Образ Николая Ростова в романе «Война и мир»
Вопрос: ваши первые впечатления о герое?
Добрый, смелый, любящий, музыкальный (черта всей семьи Ростовых).
Но Толстой слово «музыкальный» употребляет не только в обычном смысле: имеющий хороший музыкальный слух, голос, интерес к музыке, но и другой –толстовская «музыкальность» - это умение слушать музыку мира, человек, умеющий чувствовать и понимать других… (Человек чести и долга. Прекрасные данные – не правда ли?)
Перелистаем страницы романа… и проследим духовное развитие героя.
Ростов в семье. Счастливая юность, баловень, достаточно вспомнить именины, полученное от него письмо после ранения и реакцию домочадцев. Радость по поводу произведения в офицеры, 6000 рублей на обмундирование… Блестящие глаза Наташи, сони, слёзы матери и отца. «Заговор любви».
Проследим же диалектику души героя.
Наметим основные события жизни внешней и душевной, кризисы и взлёты.
Тильзит (высшая дух. раб.)
Ростов в полку (1805 - 1807)
(«плато»)
дух. благополучие
Госпи-таль у Дени-сова
Проигрыш в карты (взрыв, рассеяние в падении)
Любовь к Алексан-дру. Т.1.
Отноше-
ние к
полку
Николень-ка в семье
Ростов –
Телянин
ч.2 гл.4
Первый бой и рассказ
о нём
А умеет ли этот благополучный мальчик, красавец гусар думать, анализировать жизнь и себя?
а) почему товарищи осудили не вора Телянина, а Николая?
Что в его поступке им показалось предосудительным?
(Честность Николая ни у кого не вызывает сомнения. Он защищает себя от этого маленького воришки, в общем-то несчастного, как он сам понимает позже). Николай не учёл того, что эта история станет достоянием всей армии и на полк будет брошена тень, запятнан и Богданыч – честный воин, командир.
Сострадание! Ростов себя обеляет.
ОН НЕ УМЕЕТ ПОКА СООТНОСИТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ С ИНТЕРЕСАМИ ПОЛКА.
«Голая» правда фактов и правда жизни (в данном случае – правда целого коллектива) не всегда совпадают.
б) как ведёт себя в первом бою герой? Осудил ли его Толстой?
Струсил. Сбежал. Это плохо, неожиданно для самого героя, мечтавшего о подвиге, но и естественно в целом для юноши, не закалённого в испытаниях. Толстой не осуждает героя. Сострадает. «Поскорее, поскорее бы… наконец-то наступило время атаки»
… Ему становилось всё веселее и веселее…
«Ох, как я рубану его!»
Грачик под ним был убит.
Надвигались французы. «Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?
… И разгорячённая, чуждая физиономия этого человека… испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того, чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. С ЧУВСТВОМ ЗАЙЦА, УБЕГАЮЩЕГО ОТ СОБАК.
в) почему, рассказывая о своём первом бое, Николушка всё приукрасил? Приукрасил бы подробности своего позора, например, кн. Болконский, как вы думаете?
СЛАБОСТЬ и хвастовство, позерство присущи молодому Ростову.
Но и здесь Толстой не судит.
Кн. Андрей высказывает своё неодобрение.
Мысль Ростова, глядящего на этого строгого адъютанта:
«никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика»
г) Почему, как вы думаете, Ростов так любил полковую жизнь?
«Возвратившись в это раз из отпуска, РОСТОВ В ПЕРВЫЙ РАЗ ПОЧУВСТВОВАЛ И УЗНАЛ, до какой степени сильна его связь с Денисовым и со всем полком…»
Когда он подъезжал к полку, «он испытал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сёстры, и слёзы радости, подступившие к горлу, помешали ему говорить».
ПОЛК БЫЛ ТОЖЕ ДОМ, И ДОМ НЕИЗМЕННО МИЛЫЙ И ДОРОГОЙ, КАК И ДОМ РОДИТЕЛЬСКИЙ.
Диалектика заключена во всех эпизодах.
Давайте оценим такую страстную привязанность. Хорошо это?
И ДА (как всякая преданность и верность, умение укореняться), но и плохо, т. к. это свидетельствует о том, что НИКОЛАЙ избрал полк и военную карьеру. Потому что жить в МИРУ для него ТЯЖКО, ТРУДНО, ведь здесь за него всё решают Денисов, Богданыч, обстоятельства. «Тут в полку, всё было ясно и просто».
H. РОСТОВ ИЗ ТЕХ, кто не умеет принимать решения и брать на себя ответственность.
д) чем, например, объясняется его страстное чувство к Александру Павловичу? Ведь его кумир – заурядный молодой человек, которого называли чувствительные дамы «кроткий ангел», трусоватый, осторожный, издали наблюдавший сначала за европейской бойней, а потом ускоривший Аустерлицкую катастрофу своим нетерпением поскорее «поиграть в войну»?
Приведите примеры высказываний Николая об Александре.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь» …
«Боже мой! Что со мной было, ежели бы ко мне обратился государь. Я бы умер от счастья»
В
«Не сотвори себе кумира»
ЕРНОПОДДДАНИЧЕСКИЙ ИНСТИНКТ,
МОНАРХИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ,
неумение делать выводы, сопрягать, наблюдать.
Потребность в кумире. Возникает мысль об ординарности Ростова.
е
Как вы его оценили?
)
Есть ли ещё тому доказательства? Да! Проигрыш в карты.
Внутренний монолог - ч. I II тома, 14 глава.
Страх, раскаяние, бездумность (Ростовы очень небогаты),
Предательство по отношению к семье. НО И ДРУГОЕ В ЭТОМ важно
Для Толстого: с кем не случались в юности подобные прогрешения?
Р
«Папенька простит меня»
остов - легкомысленный мальчик, оказавшийся в руках бреттера и картёжника Долохова. Он оказался слабым с его самолюбием барчука и офицера. Толстой не случайно показывает последующее освобождение от горя Ростова через музыку, пение Наташи. «
Как задрожала эта терния, и тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире… Всё вздор! МОЖНО ЗАРЕЗАТЬ, УКРАСТЬ И ВСЁ-ТАКИ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ…»
(43 тысячи проиграл) Толстой и здесь не судит героя.
Он оставляет ему самое главное испытание.
ж) Что должен был понять Ростов, побывав у Денисова в госпитале? Каковы его впечатления? ОН потрясён видом страданий, запахом разложившегося мяса, стонами раненых. Он близок к помешательству. После таких потрясений люди приходят к полному отрицанию войны и тех кумиров, что виноваты в трагедии.
з) Почему свидание двух императоров в Тильзите показано глазами Н. Ростова – одного из многих, так называемого “массового человека”. Именно он, рядовой человек, пошедший через войну, госпиталь и увидевший нарядных императоров, гарцующих на белых лошадях, доложен был П Р О З Р Е Т Ь. Но что мы слышим?
«РОСТОВ долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В ДУШЕ ЕГО поднимались СТРАШНЫЕ СОМНЕНИЯ. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями»…
То ему вспоминался этот самодовольный БОНАПАРТ с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает Александр.
ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ ЭТИ ОТОРВАННЫЕ РУКИ, НОГИ, УБИТЫЕ ЛЮДИ? –
Он заставал себя на таких странных для себя! мыслях, что пугался.
«И как вы можете судить, что было лучше! – закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью – как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем ПРАВО РАССУЖДАТЬ?!
МЫ НЕ МОЖЕМ ПОНЯТЬ НИ ЦЕЛИ, НИ ПОСТУПКОВ ГОСУДАРЯ!
Мы солдаты… рубиться и не думать.
Выводы: Толстой проверил своего героя, испытал. Как это страшно, когда человек отказывается думать и рассуждать, т. е. морально капитулирует, не способен дойти до полного отрицания устоявшегося регламента жизни, мнений, субординации. На фоне Бориса Друбецкого и Долохова, Ростов, безусловно, положителен, но на фоне кн. БОЛКОНСКОГО с его аустерлицким кризисом и прозрением?
ЛОГИКА посредственности, обыкновенности: предательство Сонечки, его нет на Бородинском поле, он становится хозяином и после войны.