тема: Образ педагога в контексте цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровизация, образ педагога, современное образование, наставник, тьютор, требования, компетенции, навыки.
Аннотация:
Данная научная статья анализирует образ педагога в контексте цифровой экономики, которая является основным трендом современного образования. В статье обсуждаются основные изменения, которые происходят в формате человеческой личности в современном обществе в свете цифровизации, а также предлагаются новые требования к педагогу на современном этапе. Статья также рассматривает статус педагога в цифровом обществе, выделяя его роль как наставника и тьютора.
Цель статьи:
Целью данной статьи является анализ образа педагога в контексте цифровой экономики и выявление новых требований, возникающих на современном этапе.
Задачи статьи:
1. Определить основные аспекты цифровизации в образовании и ее влияние на образ педагога.
2. Рассмотреть изменение формата человеческой личности в современном обществе в свете цифровизации и его влияние на педагога.
3. Анализировать статус педагога в цифровом обществе и выделить роли наставника и тьютора.
4. Определить новые требования к педагогу на современном этапе.
Актуальность статьи:
Цифровизация является главным трендом современной образовательной системы, что делает данный вопрос актуальным. Изменение формата человеческой личности в современном обществе и требования к педагогу в цифровом обществе являются важными аспектами, которые требуют дальнейшего исследования.
Введение
В современном обществе одним из основных трендов является процесс цифровизации, который охватывает все сферы деятельности, включая образование. Цифровизация вносит революционные изменения в формат человеческой личности и требует нового подхода к образованию. В свете этих изменений особенно актуален вопрос об образе педагога в контексте цифровой экономики. В данной научной статье рассмотрим основные аспекты этой проблематики.
Цифровизация, проникая в образовательные процессы, меняет их основы и принципы. Она стала неотъемлемой частью учебного процесса, обеспечивая доступ к большому объему информации и инструментарию для саморазвития. [2] Они позволяют разнообразить методы обучения, сделав их более интерактивными и основанными на активном взаимодействии с учебным материалом. Например, возникновению нового формата обучения, таких как дистанционное образование, мобильное обучение, электронные платформы для самообразования и другие.
Цифровизация имеет глубокое влияние на формирование личности современного человека. Благодаря доступу к огромному объему информации и коммуникационным технологиям, мы становимся более гибкими и адаптивными, усваиваем новые навыки и знания быстрее, чем когда-либо. В то же время, появляются новые вызовы, такие как информационное перенасыщение и необходимость постоянного обновления знаний.
Педагогика, по мнению Ушинского, не наука, а искусство[5], которое может изменить или разрушить всю образовательную систему. Сейчас мы часто замечаем вместо классической функции передачи знаний, педагог становится наставником, способствующим развитию критического и аналитического мышления у учащихся. Он активно использует цифровые технологии в своей работе, создавая учебные материалы, организуя интерактивные уроки и поддерживая студентов в своих учебных достижениях. В цифровом обществе педагог также выступает в качестве тьютора, помогая учащимся освоить новые технологии и ориентироваться в огромном потоке информации.
Современный педагог должен обладать широким спектром компетенций для успешной работы в цифровом обществе. Во-первых, он должен быть технически грамотным и уметь применять современные цифровые инструменты и технологии в образовательной практике. Во-вторых, педагог должен быть гибким и адаптивным, способным быстро адаптироваться к новым требованиям и изменениям в области образования. В-третьих, он должен развивать свои коммуникативные навыки, чтобы эффективно взаимодействовать с учащимися и оказывать им должную поддержку.
Цифровизацию образования можно определить как процесс внедрения цифровых технологий и ресурсов в образовательный процесс для оптимизации его эффективности, доступности и качества[2]. Оно включает в себя использование онлайн-платформ, электронных учебников, мобильных приложений и других инструментов, позволяющих организовать дистанционное обучение и повысить интерактивность образовательного процесса.
Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс приводит к изменению формата человеческой личности. Современные молодые люди, воспитанные в условиях цифровизации и постоянного доступа к информации, обладают более гибким мышлением, способностью к быстрому обучению и анализу данных. Однако это может привести к формированию “клипового мышления”[2], когда обучаемые не способны к глубокому анализу и критическому мышлению.
Современное цифровое общество предъявляет новые требования к образованию и, соответственно, к педагогам.
В условиях цифровизации образование становится интерактивным, доступным и разнообразным, что ставит перед педагогами новые задачи. В данном контексте особенно актуальны такие роли, как наставник и тьютор. Рассмотрим оба понятия.
Наставничество – это процесс передачи знаний, умений и навыков от более опытного человека к менее опытному. Наставник играет ключевую роль в обучении и развитии молодых специалистов. Он помогает им адаптироваться в новом коллективе, освоить новые навыки и развить профессиональные компетенции.
По мнению Погосян , главной целью наставника является - поддержка индивидуализации востребованности обучающегося в современном высокотехнологичном обществе.[3]
По мнению С. И. Змеева, «тьютор - это наставник, обучающий взрослых людей, осуществляющий постоянную поддержку одного или нескольких взрослых, обучающихся в решении вопросов организации обучения» [1]
В педагогике тьютор является наставником, который сопровождает процесс самообразования и личностного образовательного поиска, помогает в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ и проектов. Позиции педагога и тьютора взаимодополняют друг друга в общем процессе образования. Педагог определяет цели, методы и содержание обучения, а тьютор помогает обучающимся разработать и реализовать индивидуальную образовательную траекторию, приобрести опыт самостоятельной работы над образовательными проектами.
В средней школе тьютор должен, принимать во внимание возрастные психологические особенности учащихся: желание быть самостоятельным, отрицательное отношение к чрезмерной заботе старших, тяга к утверждению индивидуальности, несходства с остальными, острая непримиримость с некоторыми организационными видами занятий [4].
В цифровом обществе педагог играет важную роль наставника и тьютора, помогая обучающимся адаптироваться к новым условиям и достигать образовательных целей. Для успешного выполнения этих ролей педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и быть готовым к изменениям, которые приносит цифровизация.
Заключение:
Выводы, сделанные на основе проведенных исследований, показывают, что образ педагога в контексте цифровой экономики претерпел существенные изменения. Цифровизация стала основным трендом современного образования, что требует от педагогов новых компетенций и навыков. Педагоги должны быть готовыми выступать в качестве наставников и тьюторов, уметь эффективно использовать современные технологии в образовательной практике. Только так они смогут успешно формировать личность учащихся и приспосабливаться к постоянно меняющимся требованиям современного общества.
Список литературы:
1.Змеев, С. И. Основы андрагогики [Текст] : учеб. пособ. для вузов / С. И. Змеев. - М. : Флинта : Наука, 1999.
2.Кочергин Д. Г., Жернов Е. Е. Опыт цифровизации высшего образования в США / Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 15.
3. Погосян Л. В. Разработка образовательного контакта « Наставник (тьютор) ХХI века» в рамках ФГОС четвертого поколения для преподавания на любой образовательной ступени / Science Time. 2016
4.Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 203-206.
5.Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : вопросы воспитания / К. Д. Ушинский. - Москва : Гос. учеб.-педагогич. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. - Т. 1. - 640 с.