СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Родины и родного дома в лирике С. А. Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Моя лирика жива   одной большой любовью,  любовью к Родине. Чувство Родины –  основное в моем творчестве». С. А. Есенин  

Просмотр содержимого документа
«Образ Родины и родного дома в лирике С. А. Есенина»

Тема: «Образ Родины и родного дома». «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».  С.Есенин

Тема: «Образ Родины и родного дома».

«Моя лирика жива

одной большой любовью,

любовью к Родине.

Чувство Родины –

основное в моем творчестве».

С.Есенин

   1.На чужой стороне Родина милее вдвойне. 2.Нет в мире краше Родины нашей. 3.Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

1.На чужой стороне Родина милее вдвойне.

2.Нет в мире краше Родины нашей.

3.Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Страна березового ситца

Страна березового ситца

Сергей Александрович  Есенин м Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области -

Сергей Александрович Есенин

  • м

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области

-

Мать Татьяна Федоровна Отец Александр Никитич Родители поэта - потомственные рязанские хлеборобы

Мать

Татьяна Федоровна

Отец

Александр Никитич

Родители поэта - потомственные рязанские хлеборобы

С двух до девяти лет Сергей воспитывался в семье деда Титова

С двух до девяти лет Сергей воспитывался в семье деда Титова

Константиново -  Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село, расположенное на высоком холмистом берегу Оки

Константиново -

Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село, расположенное на высоком холмистом берегу Оки

Эти красивейшие места вдохновляли ПОЭТА

Эти красивейшие места вдохновляли ПОЭТА

Школа, в которой учился Есенин   Константиновская земская начальная школа Грифельная дощечка для письма   Учебники, литература для чтения, наглядные учебные пособия.

Школа, в которой учился Есенин

Константиновская земская начальная школа

Грифельная дощечка для письма

Учебники, литература для чтения, наглядные учебные пособия.

Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость

Из рязанской деревни поэт уехал

совсем молодым, жил в Москве

Петербурге, за границей, в родную деревню

приезжал как гость

 1916 г. Выходит первый сборник его стихов «Радуница». О Есенине заговорили как о творце дивных красок, художнике слова с большим будущим

1916 г.

Выходит первый сборник его стихов «Радуница».

О Есенине заговорили как о творце дивных красок, художнике слова с большим будущим

ДОМ Фундамент – основание, основа, то, на чём стоит дом. Стены – оболочка, защита от внешнего мира. Крыша  (покрывать, кров), создание внутри дома уюта. Труба, дым – тепло домашнего очага. Окно – глаза дома.

ДОМ

Фундамент – основание, основа, то, на чём стоит дом. Стены – оболочка, защита от внешнего мира. Крыша (покрывать, кров), создание внутри дома уюта. Труба, дым – тепло домашнего очага. Окно – глаза дома.

ФИЗМИНУТКА Солнечным погожим днем мы с друзьями в лес идем. Мы с собой несем корзинки. Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.) Собираем землянику, ищем вкусную чернику, Голубику, костянику, кисловатую бруснику. (Наклоны вперед.) А вокруг полно малины. Пройти мимо не могли мы. Собираем по кустам. Здесь отличные места! (Повороты вправо- влево.) Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте.) А вокруг – так интересно! (Потягивания – руки в стороны.) Отдохнуть пора, дружок, мы присядем на пенек.

ФИЗМИНУТКА

  • Солнечным погожим днем мы с друзьями в лес идем. Мы с собой несем корзинки. Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
  • Собираем землянику, ищем вкусную чернику,
  • Голубику, костянику, кисловатую бруснику. (Наклоны вперед.)
  • А вокруг полно малины. Пройти мимо не могли мы.
  • Собираем по кустам. Здесь отличные места! (Повороты вправо- влево.)
  • Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте.)
  • А вокруг – так интересно! (Потягивания – руки в стороны.)
  • Отдохнуть пора, дружок, мы присядем на пенек.
«Я покинул родимый дом…»  1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде. 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская. 1918 год  – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.

«Я покинул родимый дом…»

  • 1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
  • 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
  • 1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.
! Песня «Где ты, отчий дом»  - Что вы представляли, когда слушали песню и читаем эти строки?  - Каким настроением окрашено стихотворение?   - Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? - Какой образ в конце стихотворения?

! Песня «Где ты, отчий дом»

- Что вы представляли, когда слушали песню и читаем эти строки? - Каким настроением окрашено стихотворение?

- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом?

- Какой образ в конце стихотворения?

 Почему Русь голубая?

Почему Русь голубая?

Берёза – символ России

Берёза –

символ России

Клён – хранитель родного очага .

Клён – хранитель родного очага .

Олицетворение  Березняк теплит, луна распласталась, петь пурге, стережет клен, клен на меня похож  Метафоры Золотою лягушкой луна. (Луна распласталась, как лягушка)

Олицетворение

  • Березняк теплит,
  • луна распласталась,
  • петь пурге,
  • стережет клен,
  • клен на меня похож

Метафоры

Золотою лягушкой луна.

(Луна распласталась, как лягушка)

«Низкий дом с голубыми ставнями…»    - Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?  -Что же звучит в душе поэта, какая музыка?  -Какие картины увидел поэт, думая о доме?

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

- Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?

-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?

-Какие картины увидел поэт, думая о доме?

Дом, поле, луга, серенькие небеса,  седые журавли, березы, кривой ракитник.

Дом, поле, луга,

серенькие небеса,

седые журавли,

березы,

кривой ракитник.

 «Родимый дом» - «родимая выть»  Эпитеты  «Сереньким ситцем», - «северных бедных небес», - «нежность грустную», - «седых журавлей», - «в тощие дали», - «сытных хлебов не видали», «ракитник кривой и безлистный».  «Голубая Русь» – «голубые ставни»

«Родимый дом» - «родимая выть»

Эпитеты

«Сереньким ситцем»,

- «северных бедных небес»,

- «нежность грустную»,

- «седых журавлей»,

- «в тощие дали»,

- «сытных хлебов не видали»,

«ракитник кривой и безлистный».

«Голубая Русь» – «голубые ставни»

Сравним несколько строк:  «Я покинул родимый  дом …». Голубую оставил Русь… «Низкий дом с Старый клён на одной ноге… Наше поле, луга и лес, голубыми ставнями…» Принакрытые сереньким ситцем Только видели березь да цветь, Долго петь и звенеть пурге… Этих северных бедных небес.. Да ракитник, кривой и безлистый… Да разбойные слышали свисты, И я знаю, есть радость в нём От которых легко умереть Нежность грустную русской души

Сравним несколько строк:

«Я покинул родимый дом …».

Голубую оставил Русь…

«Низкий дом с

Старый клён на одной ноге…

Наше поле, луга и лес,

голубыми ставнями…»

Принакрытые сереньким ситцем

Только видели березь да цветь,

Долго петь и звенеть пурге…

Этих северных бедных небес..

Да ракитник, кривой и безлистый…

Да разбойные слышали свисты,

И я знаю, есть радость в нём

От которых легко умереть

Нежность грустную русской души

Вывод:   Основная тема лирики С. Есенина – тема Родины, родного дома. В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил. Стихотворения, написанные в разное время , роднит глубокий лиризм, усиленный музыкальным звучанием стиха.  Всё это завораживает нас, читателей. НО:  В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости.  А во втором стихотворении чувства поэта и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью. Поэтому разное настроение стихотворений, разные интонации. Многое произошло в жизни С. Есенина.  Но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.   Можно ли утверждать, что тема Родины, родной природы, родного дома привлекает С. Есенина?

Вывод:

  Основная тема лирики С. Есенина – тема Родины, родного дома.

  • В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил. Стихотворения, написанные в разное время , роднит глубокий лиризм, усиленный музыкальным звучанием стиха. Всё это завораживает нас, читателей.

НО:

  • В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости.

А во втором стихотворении чувства поэта и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью. Поэтому разное настроение стихотворений, разные интонации.

  • Многое произошло в жизни С. Есенина.

Но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.

Можно ли утверждать, что тема Родины, родной природы, родного дома привлекает С. Есенина?

 «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».  В. Чернявский (друг поэта, артист)

  • «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».

В. Чернявский

(друг поэта, артист)

Рефлексия   Красный цвет – отлично, жёлтый - хорошо, синий – не очень.

Рефлексия

Красный цвет – отлично,

жёлтый - хорошо,

синий – не очень.

 Домашнее задание: 1.Биография поэта, стр. 49-50, 2. Выучить наизусть любое стихотворение С.А.Есенина,  стр. 50 -52.

Домашнее задание:

  • 1.Биография поэта, стр. 49-50,
  • 2. Выучить наизусть любое стихотворение С.А.Есенина,

стр. 50 -52.