СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ русалки в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере стихотворений «Морская царевна» и «Русалка».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В литературном наследии М.Ю. Лермонтова достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. В данной работе нас будет интересовать образ русалки.

Просмотр содержимого документа
«Образ русалки в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере стихотворений «Морская царевна» и «Русалка».»

Образ русалки в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере стихотворений «Морская царевна» и «Русалка».

В литературном наследии М.Ю. Лермонтова достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. В данной работе нас будет интересовать образ русалки.

Рассмотрим два стихотворения, где этот образ был наиболее ярко раскрыт. Это «Морская царевна» и «Русалка».

Стихотворение «Русалка» было написано в 1832 году. За основу был взят миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек-русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласиться взять одну из них в жены.Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако все же пытается его опровергнуть. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем несравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им, как бы они ни хотели, не под силу. И именно этим чувством тоски наполнено все стихотворение.

Сюжет заключается в том, что некая русалка плавает в ночи, стараясь доплеснуть морскую пену до самой луны. При этом она поет песню о своем «морском» доме, как там гуляют стада златых рыбок и возвышаются хрустальные города. Морские обитательницы любят расчесывать волосы покоющегося здесь витязя, целовать и любоваться им. Однако он хладен и нем. От того, что прекрасного витязя не оживить, что все их старания тщетны, русалка впадает в непонятную тоску.

Мы можем увидеть, что данное стихотворение состоит из двух частей. Первая часть «авторская», здесь идет рассказ от третьего лица, который описывает картину увиденного:

…Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны…

Слово - сигнал здесь «старалась». Автор намеренно дает нам понять, что все замыслы русалки тщетны и им не суждено сбыться. Это касается не только попытки дотянуться до ночного светила, но и обрести свое счастье с земным мужчиной.

Вторая часть состоит из прямой речи, пения русалки, повествование идет от первого лица. Именно из песни мы узнаем о хладном витязе, спавшем «на подушке из ярких песков /Под тенью густых тростников»

Стихотворение богато красками. Цветовую гамму так же можно разбить на две части. Первая часть стихотворения состоит из мягких цветов, прообразов ночной воды. Это голубой, серебристый, бледно-желтый (оттенок луны, отражающийся в воде). Вторая же более яркие оттенки, подчеркивающие «причудливость» подводного мира. Здесь мы встречаем златых рыбок(золотой), хрустальные города(сияющий разными оттенками цвет), яркие пески (желтый), густые тростники (зелёный).

Так же стихотворение имеет музыкальную окраску.

Благодаря таким звукам как: л, р, п, б, в, м, создается ритм, который передает плавное колыхание волны.

…Русалка плыла по реке голубой…

…И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Мораль, которую Лермонтов заложил в это стихотворение, имеет конкретного адресата, которым является его бывшая возлюбленная Екатерина Сушкова. Именно между ней и бездушной русалкой проводит поэт очень тонкую параллель, намекая на то, что этой женщине никогда не удастся вымолить у него прощение за все те низкие поступки и насмешки, которые Лермонтову довелось стерпеть от этой надменной красавицы.

«Русалка» это больше философское стихотворение и сама героиня только часть этого лунного ночного пейзажа, на фоне которого разыгралась драма человеческой жизни.

Теперь обратимся к стихотворению «Морская царевна».

В 1841 году, за несколько месяцев до смерти, 27-летний Лермонтов пишет балладу со сказочным сюжетом"Морская царевна". Сюжет стихотворения заключается в том, что некий царевич, купая своего коня, услышал девичий голос и поплыл на него. Достигнув своей цели, он хватил звавшую его русалку за косу и вытащил ее на берег, чтобы показать друзьям, однако прекрасная морская красавица не могла жить без воды и превратилась в чудовище. Увидев это,царевич бросил ее и уехал.

Здесь Лермонтов говорит, что любовь может погубить. Это стихотворение пронизано нотами трагизма. Морская царевна хотела любви и ласки,

Хочешь провесть ты с царевною ночь?...


а царевич жестоко подшутил над ней. Она не могла жить на земле и погибла.

Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок;

Шепчут уста непонятный упрек...

Царевич погубил не только любовь, но и душу прекрасной морской царевны. Он предстает как властелин, решающий судьбы, а она – жертва своей пылкой любви.

Это стихотворение имеет интересную концовку. На первый взгляд, финал четко определен: царевич победил, чудовище умерло, герой уезжает домой. Но с другой стороны, остается ряд нерешенных вопросов.

Едет царевич задумчиво прочь.

Будет он помнить про царскую дочь!

Почему царевич едет "задумчиво", о чем он думает? Как "будет он помнить царскую дочь": как результат победы, как увиденный ужас или станет размышлять о причинах случившегося преображения прекрасной девы в чудо морское? Вопросы как будто остаются без ответа, финал стихотворения как будто является открытым.

Но если мы посмотрим на это стихотворение глубже, то сможем объяснить не только весь его смысл, но и его финал. На самом деле, стихотворение «Морская царевна» можно рассматривать как автобиографическое.

Прочитав письма Лермонтова, воспоминания его друзей, его биографию, можно предположить, что в этом стихотворении описана история любви Лермонтова и Варвары Лопухиной.

Лермонтов еще в пору своего юношества знакомиться с Варварой Лопухиной, одной из младших дочерей близкой ему семьи. Лермонтов влюбляется в нее с первого взгляда и любит ее самой искренней и чистой любовью на протяжении всей своей жизни. И многие его произведения посвящены ей. Но им не суждено быть вместе, как бы они друг к другу не стремились, подобно морю и суше. Лермонтов переезжает в 1832 году в Петербург и поступает в школу юнкеров. Но он продолжает интересоваться судьбой Вари и переписывается с ее сестрой Марией Лопухиной. И в 1835 году Варвара выходит замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева, который был старше ее на 17 лет. Свадьба была спланирована ее родителями, без ее согласия. Родители всегда навязывали ей свою волю, о чем свидетельствует строчка: «В косу вплелася морская трава».

Узнав об этом, Лермонтов начинает обвинять ее в измене, его мечты и иллюзии рушатся подобно тому, как в стихотворении происходит превращение прекрасной царевны в чудовище.

«Видит: лежит на песке золотом

Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт,

Весь замирая, свиваясь, дрожит…»

Эти строфы показывает отношение Лермонтова к тому, что его любимая выходит замуж за другого. Сам он пригрел у себя на груди (песке золотом) змею, так как описание хвоста у царевны подобно змеиному.

Смерть русалки указывает на то, как умирает любовь, мучаясь и страдая, после этого известия. Но Варя любит Лермонтова, этот брак не по ее воле. Когда он приезжает к ним на помолвку, он не замечает ни блеска в ее глазах, ни радости от предстоящего торжества.

«Бледные руки хватают песок;

Шепчут уста непонятный упрек...»


Лопухина всей своей сущностью тянется к Лермонтову, но уже ничего не изменить. Ее судьба искалечена, а их любовь обречена. Она обвиняла Лермонтова, что именно он не смог сохранить и сберечь их отношения. А для самого Лермонтова это «непонятный упрек», ведь он не понимает, почему Варвара обвиняет его в этом.


Сравнивая эти два стихотворения, мы приходим к выводу, что если в морской царевне главная героиня жертва своей любви, а ее избранник погубитель, то в русалке героиня наоборот наделена силой властвовать, но власть ее не способна ничего изменить. Эти стихотворения объединены темой смерти. Как мы видим, души разных стихий, а именно стихией земли и воды не могут сосуществовать вместе в счастье и благополучии, их души не могут слиться воедино. Отсюда следует тема корысти. В морской царевне, царевич погубил душу русалки из желания похвастаться перед друзьями добычей, именно добычей, а не возлюбленной.

"Эй вы! сходитесь, лихие друзья!

Гляньте, как бьется добыча моя...

В русалке же, юная красавица имеет желание обладать витязем, то есть преследует свою собственную цель, которую до конца она сама не понимает, отсюда ее непонятная тоска. Для нее и ее подруг он просто хладный красавец, бездыханное тело, которое уже не способно сделать вздох.

Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
      Остается он хладен и нем;

Основная мысль и смысл заключен в противостоянии и поединке между водой и землей. Автор не случайно обращается к славянской мифологии для создания образов героев своего произведения, так как именно с помощью использования двух противоположных стихий в этих стихотворениях, он показал нам это противостояние. Суша и вода далеки друг от друга и не могут стать одним целым, и как бы герои не старались приблизиться к воссоединению, их попытки принимают трагический конец.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!