СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образ матери в искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие очень полезно для обучающихся, оно прививает любовь к искусству. Дети узнали больше об образе матери в искусстве, сумели реализовать свои творческие способности, приобрели навыки сотрудничества, умения выслушать друг друга.

Просмотр содержимого документа
«"Образ матери в искусстве"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


1.Введение.

Дата проведения: 27.11.2019 г.

Тема: «Образ матери в искусстве»

Участники: 10 «Б» класс

Провели: Шкулёва Кристина Сергеевна

Выбор темы обусловлен школьными традициями, возрастными особенностями обучающихся, интересами обучающихся.

Воспитательные цели:

- формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства, литературы и современных технологий.

Задачи:

  1. Рассмотреть, как музыка, литература, скульптураи живопись разными путями идут к созданию образа матери.

  2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.

  3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

  4. Работа основана на попытке систематизировать и обобщить имеющиеся сведения по данной теме, а также обозначить значимость образа женщины-матери.

  5. Форма исследования – теоретическая.

  6. Гипотеза исследования – образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности на протяжении всего существования человечества.

  7. Объектом исследования является постижение и отражение идеала материнства в различных искусствах.

Предмет исследования – образ женщины-матери в различных видах искусства (скульптура, живопись, музыка, литература).

Форма: КТД

План:

I.Организация начала

II.Подготовительная часть (18.11.2019 г.)

1)Выбор темы, цели и задач проекта (через проблемную ситуацию, беседу)

Обсуждение выбора темы. Студент-практикант предложил изучить образ матери в искусстве, т. к. приближается один из самых теплых и нежных праздников года — День матери и детям было предложено сделать проект на эту тему. Эта идея им понравилась. Для создания проекта необходимо было познакомиться с различными видами искусств и с тем, как в них отражен образ матери. Для разработки проекта было выбрано четыре направления: живопись, скульптура, музыка и литература.

2) Определение количества участников, состава рабочих групп.


III.Плановые работы: 19.11.2019 г.

1.Определение источников информации;

2.Планирование способов сбора и анализа информации;

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата);

4.Распределение обязанностей среди членов команды.


IV.Исследовательская деятельность: 20.11 -24.11.2019 г.

1.Сбор информации, решение промежуточных задач.

2.Основные формы работы: поиск материалов в дополнительных источниках, работа в сети Интернет, …

V.Результаты и выводы: 25.11.- 26.11.2019 г.

1.Анализ информации;

2.Формулировка выводов;

3.Оформление результата.

VI.Представление готового продукта и оценка процесса работы: 27.11.2019г.

1.Представление итогов учебного проекта.

2. Подготовка.

Мероприятие готовилось с учетом возрастных особенностей обучающихся и их интересов, строилось логически и последовательно, чтобы как можно больше заинтересовать детей и вовлечь в совместную деятельность.

Дети с удовольствием проявили инициативу и доклады по выбранным направлениям, поучаствовали в создании презентации.

3. Сценарий дела.

Ход мероприятия:

Учитель:

Здравствуйте. Сегодня мы хотим вам представить наш проект. Тема этого проекта всем нам очень дорога и близка. (Слайд 1)

Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишься, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была? (И.А. Бунин «Матери»)

(слайд 2) Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется музыкант, художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.

Выступление первой группы:

Образ матери в живописи (слайд 3)

Мать и дитя – вечная тема в искусстве. Любовь, жертвенность, забота, обучение, воспитание – художники во все времена любовались и восхищались матерями, удивлялись чуду новой жизни и воспевали материнский труд. Обратимся к наиболее знаковых картинам о материнстве.

Рафаэль Санти — «Сикстинская Мадонна» (1513 г.) (слайд 4)

Молодая женщина прижимает к себе ребенка. В ее глазах читаются беспокойство и страх, но вместе с ними – доверчивость, любовь к сыну и желание его защитить. Картина висела в церкви, за алтарным крестом, а значит, Мадонна и ребенок смотрят на крестные муки Спасителя и – через них – на прихожан. Мать несет сына навстречу мукам и через них – навстречу людям.

Дева одновременно взволнованна и смиренна, тверда и нежна. Ее окружают ангелы и святые, но сама она – из плоти и крови. Мастерски объединив в одной фигуре столько противоположностей и сознание грядущих страданий, Рафаэль создал один из самых ярких образов материнства в истории искусства.

Утвердившееся название связано с историей и композицией полотна. Мадонне предстоят святой Сикст и святая Варвара. Святой Сикст – покровитель рода делла Ровере, к которому принадлежали Папа Юлий II и его дядя Папа Сикст IV.

Семейство делла Ровере по традиции поддерживало бенедиктинский монастырь в Пьяченце. В том монастыре была церковь Святого Сикста, в которой почитались мощи святой Варвары, покровительницы Пьяченцы. Для этой церкви и предназначалось полотно, написанное по заказу Юлия II, который, как считают некоторые исследователи, изображен здесь в образе святого Сикста.

Впервые религиозное полотно так прямо и непосредственно обращается к человеку.

А. Толстой написал о «Мадонне» Рафаэля проникновенные строки:

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.

А он, в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед — и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

Рафаэль восславляет величие женщины, способность во имя высшего долга пойти на жертву. Мария предстает как идеал материнства.

Ж.-Б.-С. Шарден —«Молитва перед обедом» (до 1740 г.) (слайд 5)

Шарден написал ряд картин о жизни буржуа – не богачей и не бедняков. Он идеализирует не аристократическое кокетство и роскошь, а достоинство и труд. Например, женщины на его картинах будут в простом, но чистом и опрятном платье.

Полотна Шардена показывают материнство в стенах дома. Его молодые матери исполнены самоуважения, потому что заботятся о детях, кормят их и моют, следят, чтобы они были прилично одеты и, как на этой картине, учат их молиться перед едой. Шарден представляет материнство как предназначение женщины, без которого не будет исполнен ее долг, прежде всего перед самой собой.

Британские аристократы XVIII в. предпочитали другой подход к изображению материнства. Главной обязанностью женщины в детской было произвести наследника, что и отражалось в живописи. Это парадные портреты, в которых редко можно увидеть признаки близости матери и ее детей.

На этой картине Гейнсборо изображает семью не высшей английской знати, но следует всем канонам парадного аристократического портрета: богатое платье, условный фон, люди смотрят прямо на художника. В центр композиции он помещает не отца, а мать с малышкой, которой старший брат протягивает цветок. При этом ни мать, ни отец не смотрят на детей.

Семья Бейли уступала родовитым англичанам в статусе, но старалась вести схожий с ними образ жизни. Отец семейства Джеймс Бейли и его жена Колин принадлежали к крупным кланам Шотландии. Джеймс в молодости уехал в Вест-Индию, купил там плантацию и участвовал в работорговле. Прожив в колониях 20 лет, пара переехала в Лондон. Бейли, сам рабовладелец, был яростным противником отмены рабства на территории Британской империи. Когда в 1833 г. рабство все же было отменено, семья получила огромную компенсацию и вложила эти деньги в развитие Шотландии.

Т. Гейнсборо — «Семейство Бейли» (ок. 1784 г.) (слайд 6)

Британские аристократы XVIII в. предпочитали другой подход к изображению материнства. Главной обязанностью женщины в детской было произвести наследника, что и отражалось в живописи. Это парадные портреты, в которых редко можно увидеть признаки близости матери и ее детей.

На этой картине Гейнсборо изображает семью не высшей английской знати, но следует всем канонам парадного аристократического портрета: богатое платье, условный фон, люди смотрят прямо на художника. В центр композиции он помещает не отца, а мать с малышкой, которой старший брат протягивает цветок. При этом ни мать, ни отец не смотрят на детей.

Семья Бейли уступала родовитым англичанам в статусе, но старалась вести схожий с ними образ жизни. Отец семейства Джеймс Бейли и его жена Колин принадлежали к крупным кланам Шотландии. Джеймс в молодости уехал в Вест-Индию, купил там плантацию и участвовал в работорговле. Прожив в колониях 20 лет, пара переехала в Лондон. Бейли, сам рабовладелец, был яростным противником отмены рабства на территории Британской империи. Когда в 1833 г. рабство все же было отменено, семья получила огромную компенсацию и вложила эти деньги в развитие Шотландии.

Ч.В. Коуп — «Жизнь, прожитая с толком» (1862 г.) (слайд 7)

Викторианская эпоха – это время, когда разбогатевший средний класс начинает гордиться своими достижениями. Викторианцы хотят видеть на полотнах и роскошные интерьеры, и счастливую семью. Муж обязан обеспечить жену, которая может посвятить себя хозяйству и материнству.

Чарльз Вест Коуп написал много таких картин. Он всегда подчеркивает эмоциональную связь между женщиной и детьми. Молодые матери на его полотнах не смотрят на зрителя, всё их внимание сосредоточено на ребенке. Викторианская мать учит сына играть на фортепиано, читает с ним книжку, проверяет уроки, обучает молитвам, чистит яблоко для дочки или с шутками и играми заставляет ее позавтракать. Она в первую очередь мать-наставница.

Картину «Жизнь, прожитая с толком» можно считать образом идеального викторианского материнства: молодая женщина за рукодельем в окружении трех детей, в колыбели спит четвертый. Она слушает сына, возможно, проверяет по книжке урок. Вокруг не прибрано, но это создает ощущение достоверности, как и ножницы, положенные на разворот книги, и вязание, которое девочка явно бросила, чтобы почитать, пока мама отвлеклась на брата.

Э. Мане — «Семья Моне в саду в Аржантее» (1874 г.) (слайд 8)

Во второй половине XIX в. французские матери массово стали вывозить детей дышать свежим воздухом: это стало считаться полезным для здоровья. Новое веяние не обошло и семьи художников, и это отразилось в живописи импрессионистов. У О. Ренуара, Кл. Моне и других художников много изображений семейного отдыха на природе.

Мужчина за работой – это Клод Моне. Мать позволяет мальчику валяться на траве, да и сама не боится испачкать платье. Камилла не заставляет Жана «сесть прилично», дает сыну двигаться свободно – все это новые подходы к воспитанию, к укреплению здоровья ребенка.

Г. Климт — «Три возраста женщины» (1905 г.) (слайд 9)

Густав Климт посвящает картину разным возрастам женщины и круговороту жизни вообще – это одна и постоянных тем в его искусстве. Маленькая девочка символизирует беззаботное детство и юность. Молодая женщина, которая держит девочку на руках, – период расцвета и зрелости. Наконец, старая женщина означает закат жизни.

Художник восхищается и любуется молодой матерью. Климт пишет картину о женской жизни, и материнское объятие оказывается самым прекрасным в жизни и девочки, которую обнимают, и женщины, которая держит на руках свою дочь.

Александ Дейнека – «Мать» (1932 г.) (слайд 10)

Самым сильным воплощением в развитии искусства выдающегося советского художника Александра Дейнеки стала картина «Мать». Спокойная, уверенная в себе молодая женщина с гордой осанкой – таким предстает образ матери. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Ребенок, заснувший у нее на руках, мягко клонит к материнскому плечу отяжелевшую головку. Весь облик женщины исполнен счастья и веры в бу­дущее. Полотно, выполненное в сдержанных, теплых тонах, напоминает настенную фресковую живопись. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

В образе, созданном А. Дейнекой, нерасторжимо слились доброта и твердость характера, лиризм и мужество. Художник сумел воплотить не только непреходящее оба­яние материнства, но и духовную красоту советской женщины, сознающей свое человеческое достоинство.

М.А. Савицкий — «Партизанская Мадонна (Минская)» (1978 г.) (слайд 11)

Михаил Андреевич Савицкий (1922-2010) – крупный белорусский художник. Участник боев за Севастополь попал в плен и прошёл Бухенвальд и Дахау. После войны он стал художником. Центральной темой его творчества была война.

Узнаваемая композиция Рафаэля наполняется новым смыслом, потому что помещена в другой контекст. На темном заднем плане еще более темные фигуры – это мужчины уходят в бой. Однако художник пишет не только мрачное полотно об ужасах войны, но и грядущее торжество жизни: хлеб поспевает, рождаются дети. Материнство здесь – знак продолжения жизни, вопреки всем происходящим вокруг ужасам.

Бэнкси — «Не забудь шарфик» 2009 г. (слайд 12)

Художник-аноним Бэнкси начинал с уличных граффити, однако уже в нашем веке попробовал себя в более традиционной живописи и концептуальной скульптуре. Более того, он снял фильм «Выход через сувенирную лавку», выдвинутый на «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм 2010 года».

Известность Бэнкси принесли граффити с политическим и социальным посылом. Он редко комментирует их смысл, даже если у работы возможно несколько толкований.

Мать поправляет сыну закрывающую лицо повязку, как будто проверяет, ровно ли завязан галстук. За этой композицией стоит несколько ироничное отношение художника к панкам: где бунт, а где материнская проверка внешности.

Но в этой работе можно увидеть и безграничную любовь матери к сыну. Она принимает его и поддерживает, хотя вряд ли эта консервативного вида женщина разделяет взгляды юноши на общепринятые нормы поведения и внешнего вида.

Как все работы Бэнкси, эту потом копировали, но неясно, он сам или кто-то другой. По сообщениям британской прессы, оригинал этой работы впервые появился на выставке 2009 года под названием «Не забудь шарфик» и без сопровождающего текста. Позже появилась другая подпись к работе: «Не забудь съесть свой ланч и устроить неприятности».

Выступление второй группы:

Образ матери в скульптуре (слайд 13)


Мама в жизни каждого из нас – это самый близкий, самый любимый и самый дорогой человек. Это первый человек, которого мы видим, который будет заботиться о нас, и принимать нас такими, какие мы есть всю свою жизнь. Сколько бы ни было нам лет, мама всегда будет считать нас детьми и относиться с трепетом и любовью.

Скульптура из дерева «Мать и дитя» Ярославль, Россия. (слайд 14)

«Мама, влюбленная в своего ребенка» (слайд 15)

«Мама и дети» Американ-Форк, Юта, США. (слайд 16)

«Формируем наше будущее» Ловланд, Колорадо, США (слайд 17)

«Любовь матери и ребенка» Атланта, Джорджия, США.(слайд 18)

«Мать и дитя» / Шумперк, Чехия. (слайд 18)

«Мама и спящий ребенок»(слайд 19)

«Любовь до кончиков пальцев»(слайд 19)

«Мама» Палермо, Италия. (слайд 20)

«Памятник бабушке» Ижевск, Россия. (слайд 21)


Мама — самый любящий и преданный человек в мире. Она искренне радуется нашим успехам, поддерживает при неудачах и переживает за каждый наш шаг на жизненном пути. Ей мы обязаны своей жизнью, с ней делимся радостями, тревогами и самыми сокровенными желаниями. Мамы — это те люди, которым нужно ставить памятники уже просто за то, что они у нас есть.

Выступление третьей группы:

Образ матери в музыке (слайд 22)



Художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты – поэтическим словом, а композиторы – музыкой

У австрийского композитора Ф.Шуберта есть произведение, ставшее известным во всем мире. Это ария «Аве, Мария». Франц Шуберт написал свою «Аве Марию» под впечатлением от картины «Сикстинская Мадонна». Это одно из красивейших музыкальных произведений, посвящённых образу матери.

Звучит «Аве, Мария» Ф. Шуберта.

Шуберт прожил очень короткую, но глубоко трагическую жизнь – всего 31 год, а как много он нам оставил! Его музыка полна чувств, которые так близки каждому из нас. Он подарил нам мелодию неземной красоты. Простая, проникновенная мелодия арии не оставляет равнодушным ни одного слушателя

Композитор П.И.Чайковский. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес. Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама»

Звучит «Мама» Чайковского

Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.


Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви. Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде они были впереди.

Выступление четвертой группы:

Образ матери в литературе (слайд 23)


Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской литературе в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной литературе. Русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины. В своем проекте нам хочется остановиться только на некоторых литературных фактах.

Образ матери, ее любовь к детям появился еще в русском фольклоре. (слайд 24)

Все мы знаем пословицу: «При солнышке тепло- при матери добро». А потом образ матери как – то потускнел.

Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

История темы матери ведет свое начало от самого возникновения русской словесности. Первые появления темы матери в литературе мы можем наблюдать в фольклорных произведениях, в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Тогда же в произведениях, не связанных с обрядом, в так называемых духовных стихах, начинает культивироваться высокий образ материнства через образ особенно чтимой в народе Богоматери. Ярким примером вхождения земного конкретного образа матери в письменную литературу является «Повесть об Улиании Осорьиной». Мать автора предстает в этом почти агиографическом произведении святой, но идеализация ее образа идет уже «на сниженной почве», и святость ее заключается в «хозяйственном служении домочадцам».

Народ всегда чтил мать! В устной поэзии с древних времен ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных.

Не случайно в народе также живёт много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение: "Нет милее дружка, чем родимая матушка”, "При солнышке светло, при матушке тепло”, "Птица рада весне, а младенец матери”, " У кого есть матка, у того голова гладка”, " Маменька родимая – свеча неугасимая” .

Сколько всего придумано и написано про мать, сколько стихов, песен, мыслей! Можно ли сказать что-то новое?!

Есть много примеров, когда героизм женщины-матери спасал своих детей, своих родных. Один из таких примеров – это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины – матери. (Былина «Авдотья Рязаночка»). Эта былина замечательна тем, что не мужчина – воин, а женщина – мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань на полону».

Образ матери в русской поэзии XX века преемственно связан также с поэзией XIX века, в первую очередь с именами Лермонтова и Некрасова, в чьем творчестве этот образ играл заметную роль. (слайд 25)

У Лермонтова тема матери, только начинающая входить в классическую высокую поэзию, имеет автобиографическое начало, что подтверждают стихотворения «Кавказ» (1830), а также «Ангел» (1831). Тенденции реализма, постепенно усиливающиеся в поэзии Лермонтова, приближение женского образа к более земному, ведут к иному способу воплощения темы матери – объективному («Казачья колыбельная» с ее образом простой матери из народа).

В ранней русской литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Неслучайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».



Но вот в литературе появляется поэт «гнева и печали» Н.А. Некрасов, и мы читаем строчки его стихов, посвященные матерям. (слайд 26)

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:


И если я легко стряхнул с годами

С души моей тлетворные следы

Поправшей всё разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения Н.А. Некрасова «Мать»)

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская», стихотворение «Внимая ужасам войны», поэма «Кому на Руси жить хорошо»…

« Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в стихотворении «Мать»

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!"

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее - тернового венка...

(Из стихотворение Н.А. Некрасова «Мать»)

Еще одно горе довелось ему видеть «в золотую пору малолетства»— горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а муж у нее был невежественный, жестокий и грубый. Целыми днями она оставалась в усадьбе одна, а муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми часами играла на рояле и плакала и пела о своей горькой неволе. «Она была певица с удивительным голосом», — вспоминал поэт о ней впоследствии.

Играла ты и пела гимн печальный;

Ту песню, вопль души многострадальной,

Твой первенец наследовал потом.

С участием относилась она к принадлежащим ее мужу крестьянам и нередко вступалась за них, когда тот угрожал им расправой. Но попытки обуздать его ярость не всегда удавались ей. Бывали случаи, что при этих попытках муж набрасывался и на нее с кулаками. Можно себе представить, как ненавидел его в такие минуты сын!

Елена Андреевна хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала малолетнему сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Через много лет, уже пожилым человеком, он вспоминал в стихотворении «Мать»:

И голос твой мне слышался впотьмах,

Исполненный мелодии и ласки,

Которым ты мне сказывала сказки

О рыцарях, монахах, королях.

Потом, когда читал я Данта и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого мира

В моем уме напечатлела ты.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час».

«Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам.

Некрасов утверждал, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины (см. стихотворения «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»).


С . Есенин (слайд 27)


Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…» (Стихотворение «Письмо матери»)

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Нам кажется, что идея стихотворения «Письмо матери» заключается прежде всего в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Конечно, некоторые эпизоды достаточно трудно сопоставить именно с Россией. Например, «часто ходишь на дорогу».

Также идеей стихотворения можно считать желание поэта обратить наше внимание на то, что мы не должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто любить их. Лирический герой сожалеет о том, что не делал так и хочет измениться.

(слайд 28) А. Яшин в 1964 году написал стихотворение «С матерью наедине». Даже его название достаточно похоже на «Письмо матери». Однако идею А. Яшин невозможно истолковать неоднозначно. Это именно обращение к людям, призыв к тому, чтобы они прислушивались к мнению тех, кто подарил им жизнь, любили их. Ситуации, описанные в этих двух стихотворениях, также похожи. И в том и в другом случае лирический герой – это личность, из «которой ничего не вышло» (как говорится у А. Яшина). Также и в «Письме матери» и в стихотворении «С матерью наедине» отмечается, что «Ведь нет всё равно ничего на свете милей твоего немудрёного крова». Данным примером мы хотим доказать, что, действительно, тема любви к матери относится к вечным темам. Однако именно стихотворения С. Есенина, который к 1924 году, уже отточил своё мастерство ,, кажутся нам наиболее понятными и приятными для каждого русского человека. Потому что именно этот автор умел, как никто другой, проникнуться сам и передать своим читателям тот самый «русский дух», который столь нам дорог.

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем.

(слайд 29)

Горький плач матери в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

(Из стихотворения Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны)

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

«Реквием» - поэма сложная, в ней нет, на первый взгляд, целостности, нет единого героя, общей сюжетной линии. Она вся словно собрана из осколков зеркала, в каждом из которых – новая героиня, новая судьба. И женщина из стихотворений то сливается с личностью автора, то противопоставляет себя другим, то объединяет свою судьбу с судьбами многих. Но всегда, в любом случае, героиня «Реквиема» - женщина, мать и жена.

Уже в первом стихотворении «Уводили тебя на рассвете..» картине придано широкое обобщение. Здесь нет личных мотивов, лирическая героиня сравнивает себя со «стрелецкими женами», воющими «под кремлевскими башнями». Смысл понятен: пролитую кровь нельзя оправдать ничем.

Личная тема появляется в 3,4,5 стихах. Это и очень точные временные детали («17 месяцев кричу»), и ласковое обращение («на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели»), это и характеристика самой лирической героини – «царскосельской веселой грешницы». Но за матерью и сыном встают тысячи подобных жертв, поэтому она стоит, «трехсотая с передачею», в тюремной очереди.

Образ матери становится сквозным и главным в поэме. Ахматова, рассказывая о своей судьбе, о своих страданиях, подразумевает общий характер такой судьбы:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Более того, название поэмы (реквием – заупокойная служба в католической церкви), христианская символика позволяют сопоставить этот образ с образом Богородицы. Именно эта мысль прямо высказывается в десятом стихотворении поэмы:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Слишком велико страдание матери, теряющей всего ребенка. Ничто не может сравниться с этим горем.

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой…

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями сталинского режима.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

X глава поэмы – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страдающей матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии.

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын – Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Таким образом, Ахматова выходит за рамки выражения личных переживаний. Поэма многоголосна, в ней сливаются голоса тех женщин, которые стояли в бесконечных тюремных очередях в ожидании «каменного слова», с робкой надеждой на чудо. И поэтесса не может, не вправе забыть это. Она обязана донести весь ужас тех дней до потомков. «Реквием» стал криком измученной души, сотни душ. Никогда не забудется подобное:

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»

«Ревкием» - гениальный сплав судьбы страны и судьбы самой Ахматовой. И мы благодарны этой великой женщине, создавшей поэтическую летопись эпохи.


(слайд 30) А. Фадеев Роман «Молодая гвардия» - еще одна веха в истории нашей страны. .Герой романа А. Фадеева Олег Кошевой обращается не только к матери, но и ко всем детям, от горя которых « седеют наши матери».:
«Мама, мама! Я помню руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете. И с того самого мгновения я всегда помню твои руки в работе.
Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были так малы, что походили на пеленки.
Я вижу твои пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба».
Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студеной воды – и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела.
Нет ничего на свете, что бы сумели руки твои, чего бы они погнушались!
Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полу сознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Ты проводила на войну сыновей – если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождешься вовеки…
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать свою – не от меня ли, не от тебя ли, не от него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу вернется все это у материнской могилы.
Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору?

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!

так пишет М. Исаковский в своем стихотворении.


(слайд 31) Мудрец нашего века Расул Гамзатов сказал: «Нам бы не только любить, но и молиться за матерей следует, и не потому, что они молятся за нас, а по внутренней потребности». Мать – начало всех начал, неиссякаемый источник добра, всепонимания и всепрощения. Мать – опора земли. Жизнелюбием матери, её милосердием и бескорыстием крепнет и умножается семья. В народе говорят: несчастлива семья, где женщина грустна. Не может быть счастливой и страна, где не устроены семьи, где нарушен или же не создан семейный лад, семейный уют. Благополучие семьи зависит от матери, от её внутреннего состояния, улыбки, тёплого взгляда. По отношению к женщине определяется зрелость общества, а нашей заботой о матерях – его нравственная высота или, наоборот, порочность и духовная нищета.

(слайд 32) Вот как об этом сказала М. Цветаева:

Склоняются низко цветущие ветки,
Фонтана в бассейне лепечут струи,
В тенистых аллеях все детки, все детки,
Ах, детки в траве, почему не мои? 
Как будто на каждой головке коронка,
От взглядов, детей стерегущих любя.
И женщине каждой, что гладит ребенка,
Мне хочется крикнуть: «Весь мир у тебя».
Как бабочки, платьица девочек пестры:
Там ссора, там слезы, там сборы домой.
И шепчутся мамы, как нежные сестры:
«Подумайте, сын мой!» - «Да что вы! А мой…»
Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умели и шпагу держать, и копье,
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное, женское счастье мое.

(слайд 33)

А закончим тему матери, ее любви к детям мы притчей «Мамина любовь»:
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом: кого она любит больше все на свете?
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
"Вот свеча — это я! Её огонь — моя любовь!"
Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
"Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…"
И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток, и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…

Учитель:

Заключение (слайд 34)

Тема материнства вечная. И не случайно она отражена в творчестве почти всех поэтов, писателей, художников и т.д. По-видимому, это чисто человеческий долг - воспевать ту женщину, которая подарила жизнь, которая является источником всего сущего, любви и красоты. Не забывайте своих матерей, не обижайте их, и не забудьте попросить прощения, преклонить колени перед своей мамой, которая вас ни на один миг не переставала любить.

4. Анализ и общая оценка.

Задачи перед школьниками были раскрыты достаточно четко. Дети узнали больше об образе матери в искусстве, сумели реализовать свои творческие способности, приобрели навыки сотрудничества, умения выслушать друг друга.

Ученики были увлечены в процесс, помогали друг другу.

Выявлены творческие способности у детей.

Поставленные цели и задачи были достигнуты, у ребят остались положительные эмоции от данного мероприятия.

Таким образом, можно отметить, что данное мероприятие очень полезно для обучающихся, оно прививает любовь к искусству.

Результат проделанной работы порадовал не только ребят, но и учителей школы, которым так же показали проект

5.Список использованной литературы:

1. А. Ахматова. Сборник стихотворений. Издательство Москва 1998 г.

2. Бунин И. Матери URL Электронный ресурс https://rustih.ru/ivan-bunin-materi/ (дата посещения 20.11.2019)

3. Гамзатов, Р. Стихотворения и поэмы Т.1 [Текст]/Р. Гамзатов - М.: Художественная литература, - 1980. - 511с.

4. Есенин С. А. В стихах и жизни: Стихотворения. – М.: Республика, 1995.

5. URL Электронный ресурс https://gallerix.ru/roster/ (дата посещения 23.11.2019)

6. Лермонтов М.Ю., «Стихотворения и поэмы», Москва, 1956.

7. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2-х т. Т. 2. Стихотворения и поэмы. Л., Сов. Писатель, 1989.

8. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2 – Л. «Наука», 1981.

9. В. Закруткин. Повесть «Матерь человеческая», издательство Москва 1991 г.

10. Русские народные пословицы и поговорки. – М.: Просвещение, 1990..

11. «Мамочка, любимая, родная», Сборник стихотворений, пословиц, поговорок, изречений. Губкинская ЦБС, 2002.

12. Фадеев М. Молодая гвардия URL Электронный ресурс http://lib.ru/RUSSLIT/FADEEW/mol_gwardiya.txt (дата посещения (23.11.2019)

13. М. Цветаева. Сборник стихотворений. Издательство Москва 1998 г.

Презентация и музыка в приложении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!