевич Прозоров наиболее полно раскрывает подлинную идею любви в своей статье «Любовь по Торнтону Уайлдеру»: (цитирую) «…она расходует себя в великодушии и заботе, рождает мечты и высочайшую поэзию, остается одним из самых ярких проявлений своекорыстия» [1]. Для таких героев, как мать Мария, любовь — не сконцентрировавшаяся на одном человеке всепоглощающая страсть, а стойкое, постоянное отношение к миру и всем живущим в нем. Такая любовь свободна от своекорыстия, эгоизма, стремления к безраздельному обладанию. Концепция любви у Уайлдера неотделима от другого важнейшего для писателя понятия — «работы жизни», в которую вовлечены герои произведения. Можно выделить некоторые типологические черты таких персонажей, как мать Мария:

  • у всех у них развито повышенное чувство ответственности, в трудную минуту они никогда не уклоняются от бремени решения;

  • в своих поступках они руководствуются не общепринятыми моделями взглядов и поведения, а исключительно собственными представлениями, не опасаясь пойти вразрез с мнением окружающих (цитирую, «мать Мария дель Пилар умела разглядеть несчастную человеческую душу под любой маской дерзости и тупости…»[1]);

  • они безразличны к внешним проявлениям успеха или славы и в другом человеке всегда ценят его человеческую сущность [2].

Из этого вытекает уайлдеровская концепция любви: те, кто знал любовь, (цитирую ) «никогда не станут смотреть на человека — будь то принц или лакей — как на неодушевленное существо». Согласно строчкам из 13 главы 1-ого послания к Коринфянам святого апостола Павла:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» [4].

Ключевая роль матери Марии в произведении заключается во вхождении в чужие судьбы, участии в чьих-то делах, оказании помощи. Она представляет собой некий внутренний стержень, на котором держатся все герои романа. Писатель помещает героиню на второй план повествования, «позади» всех пяти историй жизни. Однако, несмотря на свою отдалённость от центральных персонажей, она выполняет важную роль, несущую большую смысловую нагрузку.

Именно к ней, раньше или позже, приходят лишившиеся родных, надежды, таланта: Маркиза после отъезда дочери, оставшись совсем одинокой, Эстебан после смерти Мануэля, Камила Перикола после утраты сына и наставника (дяди Пио), и, наконец, донья Клара после смерти матери.

Нельзя не упомянуть и чувство вины матери Марии перед Пепитой. Женщина была так увлечена подготовкой Пепиты к роли своей преемницы, что совсем потеряла из виду чувства самой Пепиты, а сама девушка от этого очень страдала: (цитирую) «Но отчетливее всего вспоминала Пепита неожиданные беседы, когда настоятельница (не рискуя ждать, пока девочка повзрослеет) обсуждала с ней свои обязанности. Она разговаривала с Пепитой как с равной. Такие речи поражают и тревожат понятливого ребенка, а мать Мария дель Пилар злоупотребляла ими. Она расширяла представления Пепиты, внушая ей чувства и поступки, не соответствующие ее возрасту». Перед смертью девочка пишет письмо настоятельнице, которое дает прочитать Маркизе, а затем сжигает, не желая отправлять. Причиной тому стали одиночество и чувство покинутости: (цитирую) «И теперь в незнакомом трактире, в чужих горах, где кружилась от высоты голова, Пепита жаждала видеть дорогого человека, единственную свою отраду».



Мать Мария не получает это письмо, но чувствует, что принесла Пепиту в жертву своим альтруистическим планам. О вине она говорит с Периколой и дочерью маркизы, она может понять и утешить их, потому что тоже чувствует горе от потери, вину, бессилие что-то исправить. И тогда, когда она осознает и принимает собственное бессилие и одиночество, к ней приходят Камила и Клара, дочь Маркизы. Перикола становится ее помощницей, а Клара, вероятнее всего, будет покровительницей монастыря. И, что самое главное, именно в обители матери Марии, в её монастыре сохраняется тот самый список сожженного манускрипта брата Юнипера, так тщательно собиравшего воедино все 5 историй жизни этих людей.

Список использованной литературы

  1. Прозоров В.Г. Любовь по Торнтону Уайлдеру: смысл и истоки концепции. / В.Г. Прозоров [Электронный ресурс]. – URL: https://md-eksperiment.org/ru/post/20180606-lyubov-po-t-uajlderu (Дата обращения: 20.02.2023).

  2. Тресиддер Дж. Столб (столп, колонна) / Дж. Тресиддер // Тресиддер Дж. Словарь символов [Электронный ресурс]. – URL: https://www.booksite.ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/18.htm (Дата обращения 22.02.2023).

  3. Уайлдер Т. Мост короля Людовика Святого [Текст] / Торнтон Уайлдер // Мост короля Людовик Святого. День восьмой. – М.: Изд-во «Прогресс», 1976. – С. 25-101.