Образ отца – это образ Отчизны.
Романова Наталья Алексеевна, учитель МАОУ «Школа № 44 с углублённым изучением отдельных предметов».
– А что, у отца-то большая семья?
– Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...
Н. А. Некрасов
О проблемах современного российского образования многие говорят и пишут и в СМИ, и в педагогических сообществах. Кто-то видит проблему в едином государственном экзамене, кто-то говорит про несовершенство образовательных программ, стандартов и учебников, кто-то с ностальгией вспоминает советскую систему образования, которая была весьма эффективной.
На мой взгляд, проблемы современного образования связаны с тем, что мужчины практически исключены из процесса воспитания подрастающего поколения.
Россия – женская страна, которой не хватает настоящих мужчин. Виноваты в этом и сами мужчины, которые живут быстро и умирают рано, не берегут себя и своё здоровье, и женщины, которые решили уподобиться мужчинам и сделать из своих мужей подкаблучников. Возможно, поэтому в России сейчас очень много неполных семей и матерей-одиночек.
Когда родители разводятся, воспитанием детей занимается именно женщина. Бывают приятные исключения, которые лишь подтверждают правило. Далеко не все представители сильного пола хотят брать на себя ответственность за воспитание детей.
В Советском Союзе воспитанием тоже чаще занимались женщины, но разводы не приветствовались, семьи были полные, и дети видели не только мать, но и отца.
В детских садах и школах мужчины не были такой редкостью, как сейчас. Стоит вспомнить такие кинофильмы, как «Усатый нянь» и «Джентльмены удачи», чтобы представить, как прекрасно мужчины справлялись с обязанностями воспитателя. Теперь профессии воспитателя и учителя стали исключительно женской прерогативой. Виной тому и заработная плата, и престиж педагогических профессий, и общественное мнение.
Получается, что ребёнок, развиваясь и взрослея, видит лишь женскую модель поведения и дома, и в школе. Это пагубно влияет на развитие человека. Не получается вырастить гармоничную, уверенную в себе, цельную личность с таким однобоким подходом.
В жизни каждого человека должен быть идеальный образ женщины и идеальный образ мужчины. У современных детей есть только один образ, к сожалению, далёкий от идеала. Это образ матери, которая вынуждена успевать везде и всюду, рваться на части, пытаясь дать ребёнку всё самое лучшее.
Михаил Врубель. Свидание Анны Карениной с сыном. 1878
Общественное мнение навязывает определённый образ русской женщины. О внутренней и физической силе русских женщин многие говорят и пишут. Часто вспоминают слова Николая Алексеевича Некрасова, сказавшего о настоящей русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…».
Однако, восхищаясь мощью русских женщин, Некрасов описывает и достойных мужчин, которые с детства знали, что такое долг, ответственность и тяжёлая работа. В стихотворении «Крестьянские дети» поэт прекрасно описывает маленького мужичка, который мудро и зрело рассуждает о своей большой семье и о том, какие у него обязанности перед матерью и сёстрами. Он растёт под сильным влиянием отца, работает вместе с ним и вырастет настоящим мужчиной.
В русской культуре имя отца вообще играет особую роль. Мудрые люди не зря говорят: «Мы оставляем детям отчий дом для жилья и отчество - для житья». Называя своё имя, мы постоянно вспоминаем имя отца. Мужчин и женщин в зрелом возрасте часто называют именно по отчеству. Имя это не должно быть пустым звуком, иначе не будет смысла его называть. В русском языке слова «отец», «отчество» и «Отчизна» неразрывно связаны. Это слова с одним корнем, с одним внутренним стержнем, с глубинным внутренним смыслом.
Вронский в романе Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», рассуждая о том, что такое настоящая семья, говорит: «Мы соединены самыми святыми для нас узами любви. У нас есть ребёнок, у нас могут быть ещё дети. Но… моя дочь по закону – не моя дочь, а Каренина. И завтра родится сын, мой сын, и он по закону – Каренин, он не наследник ни моего имени, ни моего состояния, и как бы мы счастливы ни были в семье и сколько бы у нас ни было детей, между мною и ими нет связи…работая, необходимо иметь убеждение, что дело моё не умрёт со мной, что у меня будут наследники, а этого у меня нет». Следовательно, глубинная связь между отцом и ребёнком закрепляется и отчеством, и фамилией. Это важно для родителей и для детей. В образе отца, в фамилии и в отчестве сохраняется связь поколений, которая не должна быть нарушена.
Образ отца очень важен для становления мужчины и для воспитания женщины. Обратимся к словам Ирины Николаевны Затеевой, которая о своём отце Николае Владимировиче Затееве, командире атомного подводного ракетного крейсера «К-19», капитане 1 ранга, говорит так: «Домой он приходил, когда я спала, а уходил обычно до того, как я просыпалась. Узнавала о папином приходе домой только по запаху одеколона. Но в душе я всегда была с ним, чувствовала его настроение, старалась угадать его желания, жить его мыслями, насколько позволяло моё детское воображение. Он представлялся мне сказочным богатырём, и я гордилась им, он был для меня идеалом, настоящим мужчиной: спокойным, волевым, целеустремлённым, порой упрямым. Я никогда не переставала гордиться им». Значит, для формирования личности важен не только образ отца, но и гордость за него. Из гордости своей фамилией, своей семьёй вырастает гордость за Отечество.
Дочь командира «К-19» Ирина Затеева рядом с могилой отца.
В русской культуре отчество всегда образуется от мужского имени — от имени отца. Важно и то, что большинство современных русских фамилий имеет патронимическое происхождение, то есть происходит от отчеств. Любовь к Родине вырастает из любви к отцу. Вырастая и взрослея вместе с человеком, любовь эта постепенно распространяется не только на семью, родной город, но и на всё Отечество.
Виктор Гюго справедливо заметил: «Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны». Многие современные подростки, изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», понимают поступок главного героя, хотя он и кажется им жестоким. Они более патриотичны, чем поколения 90-х годов двадцатого века.
Мы должны помочь современным детям вырасти настоящими патриотами, которые проявят себя не на словах, а на делах. Без мужчин практически невозможно вырастить настоящих защитников Отечества. Недаром Монтескье отметил такую закономерность: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
4