Тема: «Образ Родины и родного дома».
«Моя лирика жива
одной большой любовью,
любовью к Родине.
Чувство Родины –
основное в моем творчестве».
С.Есенин
1.На чужой стороне Родина милее вдвойне.
2.Нет в мире краше Родины нашей.
3.Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Страна березового ситца
Сергей Александрович Есенин
Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области
-
Мать
Татьяна Федоровна
Отец
Александр Никитич
Родители поэта - потомственные рязанские хлеборобы
С двух до девяти лет Сергей воспитывался в семье деда Титова
Константиново -
Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село, расположенное на высоком холмистом берегу Оки
Эти красивейшие места вдохновляли ПОЭТА
Школа, в которой учился Есенин
Константиновская земская начальная школа
Грифельная дощечка для письма
Учебники, литература для чтения, наглядные учебные пособия.
Из рязанской деревни поэт уехал
совсем молодым, жил в Москве
Петербурге, за границей, в родную деревню
приезжал как гость
1916 г.
Выходит первый сборник его стихов «Радуница».
О Есенине заговорили как о творце дивных красок, художнике слова с большим будущим
ДОМ
Фундамент – основание, основа, то, на чём стоит дом. Стены – оболочка, защита от внешнего мира. Крыша (покрывать, кров), создание внутри дома уюта. Труба, дым – тепло домашнего очага. Окно – глаза дома.
ФИЗМИНУТКА
- Солнечным погожим днем мы с друзьями в лес идем. Мы с собой несем корзинки. Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
- Собираем землянику, ищем вкусную чернику,
- Голубику, костянику, кисловатую бруснику. (Наклоны вперед.)
- А вокруг полно малины. Пройти мимо не могли мы.
- Собираем по кустам. Здесь отличные места! (Повороты вправо- влево.)
- Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте.)
- А вокруг – так интересно! (Потягивания – руки в стороны.)
- Отдохнуть пора, дружок, мы присядем на пенек.
«Я покинул родимый дом…»
- 1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
- 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
- 1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.
! Песня «Где ты, отчий дом»
- Что вы представляли, когда слушали песню и читаем эти строки? - Каким настроением окрашено стихотворение?
- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом?
- Какой образ в конце стихотворения?
Почему Русь голубая?
Берёза –
символ России
Клён – хранитель родного очага .
Олицетворение
- Березняк теплит,
- луна распласталась,
- петь пурге,
- стережет клен,
- клен на меня похож
Метафоры
Золотою лягушкой луна.
(Луна распласталась, как лягушка)
«Низкий дом с голубыми ставнями…»
- Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?
-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
-Какие картины увидел поэт, думая о доме?
Дом, поле, луга,
серенькие небеса,
седые журавли,
березы,
кривой ракитник.
«Родимый дом» - «родимая выть»
Эпитеты
«Сереньким ситцем»,
- «северных бедных небес»,
- «нежность грустную»,
- «седых журавлей»,
- «в тощие дали»,
- «сытных хлебов не видали»,
«ракитник кривой и безлистный».
«Голубая Русь» – «голубые ставни»
Сравним несколько строк:
«Я покинул родимый дом …».
Голубую оставил Русь…
«Низкий дом с
Старый клён на одной ноге…
Наше поле, луга и лес,
голубыми ставнями…»
Принакрытые сереньким ситцем
Только видели березь да цветь,
Долго петь и звенеть пурге…
Этих северных бедных небес..
Да ракитник, кривой и безлистый…
Да разбойные слышали свисты,
И я знаю, есть радость в нём
От которых легко умереть
Нежность грустную русской души
Вывод:
Основная тема лирики С. Есенина – тема Родины, родного дома.
- В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил. Стихотворения, написанные в разное время , роднит глубокий лиризм, усиленный музыкальным звучанием стиха. Всё это завораживает нас, читателей.
НО:
- В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости.
А во втором стихотворении чувства поэта и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью. Поэтому разное настроение стихотворений, разные интонации.
- Многое произошло в жизни С. Есенина.
Но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.
Можно ли утверждать, что тема Родины, родной природы, родного дома привлекает С. Есенина?
- «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».
В. Чернявский
(друг поэта, артист)
Рефлексия
Красный цвет – отлично,
жёлтый - хорошо,
синий – не очень.
Домашнее задание:
- 1.Биография поэта, стр. 49-50,
- 2. Выучить наизусть любое стихотворение С.А.Есенина,
стр. 50 -52.